Как японский порномагнат стал бизнес-гуру

25 August 2017

Как Кэиси Камеяма стал одним из самых богатых людей Японии, что он предлагает людям, кроме порно, и какие советы дает молодым предпринимателям.

Представьте себе, что владельца Pornhub.com пригласили выступить перед студентами Гарвардского университета с лекцией на тему «Социальная ответственность бизнеса».

Примерно это произошло в декабре прошлого года в Японии, когда один из самых престижных частных вузов страны пригласил в качестве спикера порномагната Кэиси Камеяму.

После многих лет, в течение которых ему отказывали в выдаче банковских кредитов и вытесняли из бизнеса, бывший пария стал восприниматься как пионер интернета и даже ролевая модель. Его империя DMM.com начиналась с производства порнографии, однако со временем стала включать в себя множество других проектов, сделавших Канеяму одним из богатейших людей Японии.

Репутация Канеямы улучшилась несколько лет назад, когда режиссер Такэси Китано согласился сниматься в рекламе его стартап-инкубатора, и за этим последовало признание со стороны общественности.

Как японский порномагнат стал бизнес-гуру

В де­каб­ре сту­ден­ты уни­вер­си­те­та Кэйо по­про­си­ли Ка­ме­я­му рас­ска­зать об ин­ве­сти­ци­ях в Аф­ри­ку и под­держ­ке мо­ло­дых пред­при­ни­ма­те­лей. Месяц спу­стя самый из­вест­ный еже­не­дель­ный жур­нал Япо­нии опуб­ли­ко­вал на своем сайте ко­лон­ку, в ко­то­рой Ка­ме­я­ма де­лил­ся со­ве­та­ми по вос­пи­та­нию детей и вы­стра­и­ва­нию от­но­ше­ний.

В ап­ре­ле га­зе­та Nikkei про­ве­ла среди япон­ских сту­ден­тов опрос, со­глас­но ко­то­ро­му Ка­ме­я­ма вошел в первую сотню ра­бо­то­да­те­лей Япо­нии, опе­ре­див IBM и Google. Ка­ме­я­ма по этому по­во­ду ска­зал:

«Мы все­гда про­бу­ем что-то новое, по­это­му люди ду­ма­ют: „Если я стану ра­бо­тать на этого парня, будет ин­те­рес­но“. Типа что же будет даль­ше, может он за­пу­стит ра­ке­ту в кос­мос?».

Может по­ка­зать­ся стран­ным, что вла­де­лец пор­та­ла с хард­кор­ным видео по­лу­чил такое об­ще­ствен­ное при­зна­ние, но в Япо­нии все­гда было тер­пи­мое от­но­ше­ние к пор­но­гра­фии.

Что еще важ­нее, Ка­ме­я­ма рас­ши­рил поле своей де­я­тель­но­сти, и те­перь в число его ак­ти­вов вхо­дят плат­фор­ма для тор­гов­ли ва­лю­той, ви­део­иг­ры, он­лайн-шко­ла ан­глий­ско­го языка и сол­неч­ные элек­тро­стан­ции.

В про­шлом году про­да­жи при­над­ле­жа­щей Ка­ме­я­мы кор­по­ра­ции со­ста­ви­ли 1,7 млрд дол­ла­ров, и на долю порно при­ш­лось мень­ше трети этой суммы. Акира Ис­и­ха­ра, пре­зи­дент то­кий­ской кон­сал­тин­го­вой фирмы Kiseki Keiei Risya, ко­то­рый в про­шлом году при­гла­сил Ка­ме­я­му на се­ми­нар, по­свя­щен­ный стар­та­пам, го­во­рит:

«Люди на­чи­на­ют по­ни­мать, на­сколь­ко умен этот па­рень. Это чрез­вы­чай­но даль­но­вид­ный че­ло­век, ко­то­рый очень гра­мот­но вкла­ды­ва­ет день­ги».

Со­глас­но дан­ным фи­нан­со­вой от­чет­но­сти, ока­зав­шей­ся в рас­по­ря­же­нии Bloomberg, со­сто­я­ние вла­дель­ца DMM рав­ня­ет­ся 3,5 млрд дол­ла­ров. Од­на­ко внеш­ний вид и ма­не­ра по­ве­де­ния Ка­ме­я­мы со­вер­шен­но не вы­да­ют в нем мил­ли­ар­де­ра. На­при­мер, че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий де­вя­тое место в рей­тин­ге бо­га­тей­ших людей Япо­нии, ездит на ра­бо­ту на ве­ло­си­пе­де.

Ка­ме­я­ма го­во­рит, что начал да­вать ин­тер­вью несколь­ко лет назад, чтобы опро­верг­нуть слухи о своей при­над­леж­но­сти к якуд­за. Тем не менее он ни­ко­гда не поз­во­ля­ет фо­то­гра­фи­ро­вать себя так, чтобы его можно было узнать, и про­сит вла­дель­цев жур­на­лов и ин­тер­нет-сай­тов за­ме­нять на фото его лицо ава­тар­кой. По его сло­вам, он де­ла­ет это, чтобы огра­дить свою част­ную жизнь от вни­ма­ния пуб­ли­ки.

