Как индейцы тлинкиты палтуса ловили

О промысле рыбы на самый удивительный и нестандартный рыболовный крючок

Посетители Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) возможно, обратили внимание на большие составные деревянные крючки необычной формы, которые находятся в экспозиции посвященной этнографии тлинкитов. Когда я впервые их увидел, то, как не пытался - не мог сообразить, как же ими ловили рыбу.

Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

Со временем, я вернулся к этой теме, нашел разнообразные материалы, и, в итоге, разобрался :). Начнем, пожалуй, с самих рыбаков. Тлинкиты (тлингиты) - индейский народ, проживающий на юго-востоке Аляски и прилегающих частях Канады. Самоназвание - тлингит, означает «человек, люди». В старых русских источниках они фигурируют под названиями: ко́лоши, ко́люжи.

Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

Рыболовство было одним из главных видов хозяйственной деятельности тлинкитов. Если лосося и другую красную рыбу ловили при помощи ловушек, запруд, рыболовных острог и больших сачков, то, при добыче палтуса использовали большие деревянные крючки, сделанные в форме рогатки. Основные части крючка изготавливались из дерева, а шип, на который насаживали наживку – из кости или металла. Общая длина крючка была, в среднем, около 30 см. В качестве лесы использовался длинный шнур, изготовленный из морских водорослей. Наживкой служила небольшая рыбка или щу­пальце осьминога.

Рыболовная леса. Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Рыболовная леса. Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

Сама рыбалка происходила следующим образом. Рыболов выходил на лодке в море, на небольшом расстоянии от берега устанавливал большой деревянный поплавок. К нему привязывали длинную лесу, другой конец которой прикреплялся к каменному грузилу. На небольшом расстоянии от грузила к лесе крепились несколько крючков. Когда палтус заглатывал крючок, то его конструкция не позволяла рыбе освободиться. Через некоторое время после установки снасти, рыболов подплывал и забирал добычу.

Палтус (морской язык) - общее название для 4 видов рыб семейства камбаловых, обитающих в северных морях. В зависимости от вида, может достигать максимальных длины от 50 см и веса 3 кг, до 4,5 м и более 300 кг. Является ценным объектом промысла.

Фото А.М. Орлова
Фото А.М. Орлова

Название индейского крючка в форме рогатки в научной литературе - «крючок северного типа для ловли палтуса» (The Northern Halibut Hook). Но существует еще и другое его название - "clumsy hook", которое можно перевести как «неуклюжий крючок», или, «несуразный крючок». На крючке обязательно вырезалась фигура мифического существа, животного или человека. Индейцы считали, что палтус очень любопытен и обязательно подплывет к крючку, чтобы рассмотреть фигуру, вырезанную на нем. С другой стороны, тлинкиты верили, что эта фигура является духом-помощником, который может эффективно повлиять на клев рыбы.

Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

В настоящее время для лова палтуса рыболовы используют вполне обычные крючки. Да и индейцы тоже знали и с успехом использовали крючки, более привычной нам конструкции для лова рыб других видов. Чем же была вызвана необходимость использования крючков V-образной формы? Об этом можно узнать из статьи известного ихтиолога Алексея Цессарского «Несуразные крючки».

Оказывается, важным моментом было поднятие попавшегося палтуса на борт легкой индейской лодки. Если засеклась рыба очень большого размера – итог мог быть печальным, учитывая неспокойные и холодные воды океана.

Рисунок И.Г. Вознесенского. 1843 г. Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Рисунок И.Г. Вознесенского. 1843 г. Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

Именно форма нашего несуразного крючка и помогала избежать катастрофического финала рыбалки. Фактически, он со­ртировал рыбу, отсекая чрезмерно круп­ные экземпляры, способные перевернуть каноэ с рыбаком. Такая ры­ба заглатывала весь крючок целиком, но, благодаря его конструкции не засекалась, и, без особых усилий освобождаясь от него. А вот палтусы меньших размеров, средним весом 10-20 кг, уже никуда не могли деться.

Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Из экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

Так же, в статье приводиться описание практического использования крючка. К части крючка, на которой отсутствовал шип, привязывался короткий шнур, к другому концу которого крепилось грузило. Это позволяло крючку висеть над дном в таком положении, что стержень с острием располагался сверху. Именно при таком расположе­нии крючка палтус без проблем заглатывал наживку, и, при этом, самозасекался.

Рисунок из статьи А. Цессарского «Несуразные крючки» (газета «Рыбак-рыбака», № 51, 2013)
Рисунок из статьи А. Цессарского «Несуразные крючки» (газета «Рыбак-рыбака», № 51, 2013)

Вот еще несколько интересных фактов о ловле палтуса на несуразный крючок.

Чтобы крючок занимал правильное положение в воде, его части вырезалась из разных пород дерева. При изготовлении стержня со вставной иглой-жалом использовались легкие породы, например, туя или кедр. Вторая часть, с мифической фигурой, вырезалась из таких тяжелых пород, как ольха.

Снасть на палтуса по своему типу была ставной, соответственно, проверялась она периодически. Попавшийся палтус, бывало, мог провести на ней несколько часов, в течении которых он немного изжевывал верхнюю часть крючка. Со временем, стержень значительно истончался и его меняли на новый, привязывая к старой резной половинке.

Перед наживлением крючка кисти рук тщательно протирали свежими морскими водорослями, кроме того, дополнительно окунали их в морскую воду. Считалось, что это отбивает человеческий запах, и палтус без боязни заглатывает наживку.

Индейские тотемные столбы с изображением палтуса. Аляска. Фото Mary Harrsch, Mary Peterson.
Индейские тотемные столбы с изображением палтуса. Аляска. Фото Mary Harrsch, Mary Peterson.

Если вас заинтересовала эта тема, то, на сайте «Страницы истории рыболовства» можно прочесть раздел о рыболовстве из книги Ю.П. Аверкиевой «Рабство у индейцев Северной Америки» - http://histfishing.ru/biblio/tema/10-ethnography/683-averkieva-yup-rabstvo-u-indejczev-severnoj-ameriki-razdel-lrybolovstvor