дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Игры, которые заберут все ваши деньги

26 July 2019

Все мы прекрасно понимаем, что видеоигры должны не только развлекать и радовать пользователя, но и приносить деньги своим создателям, ибо по-другому индустрия развлечений просто не может работать. Мы смирились с конскими ценниками на ААА, смирились с практикой распиливания игры на основной и дополнительный контент, смирились с косметическими микротранзакциями в платных играх, однако в природе существуют случаи, когда даже самый щедрый и толерантный игрок неизбежно впадёт в лёгкий ступор от аппетитов издателя/разработчика.

Собрал в этом материале несколько наиболее показательных примеров непомерной жадности игроделов, дабы превентивно обезопасить от этих ребят ваши карманы.

Стратегии от Paradox Interactive

Если бы я составлял свой личный топ-10 лучших игр всех времён, то в нём определённо нашлось место для Victoria 2 от Paradox, а Europa Universalis c Hearts of Iron отстали бы от "Второй Вики" не слишком сильно. Я бесконечно люблю все эти уникальные, сложные и глубокие стратегии, но это не мешает мне ненавидеть их модель распространения. Впрочем, тут я не одинок, ведь шутки про жадных шведов – неотъемлемая часть фанатского комьюнити игр от Paradox Interactive.

Нет, здесь нет сумасшедшего доната, pay2win или неподъёмного ценника за одну игру, зато тут есть DLC. Много DLC. Просто бескрайнее море DLC, которые хоть и изрядно расширяют базовую версию, но все вместе стоят какое-то немыслимое количество денег.

Europa Universalis IV вышла в 2015 году и успела сбросить цену до порядочных 699 рублей, только вот полная версия игры со всеми дополнениями обойдётся уже в 5641 рублей. Crusader Kings II появилась ещё раньше – в далёком 2012 году, поэтому базовая версия игры стоит всего 599 рублей, но на цену полной версии это повлияло не сильно – извольте вывалить 5765 рублей за игру со всеми DLC.

А ещё не стоит забывать о том, что все вышеперечисленные цены уже скорректированы по региону, так что игроки из Европы и США заплатят за свои любимые стратегические развлечения примерно вдвое больше.

FIFA и прочий спорт от EA

Спортивные симуляторы Electronic Arts – это отдельный мир, хоть существующий внутри игровой индустрии, но почти полностью игнорирующий её правила и традиции. У этих игр совершенно другая целевая аудитория, и, как следствие, разительно иные маркетинговая и финансовая модели.

Шутки про EA, которая каждый год продаёт за полную цену одну и ту же игру с ленивым ретекстуром моделек футболистов, уже давно перестали кого-то смешить (наверное, потому что это суровая правда), однако это не мешает каждой новой FIFA расходиться как горячие пирожки и регулярно занимать верхние строчки во всевозможных топах продаж.
И это всё при том, что в этих самых топах учитываются только продажи непосредственно самой игры, внутри которой зашита
Ultimate Team – отточенная машина по выжиманию денег у игроков особенно фанатеющих по какому-нибудь Месси или Рональдо.

В последнее время европейские власти регулярно таскают EA по судам, обвиняя компанию в организации онлайн-казино под видом безобидных лутбоксов с цифровыми футболистами. Пока что юристы Electronic Arts успешно отбивают все нападки, а значит очередная FIFA опустошит ещё не одну кредитку зазевавшегося отца семейства.

Иллюстрация к недавней новости о том, как детки пытались найти Месси в лутбоксе и опустошили батину кредитку на £550. Месси они так и не нашли
Иллюстрация к недавней новости о том, как детки пытались найти Месси в лутбоксе и опустошили батину кредитку на £550. Месси они так и не нашли

Electronic Arts уселись на золотую жилу и без боя с неё не слезут. Многие любители футбола даже приставки покупают только ради FIFA, ничего не хотят слышать про другие игры, и готовы заносить в любимое цифровое развлечение любые деньги. Как по мне, ничего криминального в этом нет, просто хотелось бы, чтобы вся эта спортивная движуха держалась подальше от основной индустрии и никаким образом на неё не влияла. А то ведь всем охота каждый год продавать ретекстуры по фулпрайсу, да ещё и с лутбоксов загребать. Да, Ubisoft?

Grand Theft Auto V

Тираж Grand Theft Auto V ещё в конце прошлого года превысил 100 миллионов копий, а в июле года текущего игра вновь чудом выползла на первое место чартов продаж. Пятая часть GTA, при своих гигантских бюджетах на разработку и маркетинг, окупилась уже несколько раз и сатала самым коммерчески успешным развлекательным проектом в истории (хотя, это смотря как считать). Самое странное, что этот монстр не сдаёт позиций даже после релиза нового ААА-гиганта от Rockstar – Red Dead Redemption 2.

К слову, прямо сейчас GTA 5 переживает новый пик популярности
К слову, прямо сейчас GTA 5 переживает новый пик популярности

Честно, мне очень сложно понять, каким образом Grand Theft Auto V умудряется не покидать верхние строчки топов продаж, когда с момента её релиза прошло уже 6 лет. Да, игра действительно крутая. Да, вышло качественное переиздание для ПК и актуальных приставок. Да, GTA Online очень веселая и активно развивается. Но даже всё это вместе взятое не объясняет таких сумасшедших продаж. Кажется, GTA 5 не перестанет продаваться даже после того, как её по два раза купит каждый житель планеты Земля.