Как японский порномагнат стал бизнес-гуру

Ка­ме­я­ма 30 лет вкла­ды­ва­ет день­ги в про­из­вод­ство пор­но­филь­мов, од­на­ко за все это время был на съе­моч­ной пло­щад­ке всего один или два раза, и сам эти филь­мы не смот­рит. Для него порно — это всего лишь биз­нес, что-то, что можно про­дать до­ро­же, чем было по­тра­че­но на про­из­вод­ство и мар­ке­тинг, такой же товар, как любой дру­гой:

«Я при­шел в пор­но­ин­ду­стрию не по­то­му, что я фанат этого дела. Это был удач­ный экс­пе­ри­мент, и как толь­ко у меня по­яви­лись день­ги, я стал за­ни­мать­ся и дру­ги­ми ве­ща­ми».

Камеяма начал про­дю­си­ро­вать порно в конце 1980-х, поняв, что у него нет денег на фи­нан­си­ро­ва­ние обыч­но­го кино. В 1998 -м, когда он за­пу­стил пер­вый в Япо­нии стри­мин­го­вый сер­вис (в том же году Netflix начал свой биз­нес про­ка­та DVD по почте), Ка­ме­я­ма уже был круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем пор­но­филь­мов в Япо­нии. Спу­стя 10 лет число поль­зо­ва­те­лей, пла­тя­щих Ка­ме­я­ма за про­смотр его филь­мов в ин­тер­не­те, пре­вы­си­ло 1 млн че­ло­век.

По­лу­чив такую ауди­то­рию, он начал ис­кать дру­гие вещи, в ко­то­рых были бы за­ин­те­ре­со­ва­ны его кли­ен­ты — по боль­шей части муж­чи­ны. В 2009 году Ка­ме­я­ма купил не при­но­ся­щую при­быль бро­кер­скую кон­то­ру и после пол­ной пе­ре­за­груз­ки, ко­то­рая обо­шлась почти в 100 млн дол­ла­ров, пре­вра­тил ее в самую по­пу­ляр­ную, по оцен­ке мар­ке­тин­го­вой фирмы Forex Magnates, он­лайн-пло­щад­ку для тор­гов­ли ва­лю­той в Япо­нии.

DMM стал чем-то вроде вир­ту­аль­но­го Лас-Ве­га­са — ме­стом, где людям пред­ла­га­ют секс и день­ги.

После этого Ка­ме­я­ма пе­ре­клю­чил­ся на дру­гие виды де­я­тель­но­сти, ко­то­рые были ори­ен­ти­ро­ва­ны уже не толь­ко на муж­чин.

Как японский порномагнат стал бизнес-гуру

Ка­ме­я­ма завел в ин­тер­не­те поч­то­вый ящик Kame-Direct, куда все же­ла­ю­щие могли при­сы­лать свои идеи, и неко­то­рых из его луч­ших про­ек­тов, вклю­чая став­шую хитом в Япо­нии ви­део­иг­ру Fleet Collection, воз­ник­ли имен­но от­ту­да.

А после недав­ней по­езд­ки в Аф­ри­ку Ка­ме­я­ма решил ку­пить ру­ан­дий­скую ком­па­нию, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся про­из­вод­ством про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, и при­об­ре­сти долю в круп­ней­шем про­вай­де­ре элек­трон­ных пла­те­жей в Ру­ан­де.

Ка­ме­я­ма не рас­кры­ва­ет свои до­хо­ды, но го­во­рит, что у него до­ста­точ­но денег для фи­нан­си­ро­ва­ния всех новых про­ек­тов без того, чтобы про­во­дить IPO ком­па­нии DMM, разве что он за­те­ет что-то дей­стви­тель­но ко­лос­саль­ное, на­при­мер, решит по­стро­ить парк раз­вле­че­ний, пер­со­на­жа­ми ко­то­ро­го будут герои япон­ско­го аниме:

«Пред­ставь­те себе, что ска­жут люди, если ми­стер Порно по­стро­ит Дис­ней­ленд!».

При том, что доход от DMM еже­год­но воз­рас­та­ет при­мер­но на 30%, роль пор­но­ин­ду­стрии в рас­ши­ря­ю­щей­ся все­лен­ной Ка­ме­я­мы ста­но­вит­ся все менее зна­чи­мой. На пор­та­ле DMM.​com, ко­то­рый про­дви­га­ет все про­ек­ты Ка­ме­я­мы, за­ре­ги­стри­ро­ва­но 27 млн поль­зо­ва­те­лей.

Ссыл­ка на раз­дел сайта для взрос­лых спря­та­на в углу стра­ни­цы, слов­но за­мас­ки­ро­ван­ная дверь в тай­ную ком­на­ту.

