Испытатели: экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster

Конец осени, в Красноярске активно готовятся к проведению Универсиады. Возводят спортивные объекты и ремонтируют дороги. Возле погоревшего почти на завершающем этапе реконструкции Дворца спорта имени Ивана Ярыгина и центра экстремального спорта «Спортэкс» подрядчики меняют бордюры и прокладывают подъездные пути. Самое активное участие в работе принимает экскаватор-погрузчик JCB 4CX, управляет которым оператор Юрий Зинович. Он делает перерыв и поможет нам в знакомстве с моделью.

4CX Super Sitemaster
4CX Super Sitemaster

Первые впечатления

Машина окрашена в фирменный жёлтый цвет, как и все виды техники этого британского производителя. На ступеньках — фирменный знак JCB, такие же красуются внутри на педалях акселератора и тормоза. Этот образец выпущен в 2011 году и выполнен в модификации Super Sitemaster. В отличие от базовой модели у него присутствует дополнительный гидравлический контур для подключения дополнительного навесного оборудования, передний ковш большего объёма (1,3 м3), экскаваторная стрела большего размера с увеличенной глубиной копания, а также увеличен клиренс до 340 мм.

На серии 4CX установлены равновеликие колёса, что позволяет во время работы поворачивать как два колеса, так и все четыре в противоположные стороны и в одну сторону. Кстати, на экскаваторах-погрузчиках популярной серии 3CX они разной величины (подробно о модели можно прочитать в N° 5 (11) за 2015 г или здесь).

В остальном с виду экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster похож на представителей других брендов этого сегмента техники. Спереди ковш, затем моторный отсек, посередине кабина, а сзади обратная лопата. Но есть в модели свои особенности, о которых расскажем далее. А пока посмотрим, что находится в кабине.

Войти в неё можно как слева, так и справа через распахивающиеся остеклённые двери. К слову, площадь панорамного остекления здесь внушительная — 6,4 м2. Для оператора установлено подрессоренное кресло, которое разворачивается на 180°. По словам Юрия Зиновича, в кабине зимой тепло, можно в футболке работать. Для жаркой погоды опционально предусмотрен кондиционер, но в нашем экземпляре его нет.

Рулевое колесо с завода оснащено «ленивцем», а колонку можно отрегулировать под комплекцию оператора. Приборная панель расположена справа: там отображается количество оборотов ДВС, число отработанных моточасов, остаток топлива, уровень температуры охлаждающей жидкости, одометр и часы.

Об эксплуатации

Заводим экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster, из-под капота раздаётся лёгкое урчание четырёхцилиндрового дизельного двигателя JCB Dieselmax 444.

«На Caterpillar работал, тот помощнее, порезвее. На МТЗ «Беларус» лет 8 отработал. Тот JCB уступает во всём практически. Даже полный ковш на этом легко набрать, а на белорусском — одно мучение. В плане устойчивости JCB намного лучше», — сравнивает наш Испытатель.

Экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster резво лавирует на грунте, поддевает обратной лопатой старые бордюрные камни, вытаскивает их, разворачивается, загружает в передний ковш и отвозит подальше, сваливая в одну кучу. Позже за ними приедет самосвал, в кузов которого все эти бордюры поднимает всё тот же ковш JCB 4CX.

«Всё доводилось делать на нём. Землю убираем, засыпаем и копаем. Лишь бы место позволяло. Работаешь и особо не устаёшь, удобно. Крабовый ход есть, когда все 4 колеса поворачиваются. На заднюю стрелу «иксовое» управление, под руку удобнее. Коробка автоматическая, не надо дёргать при передвижении лишний раз рычаг переключения передач и выжимать сцепление», — рассказывает Юрий Зинович.

Для управления движением ковша предусмотрен один рычаг по правую руку оператора, рядом с ним другой — для открытия и закрытия челюсти. Органы управления чрезвычайно отзывчивы, усилий прилагать не приходится.

Чтобы перейти к управлению обратной лопатой, нужно развернуть кресло и выпустить аутригеры. Ну а далее поднимаем стрелу, телескопируем при необходимости и работаем. Копать можно на глубину до 6,5 метров. На испытуемом экземпляре установлен ковш шириной 800 мм и объёмом 0,24 м3, но по словам Юрия, ставили ковш шириной 930 мм объёмом 0,9 м3 и спокойно работали.

«Перегрузить сложно. Больше возьмёшь — не поднимает. Может в гидравлике что отключается, но если мощи не хватает, то не поднимется ковш (срабатывает перепускной клапан). Это большой плюс, что не рвёт ничего. На «Белорусе» поднимаешь, пока тот не развалится», — вспоминает Испытатель.

Кстати, экскаваторная стрела экскаватора-погрузчика JCB 4CX Super Sitemaster оснащена быстросъёмным устройством. Отцепить ковш и присоединить другое навесное оборудование (тот же гидромолот) можно меньше, чем за минуту.

JCB 4CX оснащён фирменной гидравлической системой с открытым центром и тремя насосами шестеренного типа с возможностью регулировки скорости и мощности гидропривода. В максимально эффективном режиме три гидравлических насоса выдают 155 литров в минуту при оборотах двигателя 1700 об/мин. Оператор может включить экономичный режим, тогда один гидронасос отключится, что позволит сохранить от 10 до 15 % топлива.

Юрий говорит, что разгонял машину при передвижении до 45 км/ч. На двух ведущих мостах установлены дифференциалы с автоматической блокировкой для лучшей реализации крутящего момента на колёсах в сложных условиях работы. Дисковые тормоза находятся в масляной ванне и не перегреваются.

Вердикт

За 6 лет работы на этой машине, по словам Юрия,меняли только расходники да рукава высокого давления. И то всё по ТО. Серьёзных внезапных поломок не было. Даже самому поменять фильтры — не проблема, доступ к отсеку упрощён. Правда, на обслуживание экскаватор-погрузчик гоняют в сервисный центр дилера. Предпочитают не рисковать с неоригинальными запчастями. Несмотря на расхожее мнение о дороговизне обслуживания у «официалов» экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster уже давно окупил себя и продолжает трудиться.