Как раздеть стюардесс и заработать миллиарды долларов

22 March 2018

Вьетнамский лоукостер VietJet Air на родине не ругал только ленивый. Еще бы – там стюардессы работают в бикини! Это же национальный позор. Что о Вьетнаме подумают иностранцы?

Но каждое упоминание VietJet Air в газетах или интернете, пусть даже в негативном ключе, только на руку основательнице и главе авиакомпании Нгуен Тхи Фуонг Тхао (Nguyen Thi Phuong Thao).

Маркетинг делает свое дело: любое упоминание авиакомпании тут же сопровождается то кадрами, где стюардессы в бикини дефилируют по салону самолета, то фотографиями из календарей с полуобнаженными сотрудницами авиакомпании или просто приглашенными моделями, но чтобы запечатленными на фоне лайнеров VietJet Air в бикини-форме.

«Смотри, как весело летать с VietJet», - намекают потенциальным клиентам такой визуальный ряд, и потенциальный пассажир, думая о полете, в первую очередь вспоминает VietJet. За пять лет работы о местном вьетнамском лоукостере узнали во всем мире (правда, теперь перевозчика в основном именуют не иначе как Bikini Airlines).

Год назад основательница и глава VietJet Нгуен Тхи Фуонг Тхао с состоянием 1 млрд 678 млн долларов стала первой женщиной миллиардером в истории Вьетнама. В марте этого года Forbes оценил состояние 47-летней предпринимательницы уже в $3,5 млрд. В списке ста самых влиятельных женщин в мире журнал поставил ее на 55-е место.

Нгуен Тхи Фуонг Тхао. Фото: Forbes
Нгуен Тхи Фуонг Тхао. Фото: Forbes

Попадание в список богатейших людей планеты Нгуен Тхи Фуонг Тхао восприняла с азиатской скромностью: «Я только недавно начала знакомиться со статусом миллиардера. Еще не привыкла к этому. За те 30 лет, что я занимаюсь бизнесом, я никогда не считала, сколько у меня денег, и никогда не ставила перед собой цели заработать миллион или миллиард».

Нгуен Тхи Фуонг Тхао родилась в Ханое в 1970 году. В 17 лет девушка отправилась в Москву, где окончила сразу два вуза: Химико-технологический университет имени Менделеева и Экономический университет имени Плеханова, где изучала финансовый аудит и экономику труда. В 19 лет, будучи студенткой второго курса, она занялась бизнесом – возила в Советский Союз всякий ширпотреб из Японии, Гонконга и Южной Кореи. В 21 год Нгуен Тхи Фуонг Тхао заработала свой первый миллион долларов.

«Я всегда стремилась к крупным сделкам. Я никогда ничего не делала в небольших масштабах. Когда люди торговали одним контейнером [товаров], я уже торговала сотнями контейнеров», - так предпринимательница объяснила Forbes свой успех в молодости.

В то время, когда она заканчивала первый московский вуз, СССР рухнул. Но Нгуен Тхи Фуонг Тхао не вернулась на родину, и продолжила учебу во втором вузе. К тому моменту она и ее компания уже торговала промышленными товарами – сталью, техникой, удобрениями.

Вернувшись во Вьетнам в конце 90-х, она инвестировала заработанные деньги в местные компании и банки. Сейчас у нее доли в компаниях финансового и банковского сектора, а также в предприятиях, владеющими курортами во Вьетнаме.

В начале 2000-х Нгуен Тхи Фуонг Тхао решила запустить собственную авиакомпанию. Несколько лет она изучала работу таких локостеров, как Southwest Airlines (крупнейший лоукостер мира), Ryanair (крупнейший лоукостер Европы) и AirAsia (крупнейший лоукостер в азиатском регионе).

Видимо тогда, оценивая развитие Southwest Airlines или Ryanair, она решила, что ничего плохого в смешении авиации и сексуальности нет. В конце концов, Ryanair известен своими календарями с полуобнаженными стюардессами не меньше, чем своими билетами за 1 евро. А Southwest Airlines и вовсе можно назвать пионером в этой области. Достаточно взглянуть на фотографии бортпроводниц авиакомпании в 70-х года прошлого века.

Аналогичный прием - эпатаж и сексуальность – на первых порах использовала и британская Virgin Atlantic Ричарда Бренсона. Его стюардессы уже давно в юбках ниже колен от Вивьен Вествут, а все до сих пор помнят первые ролики авиакомпании и надпись «У меня больше, чем у тебя» на фюзеляже А340, который в то время был самым длинным пассажирским лайнером в мире.

