Гидравлика: импортная vs. российская на bauma-СТТ 2018

По традиции, самое большое количество комплектующих на выставке bauma-СТТ-2018 выставили производители гидравлических систем. Под крышей выставочного зала соседствовали итальянские, российские, германские и китайские компании. И не просто показывали свою продукцию, но и вели переговоры о сотрудничестве.

«Заметны декларируемые представителями государственной власти тенденции локализации и импортозамещения.
Зарубежные производители, равно, как и российские, проявляют всё больший интерес к отечественным поставщикам комплектующих, при этом анонсируется и открывается существенное количество производственных комплексов зарубежных компаний на территории РФ», — уверен генеральный директор ООО «ХАРТУНГ» Дмитрий Гартунг.

Одним из участников, яро декларировавших свои разработки, как импортозамещающие стала ГК «НеоТех». Специалисты представили кнопочные панели управления (HMI-устройства), светосигнальные приборы и лампы, а также датчики скорости, давления и температуры.

Кстати, последние имеют высокую степень защиты IP67-69 и широкий диапазон измеряемых температур от -55 °С до +250 °С, что позволяет эксплуатировать их в тяжёлых условиях.

Отечественный производитель гидравлики «Пневмостроймашина» (бренд PSM-Hydraulics) презентовал сразу несколько новинок. Среди них нерегулируемый гидронасос 411.К.80 в цельнолитом алюминиевом корпусе со стальным блоком цилиндров и возможностью смены направления вращения без снятия крышки насоса. Новинкой заинтересовались российские заводы спецтехники, выпускающие крано-манипуляторные установки, автовышки и автокраны.

Привлёк внимание предприятий и секционный гидрораспределитель 04РС.120 с расходом 45, 90, 120, 150 л/мин. Количество секций может варьироваться от 1 до 8 в зависимости от числа рабочих органов и выполняемых машиной функций.

В секционных распределителях реализована функция LS — «Load Sensing»: точное управление операциями независимо от нагрузки на рабочих органах. Кроме того, инженеры предлагают разные типы управления распределителями: механическое при помощи рукоятки, механическое при помощи троса или тяги, гидравлическое пропорциональное, электрогидравлическое 3-позиционное, пневматическое.

Ещё одну новинку — регулируемый гидронасос 415.0.85 с рабочим объёмом 85 куб. см и максимальную подачу в 230 л/мин — создавали в качестве альтернативы немецкому аналогу. Он рассчитан на работу в тракторах «Кировец».

Свои разработки представили и ещё несколько отечественных предприятий. Например, на стенде ООО «Гидроруль» презентовали усилители фланцевого исполнения SAD. Они призваны распределять уровень потока жидкости между рулём и гидроцилиндром. А приоритетный золотник в конструкции контролирует поток, поступающий в радиатор охлаждения.

«Если говорить о рынке компонентов гидросистем, на котором мы работаем, то российские производители на нем присутствуют и занимают довольно прочные позиции. Вопрос качества всегда нужно рассматривать в контексте цены и уровня машины, на которую будет установлен компонент. Для развития производства в России «качество» должно быть по рыночной цене, а лучше — чуть ниже. Вместе с тем, у российских производителей техники сейчас есть запрос на локальные компоненты, что в совокупности с ростом курса валют и дальнейшей тенденцией на «импортозамещение» даёт хорошие предпосылки для появления новых производителей», — говорит генеральный директор ООО «АксесГидро» Илья Куликов.

Нужно своё

Итак, кажется, что с импортозамещением в этой сфере порядок. Однако не все производители техники разделяют эту точку зрения.

«Мы страдаем от отсутствия качественной отечественной гидравлики. Но в то же время, я понимаю, что заставить какую-нибудь транснациональную компанию прийти на наш рынок, инвестировать в строительство завода и производить продукцию здесь, нужны объёмы продаж российской техники. А учитывая, что предприятий не так много осталось, экономически эффективного объёма для них нет. В качестве решения можно предложить консолидацию с китайскими производителями, ставить свои правила. Но это больше регуляторная работа со стороны Минпромторга», — считает генеральный директор ЗАО «Коминвест-АКМТ» Александр Халецкий.

