Современные турбодизели: лайфхак

15.05.2018

Современные турбодизельные двигатели созданы на основе многочисленных инженерных разработок и отличаются от моделей, выпущенных лет 10-20 назад. Но многие водители эксплуатируют технику с новыми силовыми агрегатами по-старинке. Консультант по техническим вопросам компании «Сумитек Интернейшнл» Евгений Новиков отвечает на частые вопросы, которые возникают у водителей.

Можно ли глушить турбодизель сразу после остановки машины?

Рекомендации производителей ДВС сводятся к одному мнению: двигатели, оснащённые турбонагнетателями, глушить сразу после остановки машины не рекомендуется. В результате резкой остановки двигателя прекращается подача масла в масляные каналы, что ухудшает смазку вращающихся частей турбонагнетателя и их охлаждение. Лопасти турбины под воздействием выхлопных газов вращаются с большой скоростью – 250 000–100 000 оборотов в минуту. Ось, которую приводит в движение ведущая крыльчатка, закреплена к корпусу турбины с помощью подшипников скольжения. Их смазывает моторное масло, которое подаётся под давлением. Как только двигатель перестаёт работать, давление масла резко падает, а обе крыльчатки, ведущая и нагнетающая, продолжают по инерции вращаться. Подшипники вала, на которые насажены обе крыльчатки, оказываются без смазки.

Вследствие таких перегрузок турбина начинает «кушать» масло. Через увеличившийся зазор смазка просачивается под нагнетающей крыльчаткой и попадает во впускной коллектор, а потом сгорает в цилиндрах. При сильном увеличении зазора турбина начинает выть. К тому же она не может долго держать высокие обороты без поступления соответствующего количества отработанных газов. Поэтому износ от масляного голодания в подшипнике качения сопровождается и другими побочными факторами. Например, после продолжительной работы двигателя с приличной отдачей мощности корпус турбины сильно разогревается от большого количества проходящих через неё отработанных газов. Чаще всего турбина охлаждается потоком того же моторного масла. Если прекратить поступление этого потока, при остановке двигателя, обязательно происходит пригорание остатков смазки к деталям турбин, что приведёт со временем к накоплению нагара и неизбежному износу деталей.

Для того, чтобы избежать выхода из строя турбонагнетателя, по завершении работ необходимо остановить оборудование, сбросить обороты двигателя, дать поработать двигателю на оборотах холостого хода в течении 5-10 минут, после чего можно глушить двигатель.

Как ухаживать за силовым агрегатом для продления его срока эксплуатации?

Во-первых, немаловажным фактором продления срока эксплуатации силового агрегата является своевременное обнаружение и устранение неисправности. Это достигается ежедневным осмотром силовой установки до начала её эксплуатации и по завершении её работы.

Во-вторых, проведение полного перечня регламентных работ технического обслуживания с периодичностью, указанной производителем в инструкции по эксплуатации.

В-третьих, применение оригинальных запасных частей, расходных материалов, рабочих жидкостей, соответствующих сортаменту и температурным значениям, указанным производителем.

В-четвертых, применение качественного топлива, предусмотренного для конкретной температуры эксплуатации и своевременного слива осадка и водного отстоя из бака, сепаратора или топливного фильтра.

В-пятых, проведение проверки слитого масла и используемого фильтра на наличие и количество металлических частиц и посторонних примесей.

Придерживаясь вышеперечисленных правил и следуя рекомендациям производителя, ваш двигатель прослужит вам долгую службу и принесёт существенную прибыль.

Стоит ли прогревать двигатель перед поездкой?

Прогрев дизельного двигателя — это довольно сложный вопрос, который не имеет однозначного ответа. Немало водителей склоняется к тому, что современные дизеля не обязательно прогревать и можно начинать движение сразу после их запуска. Другие наоборот советуют перед началом движения основательно прогреть мотор, дождавшись определённой температуры. Существует также и третья категория автолюбителей, придерживающаяся мнения о непродолжительном прогреве силового агрегата.