Из-за высоких цен на топливо создание авиакомпании у Нгуен Тхи Фуонг Тхао затянулось. Разрешение на начало полетов она получила в 2007-м, а первый рейс VietJet Air выполнила лишь 25 декабря 2011 года, став пятой авиакомпанией во Вьетнаме.

В феврале 2013-го авиакомпания совершила первый международный рейс – из Хошимина в Бангкок, став первой вьетнамской частной авиакомпанией, вышедших на зарубежный рынок.

К декабрю 2014-го лоукостер перевез 10 млн пассажиров, а спустя год – уже 25 миллионов. Авиационный рынок Вьетнама стал самым быстрорастущим в Азии. Только в 2015-м рост пассажиропотока VietJet Air превысил 66%, а прибыль выросла сразу на 200%. К настоящему моменту перевозчик занимает 40% рынка авиаперевозок во Вьетнаме и говорит, что готов обогнать национального перевозчика Vietnam Airlines в любое время.

Во флоте авиакомпании больше 50 самолетов – в основном Airbus A320. Они выполняют 250 рейсов в день по пятидесяти направлениям как внутри страны, так и в Сингапур, Южную Корею, Китай, Таиланд и т.д.

Скоро в ее парке появятся и Boeing-737: контракт на покупку этих лайнеров за $11 млрд Нгуен Тхи Фуонг Тхао подписывала в 2016 году в присутствии Барака Обамы. После этого во Вьетнам примчался Франсуа Олланд, и она заключила контракт с Airbus на $2,5 млрд на покупку двадцати A321.

В Азии есть такая поговорка: «Нацелься на звезды, долетишь до Луны». В интервью Bloomberg Нгуен Тхи Фуонг Тхао призналась, что хочет, чтобы ее компания стала не просто самой крупной во Вьетнаме, она стремится сделать из нее вьетнамский Emirates (этого перевозчика из Дубая Нгуен Тхи Фуонг Тхао считает эталоном).

«Я не останавливаюсь и не оцениваю достигнутое. Я сосредоточена на росте компании, на росте доходов ее сотрудников, на том, как увеличить долю рынка и как стать авиакомпанией номер один», - заявила в одном из интервью владелица Vietjet Air.

Что же касается полуобнаженных стюардесс, то она говорит так: «Вы имеете право носить то, что вам нравиться, будь то бикини или длинное платье. Нам все равно, что люди связывают образ VietJet с бикини. Пока наши пассажиры счастливы, мы счастливы».

К слову, стюардессы в бикини работают далеко не на всех рейсах авиакомпании. Как правило, эти танцы и дефиле по салону бывают лишь во время первых рейсов по новым маршрутам. А также во время проведения маркетинговых кампаний.

Впрочем, не всегда эпатаж идет на пользу авиакомпании. В январе этого года вокруг VietJet разразился очередной скандал: авиакомпания доставляла из Китая на родину молодежную сборную Вьетнама по футболу. На молодежном чемпионате Азии ребята заняли второе место, и в авиакомпании, видимо, решили «как обычно» встретить национальных героев: музыка, бортпроводницы в бикини, танцы, дефиле и т.д. Видео с того рейса выложили на YouTube.

И после этого началось: на авиакомпанию снова посыпались тумаки за излишнюю «сексуализацию» профессии стюардессы. В итоге Нгуен Тхи Фуонг Тхао лично извинилась перед футболистами, федерацией футбола, чиновниками и болельщикам, которых «оскорбили» полуобнаженные стюардессы.

Сама Нгуен Тхи Фуонг Тхао предпочитает длинные яркие платья. Ее любимые цвета – красный, желтый. Так, например, на церемонию, посвященную началу торговли акциями авиакомпании на бирже, Нгуен Тхи Фуонг Тхао пришла в желто-зеленом наряде.

В общении с другими людьми владелица авиакомпании часто улыбается и тихо повторяет «Да». Но за этим добродушием скрывается расчетливый бизнесмен. Американский телеканал CNBC даже выпустил предупреждение бизнесменам, которые хотят иметь дело с Нгуен Тхи Фуонг Тхао: «На самом деле миссис Тхао - совсем не женщина-"да"». А коммерческий директор Airbus после подписания контракта на поставку самолетов сказал н ней: «Эта женщина с железной рукой».

В прошлом году VietJet объявила о том, что собирается открыть рейсы в Россию: планирует летать из Вьетнама во Владивосток. Надеюсь, когда-нибудь VietJet купит дальнемагистральные лайнеры и откроет рейсы и во Внуково. Там в порыве конкуренции с «Победой» они несомненно порадуют нас новыми креативными идеями.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм @ideas4trips