С тем, что всё зависит от объёмов согласны и другие эксперты. Штучное производство обойдётся гораздо дороже, нежели массовое.

«Во время моей работы в «Группе ГАЗ» мы выходили с предложением в правительство с предложением построить завод алюминиевого литья, чтобы не заказывать на стороне. Все заводы по изготовлению двигателей заказывали литьё в Германии. А так бы мы платили деньги не иностранцам, а в местный бюджет. В правительстве посчитали стоимость постройки завода и назвали цифру. Предложили совместно инвестировать, но изготовители двигателей были не готовы. Тогда нам сказали. Что государство может построить, но, чтобы завод вышел на окупаемость, он должен производить определённое количество отливов. Нам всем сказали посчитать, сможем ли мы обеспечить заказами производство. Выяснилось, что все производители российских двигателей загрузят завод на 40%. А остальные мощности будут простаивать», — вспоминает директор по маркетинговым коммуникациям ООО «Скандсиб Груп» (владеет заводом по производству автокранов «Ивановец») Владимир Руденко.

К тому же, многие иностранные производители гидравлики уже обладают заводами в разных странах. И добавлять к этому списку Россию готовы не все. Собственно, сами производители машин с опаской смотрят на возможность появления новых игроков, равно как и на их российских коллег. Их волнует главный болезненный вопрос — гарантийные обязательства.

«Компании говорят, что готовы локализовать то или иное. Но вот смогут ли они обеспечить такое же качество у производимых в России компонентов, как на своих производствах в других странах? Ведь если выйдет из строя гидромотор или гидрораспределитель, никто же не скажет, что каток хороший, а деталь плохая. Все посчитают, что каток плохой. Не будут выделять производителя гидравлики нерадивого, будут считать нас плохим производителем всей единицы.
А мы должны ехать и устранять данный дефект, неся большие затраты. Командировка, допустим в Краснодарский край на одного механика — 30 000-50 000 рублей. А распределитель стоит 5 000 рублей. Ну, выставлю я претензию изготовителю этой детали, он скажет: «Привози, я посмотрю». И максимум, что он предлагает взамен: восстановить тот распределитель, который мы сняли за свои деньги. А стоит только ему предложить выплатить компенсацию, как он отказывается со мной работать.
Получается очень некрасиво: я по 719 Постановлению должен работать только с российским производителем, а он мне будет выкручивать руки», — объясняет директор «Завода Дорожных машин» Павел Кузнецов.

Но есть и те, к то видят светлое будущее на рынке производства российской гидравлики.

«Технический регламент ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» действует на территории Таможенного союза с 1 января 2015 г. Согласно требованиям этого регламента, компоненты транспортных колёсных средств подлежат обязательной сертификации или декларации. Требования к качественным характеристикам уже заложены в соответствующих ГОСТ, таким образом для достижения «такого же» качества, компоненты изготавливаемые в России должны производится по тем же стандартам, что и в других странах, зачастую стандарты, принимаемые в России основываются на зарубежных, с одним «НО» зарубежные стандарты в ходе принятия проходят глубокую доработку, в ходе которой учитываются географические, районы Крайнего Севера, и технологические особенности производств расположенных в России. Дальше необходимо внедрения на производствах работающую СМК, которая чётко зарегламентирует все процессы в организации и позволит свести к минимуму процент брака и самое главное нужен хорошо обученный персонал, чётко понимающий свои функции и задачи. После организации таких производств можно говорить не только о достижении показателей качества зарубежных аналогов, но и о превосходстве над ними», — считает вице-президент по взаимодействию с государственными органами ООО «СЕРКОНС» Дмитрий Патраков.