Горшок с целебной мазью из древней Ладоги

Более полувека назад, в 1973 году, в ходе археологических раскопок на Варяжской улице в Старой Ладоге были обнаружены фрагменты лепного горшка, с затвердевшими остатками какого-то вещества темно-серого цвета. В то время не удалось провести его детальный анализ. Спустя десятилетия, это вещество исследовали в лаборатории Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа. Результаты были достаточно неожиданные, но, очень интересные.

Фрагмент днища сосуда (1) и затвердевший кусок вещества, повторяющий контуры сосуда (2). Илл. в ст. Т.Б. Сениченковой и С.О. Урюпова «Горшок знахаря из «большой постройки» Старой Ладоги»
Фрагмент днища сосуда (1) и затвердевший кусок вещества, повторяющий контуры сосуда (2). Илл. в ст. Т.Б. Сениченковой и С.О. Урюпова «Горшок знахаря из «большой постройки» Старой Ладоги»

Итак, что же обнаружили ученые? Основными компонентами в составе вещества, если говорить очень упрощенно и опуская вероятности, являлись береста, растительное масло и рыбий жир (лосося). Подобная смесь имеет биологическую активность, и, по мнению исследователей, изученное вещество было лекарственным веществом наружного применения (мазью).

Ученые решили не останавливаться на достигнутом, и предприняли дальнейшие исследования для интерпретации данной находки в археологическом и историческом контекстах. Итоговые результаты, вместе с детальным анализом вещества, были опубликованы в статье «Горшок знахаря из «большой постройки» Старой Ладоги», авторы – Т.Б. Сениченкова и С.О. Урюпов.

Ученые связали найденные фрагменты керамики с одной из раскопанных построек, время бытования которой приходилось на вторую половину Х века. Постройка эта была не простая, ее конструктивные особенности, обнаруженные предметы - черепа животных, антропоморфные и зооморфные деревянные скульптуры и т.п., а также некоторые аналогии, позволили сделать вывод автору раскопок – В.П. Петренко, что она представляла собой языческое святилище.

Общий вид «большой постройки» (нижний ярус) из ракопок В.П. Петренко на Варяжской улице. Илл. в ст. Т.Б. Сениченковой и С.О. Урюпова «Горшок знахаря из «большой постройки» Старой Ладоги»
Общий вид «большой постройки» (нижний ярус) из ракопок В.П. Петренко на Варяжской улице. Илл. в ст. Т.Б. Сениченковой и С.О. Урюпова «Горшок знахаря из «большой постройки» Старой Ладоги»

Кроме того, приводится достаточно любопытное свидетельство одной исландской саги – «Сага о Стурлауге Трудолюбивом» (ок. 1300 г.). Ряд событий в саге, касающиеся Северной Руси, ученые относят к середине IX – середине Х веков. В ней есть сюжет о Франмаре, который встретил в дне пути от Альдейгьюборга (название Ладоги у скандинавов) своего побратима Гуторма. Тот был сильно изранен, и уже два дня добирался за лечением в Альдейгьюборг, где его и получил.

В итоге, учитывая современные аналоги состава древней мази, место находки, сведения письменных источников, авторы исследования предположили, что в ладожском святилище не только устраивали языческие обряды, но и лечили раненых и больных. И занимались этим настолько успешно, что через викингов - участников восточных походов, весть о таком лечении распространилась далеко на запад, и, в последствии, нашла отражение в одной из скандинавских саг.