Несмотря на все противоречия двигатель, причём не только дизельный, но и бензиновый, необходимо прогреть и особенно это актуально в холодное время года. В результате прогрева загустевшее холодное масло, которое становится ещё более вязким при отрицательной температуре воздуха, разогревается и разгоняется по мотору, что защищает детали от преждевременного износа. Ещё более важен прогрев для турбированных моторов. Конечно, если вы торопитесь, и нет времени ждать, то за один раз ничего не случится, но в случае систематического игнорирования данного совета, возрастает риск ремонта турбины.

Сам прогрев должен проходить следующим образом — заведя двигатель, подождите 2-3 минуты, давая ему поработать на холостых оборотах, после чего можете начинать движение. За это время силовой агрегат, работающий на тяжёлом топливе, не успеет прогреться, поэтому продолжайте греть его на ходу, не давая при этом нагрузку более 2500 оборотов в минуту. Как только работа двигателя выйдет в зону рабочей температуры можно нагружать двигатель.

Как правильно эксплуатировать турбодизельный двигатель?

Прогресс не стоит на месте: прежние тихоходные, но шумные дизельные моторы стали работать тише, а мощи, и, соответственно, динамики у них прибавилось. Однако не все владельцы машин с такими агрегатами знают, как правильно эксплуатировать турбодизельный двигатель так, чтобы он прослужил как можно дольше. Несколько простых советов, которые помогут не допускать просчётов в эксплуатации турбины.

1) Держите уровень масла под контролем. Всем двигателям вообще, а рассматриваемому нами турбированному дизельному мотору в частности, не рекомендуется масляное голодание. Ведь масло в таком агрегате играет особую роль, смазывая подшипники скольжения и качения турбокомпрессора. Когда уровень моторного масла падает, подшипники не получают нужного количества смазки, что приводит к их скорому износу и выходу из строя. Поэтому рекомендуем как можно чаще проверять уровень масла в картере двигателя и при обнаружении дефицита смазки, немедленно доливать нужное количество. Кроме того, необходимо выяснить причину, по которой в системе падает уровень масла (это может быть загрязнение либо не герметичность масляной системы, выход из строя масляного насоса и прочее) и незамедлительно её устранить.

2) Следите за качеством дизельного топлива. Турбина дизельного двигателя чувствительна не только к качеству моторного масла, но и к качеству топлива, которым вы «кормите» свою технику. При использовании горючего низкого качества вероятно засорение топливной системы двигателя, что, в свою очередь, сказывается на потере мощности двигателя, из-за чего турбина, чтобы восполнить этот пробел в оборотах, вынуждена работать на пределе мощности. А это может привести к сокращению срока её эксплуатации. Поэтому рекомендуем по возможности заправляться только на проверенных АЗС. Если не уверены в качестве горючего, его лучше дополнительно отфильтровать.

3) Избегайте перегазовок в момент запуска турбированного двигателя. Следовать этому совету нужно, прежде всего, тем владельцам машин, у которых не установлена система запуска/остановки двигателя Start&Stop. Дело в том, что при запуске двигателя масляные каналы ещё не заполнены моторным маслом, при нажатии на педаль акселератора вы даёте нагрузку на турбину, которая вращается практически без масла, вследствие чего быстро изнашиваются её узлы (бронзо-графитовые подшипники скольжения и качения), что в конечном итоге приводит к выходу из строя турбокомпрессора. Поэтому настоятельно рекомендуем подавать газ плавно, и некоторое время (в течение 5 минут максимум) после запуска дать двигателю поработать на холостых оборотах, а затем начать движение на низких оборотах, постепенно увеличивая нагрузку.

4) Держите при езде средние обороты. Турбина двигателя – это агрегат, постоянно работающий при высоких нагрузках, поэтому ездить на технике с таким агрегатом длительное время на низких оборотах нельзя. Вообще же рекомендуется несколько раз в неделю давать турбине мотора поработать на предельно высоких оборотах: таким образом, вы активируете процесс очистки системы наддува турбокомпрессора, что в дальнейшем поможет продлить срок эксплуатации агрегата. Важно избегать «перекручивания» турбины, то есть длительной езды на высоких оборотах. При этом ротор турбокомпрессора испытывает повышенные нагрузки, что приводит к дисбалансу в его работе и, как следствие, выходу из строя его узлов. Поэтому при езде на машине с подобным типом мотора лучше всего придерживаться средних оборотов.

