«Транспорт и дороги Сибири»: векторы развития

15.05.2018

Не числом, а важностью обсуждаемых тем в этом году отличилась выставка «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника». 17 апреля в иркутском «Сибэкспоцентре» собрались не только на машины посмотреть, но и умные речи послушать чиновники разных уровней, представители дорожных организаций и дилеров спецтехники, студенты отраслевых вузов, журналисты и просто интересующиеся. И было, надо сказать, довольно занятно.

Дорожные перспективы

«Мы чётко должны понимать, что дороги и транспорт существуют прежде всего для людей, а потом уже для строителей, профессионального сообщества, предприятий и государства», - так начал свою речь на научно-практической конференции «Перспективы комплексного развития транспортной инфраструктуры Иркутской области. Реализация новых проектов» депутат Государственной Думы РФ Сергей Тен.

И затем повёл речь в сторону необходимости развития новой и реконструкции старой транспортной инфраструктур. Чтобы было (цитата): «как в европейской части России, где груз сначала идёт по железной дороге, затем по автомобильным дорогам, потом речным транспортом, а затем может опять сойти на дорогу».

Главной проблемой дорожной отрасли депутат считает несогласованность действий ответственных ведомств. Правда, речь шла о конкретно Иркутской области.

«Разделение дороги и общественного транспорта является большим минусом. Мы должны работать в регионе по образу и подобию федеральных госструктур. На худой конец у нас должен быть некий координационный центр, который будет контролировать работу двух министерств, занимающихся транспортом и дорогами. Без общественного транспорт дороги как имущественный объект никому не нужны.
Маленьким элементом централизации можно считать появление фото- и видеофиксации. Прежде всего, безопасность – это соблюдение скоростного режима и правил дорожного движения. Когда они соблюдается? Скоростной режим соблюдается прежде всего тогда, когда человек знает, что стоит камера. Поэтому чем больше будет камер, тем эффективней будет соблюдаться скоростной режим, а значит, и дорога будет считаться безопасней. Почему разрушается дорога? Разрушается, прежде всего, из-за несоблюдения весовых параметры.
В Иркутскую область не идут технологии, а те что приходят с трудом приживаются. Причина в том, что за их развитие никто не отвечает. Как пример, работа комплексов фотовидеофиксации, которые относятся к элементам обустройства дороги. Получается, курируются министерством строительства и дорожного хозяйства, но числятся они на балансе министерства имущественных отношений Иркутской области, а приобретение комплексов находится в программе министерства жилищной политики, энергетики и транспорта. По большому счету, никто не занимается вопросом безопасности, а обеспечение безопасности для государства является важнейшей задачей», - заявил Сергей Тен.

Тему безопасности, но уже на федеральном уровне, продолжил и представитель Росавтодора, отчитавшись об увеличении темпов и количества строительства и ремонта федеральных трасс.

«Мы близки к тому, чтобы в течении трёх лет абсолютно все населённые пункты, по которым проходят федеральные дороги, будут освещены. Движение там должно быть безопасным, прежде всего, для пешеходов. В целях повышения безопасности пешеходов установлено 49 000 м ограждений, 166 светофоров, обустроено 390 пешеходных переходов. Несмотря интенсивный рост движения в 2017 году, общее количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 3,2%», - сообщил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов.

Рассказал он и о применении новых технологий при строительстве и ремонте дорог. Подробнее о таковых можно прочитать в нашем материале «Раз в 12 лет» на стр. 84.

А вот с региональными дорогами ситуация всё ещё остаётся неоднозначной. С одной стороны, в 2017 году построили всего 3 425 км магистралей (что на 13,5% меньше чем в 2016 году), с другой – отремонтировали аж 12 600 км (что на 12,7% больше показателя 2016 года).