Объяснение происходящему можно попробовать найти в сумасшедшей скорости развития GTA Online, в которой новые игровые режимы и механики, накладываясь друг на друга, превращают игровой процесс в бесконечную гонку за виртуальными ништяками. Усугубляется ситуация экспоненциальным ростом материального состояния старых игроков, что вынуждает разработчиков обесценивать игровую валюту, дабы сохранить для старичков челлендж. Как и в реальной жизни, инфляция не даёт внутриигровой экономике GTA 5 заглохнуть, а чтобы игроки быстрее избавлялись от лишних накоплений, буквально на днях в GTA Online было добавлено виртуальное казино.

В этой среде новички вынуждены с первых часов игры биться лбом о непробиваемый пэйвол и покупать игровую валюту за реальные деньги. Или можно воспользоваться читами, получить бан и купить ещё одну копию GTA 5. Круг замкнулся, Rockstar счастливы, в карманах у игроков ветер.

Авиасимуляторы

Любой серьёзный симулятор – это история максимально нишевая и локальная, и уж совсем особняком стоят авиационные симуляторы, существующие лишь для очень узкой аудитории настоящих фанатов самолётов. Небольшая аудитория – это низкое количество продаж, поэтому не мудрено, что разработчики пытаются выехать не на количестве, а на качестве этих самых продаж.

Делать это можно по-разному. Например, отечественная игра Ил-2 Штурмовик была по-сути распилена на четыре отдельных кампании, каждая из которых продаётся за внушительную сумму – от 2000 рублей до 4500 рублей. Кроме того, немалых денег стоит и допконтент в виде 11 коллекционных самолётов – виртуальному лётчику придётся выложить до 1599 рублей за одну штуку. 3D-модель по цене большой полноценной игры – это сильно.

Финансовая модель Microsoft Flight Simulator X устроена иначе, и немного напоминает опыт Paradox Interactive. Базовая игра стоит всего 449 pублей, а цена на DLC, будь то самолёт, миссия или дополнительный аэродром, варьируется от 259 до 725 рублей. Беда только в том, что этих самых DLC в игре ровно 270 штук, поэтому за полный комплект придётся отдать что-то около 120 000 рублей. Разумеется, вряд ли кому-то жизненно необходимо заиметь весь контент в MFS X, но сам факт присутствия в продаже контента на подобную сумму несколько обескураживает.

Star Citizen

Творение Криса Робертса и компании – настоящий феномен игровой индустрии, причём все впечатляющие достижения Star Citizen находятся именно в плоскости продаж и донатов. Проект регулярно бьёт свои же рекорды по краудфандинговым сборам, и на сегодняшний день итоговая сумма пожертвований игроков уже превысила 300 миллионов долларов, что возводит Star Citizen в ранг самой дорогой игры в истории.

Крис Робертс показывает на пальцах финансовую модель Star Citizen
Крис Робертс показывает на пальцах финансовую модель Star Citizen

А печально в этой истории то, что в отличие от всех прочих жадных до денег юзеров проектов, игрок, задонативший свои кровные в Star Citizen, всё ещё не имеет доступа даже к базовой версии игры. Разработчики называют текущее состояние игры alpha-версией, и обещают когда-нибудь довести его до релизного вида, но темпы, вектор и качество развития проекта наводят на мысли о том, что этого самого мифического релиза просто никогда не случится. С каждым годом становится всё более очевидным, что Star Citizen – это огромный лохотрон по продаже воздуха и фантазий, который всё ещё почему-то не объявлен незаконным.

С начала разработки прошло уже 7 лет, но, по большому счёту, игры всё ещё не существует. Однако это не мешает Крису Робертсу продавать трёхмерные модельки кораблей в вакууме по совершенно диким ценам. Чтобы вы понимали всю абсурдность ситуации, пак из ПОЧТИ всех кораблей Star Citizen стоит 1 700 000 рублей, но чтобы просто увидеть это предложение, вам нужно занести конторе Робертса 63 000 рублей.

По итогу, Star Citizen – это единственная игра в этом материале, которую я не рекомендовал бы трогать даже двухметровой палкой. Если всё ещё сомневаетесь в откровенно мошеннической схеме монетизации этой игры, почитайте вот этот материал, написанный мной ещё в июле прошлого года. Кстати, за прошедший год всё стало ещё печальней – чего стоят только проблемы с движком от Amazon, которые отбросят разработку ещё на пару лет назад.

***

Описанные выше примеры, мягко выражаясь, странных моделей монетизации – это только верхушка айсберга, которую я выдернул прямо из головы и описал без усердного ковыряния в проблеме. Уверен, что у вас найдётся ещё немало красноречивых иллюстраций болезненного смещения фокуса разработчиков с самого продукта, на его денежный выхлоп, и было бы очень здорово, если бы вы поделились собственным опытом с автором и другими читателями в комментариях.

Знаем цену играм здесь на Дзене, а также в Telegram и ВК