5) Избегайте длительной работы мотора на холостых оборотах. Для турбированного двигателя работа на холостых оборотах в течение 20-30 минут – смерти подобна. Дело в том, что при таком режиме работы двигателя может произойти закоксовка (проще говоря, засорение) турбины, а именно маслоотводящей трубки, привода изменения геометрии турбины. Также при длительной работе на холостых оборотах возможен подсос моторного масла в цилиндры двигателя, что может привести к выходу из строя компонентов цилиндропоршневой группы. Если вы все же держите мотор длительное время на холостом ходу, то советуем вам держать частоту вращения коленвала на 1200-1600 об./мин.

6) Вовремя проводите техническое обслуживание техники. Придерживайтесь рекомендованных производителем сроков замены моторного масла и фильтров, как масляного, так и воздушного. Помните, что для турбированного двигателя сроки прохождения ТО, как правило, короче, чем для атмосферного, так как турбина работает при более высоких нагрузках, чем обычный дизельный агрегат, и, следовательно, чаще нуждается в свежем масле и фильтрах. Следование этим простым советам избавит от дорогостоящего ремонта турбины.

Как правильно подбирать масло для современного турбодизеля?

Работу турбодизеля и турбокомпрессора можно отнести к тяжёлым условиям. По этой причине необходимо правильно подходить к подбору моторного масла. Смазка должна эффективно защищать и смазывать нагруженные детали двигателя, а также подшипники раскалённого турбокомпрессора.

Рекомендация при выборе масла следующие. Главное, чтобы моторное масло был предназначен для турбодизеля, а также подходило по все необходимым требованиям, параметрам и допускам для использования в конкретном двигателе. Указанные допуски следует искать в руководстве по эксплуатации машины. Также при выборе моторного масла всегда необходимо дополнительно учитывать и целый ряд индивидуальных условий эксплуатации (режимы работы турбодизеля, сезонное колебание температур, межсервисные интервалы замен, состояние самого двигателя и т. д.).

Прежде всего, обратите внимание на индексе вязкости SAE. Указанный стандарт фактически определяет вязкостно-температурные характеристики того или иного масла. В качестве обозначения используется комбинация значений минимальной и максимальной температур (5W30, 10W40 и т. д.) Первое значение «зимнее» и определяет, при какой температуре смазка сохранит текучесть для прокачивания по каналам масляной системы. Второе значение указывает на то, какая вязкость масла будет уже после прогрева двигателя, то есть «на горячую». От этого показателя зависит вязкость прогретого масла, толщина масляной плёнки и т. д.

Что касается стандартов по API, масла делятся на разные группы и классы, для обозначения используется буквосочетание (например, СН). Масло для бензиновых моторов обозначается первой литерой S, дизельные масла получили литеру С. Далее в обозначении используется литера от А до N, которая определяет качество смазки. Также встречаются и универсальные масла типа дизель/бензин или бензин/дизель. В этом случае обозначение объединяет в себе сразу два класса, (например, SF/CН). Для моторов с турбонадувом, для них оптимально подходят дизельные масла класса СН и СN. Такие продукты соответствуют более жёстким требованиям, которые выдвигаются по отношению к маслам для двигателей с турбонадувом.

Ещё один стандарт по ACEA делит все масла на 3 категории. Первая категория A/B, вторая C и третья E. Для турбированных ДВС - E3, Е4, Е5. Это говорит, что продукт предназначается для использования в высоконагруженных дизельных двигателях с турбонадувом. Далее категория делится на дополнительные подклассы. Если не вдаваться в подробности, чем больше цифровое обозначение, тем выше качество масла. Вполне логично, что именно Е4, Е5 наилучшим образом подойдёт для двигателей с турбонадувом, обеспечив защитные и другие свойства, а также энергоэффективность с минимальными потерями на трение. Большинство производителей двигателей производят масла под собственной маркой, разрабатывая и подбирая собственный пакет присадок, который они держат в секрете от своих конкурентов. Выбирая моторные масла под брендом производителя, вы продлеваете жизнь двигателя вашей техники.