Как повлияет на машиностроителей потеря господдержки?

За виртуальным круглым столом вместе с экспертами выясняем к каким последствиям может привести потеря господдержки из-за несоответствия предложенному Минпромторгом уровню локализации. Как это отразится на рынке и на потребителях?

Андрей Савинков, зам. главного конструктора ПАО «КАМАЗ» — главный конструктор по автомобилям

«Потеря господдержки автопроизводителями чревата несколько негативными последствиями как для самих предприятий и всей отрасли, так и для потребителей и авторынка в целом. Не получая промышленные субсидии, таможенные льготы в форме отдельных субсидий, производители потеряют набранные темпы развития и модернизации своих производств. Некоторые из них, возможно, будут вынуждены временно «заморозить» или даже свернуть часть инвестиционных проектов и программ.

Это «затормаживание» развития, безусловно, отразится и на смежниках — производителях автокомпонентов. Как следствие, усилится отставание российских производителей от мировых лидеров в разработке и производстве автотехники и автокомпонентов.

Высокие требования клиентов к потребительским свойствам техники вынуждает автопроизводителей увеличивать долю импортных комплектующих изделий, что приводит к росту цен на автомобили. Вследствие удорожания техники ряд клиентов с невысокой платёжеспособностью вынуждены снижать объёмы закупок или откладывать обновление своих парков до «лучших времён», и рынок «сжимается».

Богдан Голованов, руководитель отдела логистики ООО «ДАФ Тракс Рус»

«На сегодня нельзя утверждать, что господдержка является исключительным условием для доступа иностранных производителей на российский рынок. Среди ключевых игроков в России все ещё есть компании, которые либо вообще не имеют собственных производственных мощностей (чистые импортёры), либо имеют сборочные производства, не дающие им преференций в виде доступа к государственным субсидиям. Это говорит только о том, что существует множество стратегий ведения эффективного бизнеса для производителей техники в нашей стране. И СПИКи — только одна из них. Поэтому, очевидно, что монополизации рынка при потере государственной поддержки даже значительной частью участников не произойдёт. Увеличится импорт, часть производственных мощностей, вероятно, будут выведены из эксплуатации с соответствующим социальным эффектом, но серьёзно на потребителях это не скажется. Сегодня большинство крупнейших мировых производителей обладают свободными производственными мощностями в Европе и Азии. Даже при потенциально отрицательной маржинальности части бизнеса, связанной с реализацией машин на российском рынке, с учётом постоянных издержек, простаивающих вне нашей страны производств, и потенциала рынка запчастей, компонентов и послепродажного обслуживания, массовый исход глобальных игроков из РФ крайне маловероятен».

Дмитрий Зеленин, генеральный директор ООО «ВЕЛЬТОН» (бренд Wielton)

«Рынок отреагирует повышением стоимости продукции и снижением потребления, что неминуемо приведёт к оттоку передовых технологических товаров и производителей. Что, в свою очередь, скажется на снижении заинтересованности в локализации импортных производств. Заградительные меры именно так и воздействуют, производители вынуждены перекладывать увеличение расходов, связанных с внедрением этих мер, на потребителя. Его заинтересованность в приобретении передовых товаров снижается, и, как следствие, происходит отток с рынка современных товаров».

Ярослав Кабаков, аналитик ГК «ФИНАМ»

«Во-первых, нужно напомнить, что в разных видах машиностроения имеются разные уровни локализации, тотального 100 % уровня локализации в отрасли никто не требует. Да, власти хотят, чтобы он постепенно повышался, но они понимают, что по ряду причин этого не будет, более того, это может негативно повлиять и на реализацию российских проектов за рубежом. Что касается поддержки машиностроения, то она в той или иной степени сохранится, ведь очевидно, что ставить её в зависимость только лишь от локализации нелепо. Машиностроение обеспечивает работой сотни тысяч человек по всей стране, от неё зависят многие отрасли, впрочем, как и она от них, оно является крупным налогоплательщиком в бюджеты всех уровней, обеспечивает обороноспособность страны, укрепляет её позиции среди развитых государств планеты и так далее и тому подобное, так что поддерживать её необходимо. Если машиностроение лишится поддержки, то это приведёт к снижению её конкурентоспособности, как внутри страны, так и в мире, ухудшит операционные результаты компаний отрасли, приостановит или и вовсе отменит реализацию многих проектов в стране, причём не только в машиностроении. Также это может угрожать отказом части иностранных инвесторов от сотрудничества с отечественными компаниями, способно ухудшить работу российских предприятий в других странах, ограничить доступ российской продукции на рынки других стран».