«В шести субъектах Российской Федерации фиксируется не только удвоение, но и утроение объёмов строительства. В 23 субъектах зафиксировано удвоение, ещё 10 требуют удвоение с учётом искусственных сооружений по методике министерства транспорта Российской Федерации. Однако в большинстве субъектов это поручение не представляется возможным. Объёмы работ напрямую связаны с уровнем финансирования. В абсолютных ценах объёмы дорожных фондов растут, но иное финансирование в 2017 году, когда были воссозданы дорожные фонды, находилось даже ниже уровня 2012-2013 годов. В 2018 году финансирование пока не предполагается. Основные источники финансирования – это акциз на горюче-смазочные материалы (почти 50%) и транспортные налоги. В 2016 год объёмы поступления акцизов были достаточно хорошими: на дорожные фонды субъектов РФ направлялось 100% акцизов. К сожалению, потом было принято решение о перераспределении средств между региональными и федеральными бюджетами. В 2017 году дорожное хозяйство субъектов не досчиталось почти 90 млрд рублей. Перспективы 2018 года находятся наравне с предыдущим годом. В целом мы обеспечены финансовыми ресурсами на 32%, ремонтом на 29%. В целом по содержанию, ремонту и капремонту обеспеченность составляет 14,4%. Большие надежды возлагались на помощь от федерального бюджета, но на сегодняшний день динамика здесь тоже не в пользу субъектов. В 2016 году в бюджете было до 15,4 млрд рублей, в 2017 году – 102,5 млрд рублей. Бюджет на 2018 год составляет 82,6 млрд рублей», - рассказал генеральный директор ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

Коснулся он и другой проблемы – разрушения региональных дорог лесозаготовителями. Отслеживать перегруженные сортиментовозы очень сложно: на всю Россию действуют 73 стационарных пункта лесозаготовительного контроля, ещё 48 работают в автоматическом режиме, и к ним периодически должны подключаться 258 передвижных пунктов, из которых почти сотня не функционируют. Плюс ко всему, не хватает сотрудников ГИБДД, соответственно эффективность этих пунктов контроля снижена.

Дорогу молодым

Ещё одним интересным мероприятием выставки стал конкурс перспективных разработок в области дорожных технологий «Дорогу осилит идущий». Некоторые работы вызвали довольно эмоциональную реакцию среди членов жюри. Например, в ходе презентации проекта «Автоматизация процессов строительного контроля с помощью BIM технологий» его автор -магистрант Института архитектуры, строительства и дизайна Иркутского национального исследовательского технического университета Андрей Черняго заявил, что на исследуемом участке одной из дорог компьютерный анализ выявил нехватку асфальтобетонной смеси. Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Евгений Липатов удивился, но взял информацию «на карандаш».

Заинтересовал дорожников и результат студентки четвёртого курса того же вуза Ксении Плюта по получению комплексного неорганического вяжущего на основе фторгипса и золы-уноса для укрепления грунтов дорожной одежды автомобильных дорог.

«Применение нашего комплексного вяжущего для сыпучих грунтов позволит улучшить экологическую обстановку Иркутской области, снизить стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта автодорог. Также это обеспечит более дешёвое возведение дорог к отдалённым населённым пунктам без обустройства асфальтобетонного дорожного покрытия», - рассказала Ксения Плюта.

Сергей Тен предложил выделить 5 километров дорог в области для испытаний технологий под нагрузкой.

Увеличить срок службы дорожной одежды, производить бордюры, тротуарные плитки и водоотводные лотки с помощью модифицированного серобетона предложил аспирант кафедры автомобильных дорог ИрНИТУ Никита Епишкин. Он провёл исследования нескольких неорганических модификаторов, использование которых повышает прочностные характеристики серобетона. В результате стройматериал не подвергается пагубному воздействию климатических факторов, резких перепадов температур и микроорганизмов.

Самая большая совместная победа – это законопроект, который был внесён по нашей инициативе на рассмотрение совету Федерации. В прошлом году были значительно увеличены штрафы в адрес государственных заказчиков, органов государственной власти, владельцев исполнительной дороги и должностных лиц за ненадлежащее содержание автомобильных дорог. У нас складываются непростые отношения с контрольными надзорными органами, с ГИБДД и Ространснадзором. С 2014 года обеспечивается стопроцентное финансирование федеральных дорог. Вопрос более-менее решён: муниципалы были освобождены от наказаний поправкой при обращении за ресурсами. Эти ресурсы им не выделялись, и региональные дороги оказались незащищёнными. Мы вышли с инициативой внести поправку освободить от ответственности региональные дороги, если у бюджета дорожных фондов нет возможности профинансировать их в должном объёме. Законопроект прошёл все три чтения в Государственной Думе 10 апреля. Мы надеемся, что и в дальнейшем мы с вами будем избавлены от необоснованных претензий.