Как японский порномагнат стал бизнес-гуру

В марте Ка­ме­я­ма пе­ре­вез 2 тыс. своих со­труд­ни­ков в новую штаб-квар­ти­ру, за­ни­ма­ю­щую пять эта­жей в недав­но по­стро­ен­ном небо­скре­бе. Ди­зайн лобби вы­дер­жан в стиле тро­пи­че­ско­го леса, на стены про­еци­ру­ют­ся изоб­ра­же­ние львов и эк­зо­ти­че­ских птиц в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну. Са­мо­му Ка­ме­я­ме это ка­те­го­ри­че­ски не нра­вит­ся, но один из по­мощ­ни­ков уве­рил его, что это ста­нет хо­ро­шим ин­стру­мен­том ре­кру­тин­га.

«Нена­ви­жу эту хрень, — го­во­рит Ка­ме­я­ма. — Но если сра­бо­та­ет, то от­лич­но. Если нет, по­про­бу­ем что-то еще».

Ве­де­ние дел в пор­но­биз­не­се недав­но стало объ­ек­том се­рьез­но­го рас­сле­до­ва­ния, после того как в про­шлом году был аре­сто­ван про­дю­сер, об­ви­ня­е­мый в ис­поль­зо­ва­нии жуль­ни­че­ско­го кон­трак­та, чтобы как ми­ни­мум в одном слу­чае за­ста­вить жен­щи­ну за­ни­мать­ся сек­сом перед ка­ме­рой. DMM не был свя­зан с этим делом, од­на­ко так как это круп­ней­шая в Япо­нии пло­щад­ка, пред­ла­га­ю­щая поль­зо­ва­те­лям порно, неко­то­рые кри­ти­ки утвер­жда­ют, что Ка­ме­я­ма ча­стич­но несет от­вет­ствен­ность за пре­гре­ше­ния этой ин­ду­стрии.

«Они до­би­лись успе­ха по­то­му, что за­кры­ва­ли глаза на то, как часто жен­щин за­став­ля­ют этим за­ни­мать­ся», — го­во­рит Сиоко Фуд­зи­ва­ра, глава то­кий­ской неком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ции Lighthouse, ко­то­рая бо­рет­ся с секс-траф­фи­кин­гом.

Ка­ме­я­ма утвер­жда­ет, что DMM ни­ко­гда осо­знан­но не фи­нан­си­ро­ва­ла филь­мы, в ко­то­рых людей вы­нуж­да­ли за­ни­мать­ся сек­сом, и все видео, на ко­то­рое по­сту­па­ют жа­ло­бы, уда­ля­ет­ся с сайта ком­па­нии. По его сло­вам, за 30 лет про­из­вод­ства пор­но­филь­мов у DMM было всего одно столк­но­ве­ние с по­ли­ци­ей — в про­шлом году про­во­ди­лось рас­сле­до­ва­ние слу­чая непри­стой­но­го об­на­же­ния, но об­ви­не­ния были сняты.

Од­на­ко рас­суж­дая о том, яв­ля­ет­ся ли пор­но­гра­фия как та­ко­вая при­ме­ром экс­плу­а­та­ции жен­щин, Ка­ме­я­ма при­зна­ет, что все непро­сто: «Не скажу, что все, чем мы за­ни­ма­ем­ся, пра­виль­но. В том биз­не­се мы ведем себя до­стой­нее, чем боль­шин­ство дру­гих. Если моя род­ная дочь ска­жет мне, что хочет стать пор­но­ак­три­сой, я от­ве­чу ей: „Слу­шай, в этом деле есть свои риски, но ре­ше­ние при­ни­мать тебе“».

Ка­ме­я­ма вырос в неболь­шом при­мор­ском го­род­ке Кага. Его ро­ди­те­ли вла­де­ли клу­бом, где по­се­ти­те­ли пла­ти­ли за право со­ста­вить ком­па­нию де­вуш­кам, как пра­ви­ло, рас­счи­ты­вая на про­дол­же­ние ве­че­ра. Это не было бор­де­лем в пол­ном смыс­ле слова, но что-то очень на него по­хо­жее. Жен­щи­ны часто сни­ма­ли ком­на­ты в доме Ка­ме­я­мы и обе­да­ли с его се­мьей. «Бла­го­да­ря дет­ству, ко­то­рое я про­вел в такой об­ста­нов­ке, у меня нет пред­рас­суд­ков», — го­во­рит Ка­ме­я­ма.

Как японский порномагнат стал бизнес-гуру

Около 1980 года Ка­ме­я­ма бро­сил бух­гал­тер­ские курсы и был со­гла­сен на любую ра­бо­ту, где бы хо­ро­шо пла­ти­ли. Ка­кое-то время он был тан­цов­щи­ком в стрип­тиз-клу­бе для геев. Од­на­ж­ды пы­тал­ся устро­ить­ся са­ни­та­ром в боль­нич­ный морг. Ближе к 30 годам Ка­ме­я­ма вла­дел несколь­ки­ми точ­ка­ми ки­но­про­ка­та. Од­на­ко когда в его го­ро­док при­ш­ла круп­ней­шая в Япо­нии сеть ви­део­про­ка­та, он понял, что долго его биз­не­су не про­тя­нуть.

Чтобы вы­жить, Ка­ме­я­ма решил сни­мать филь­мы, а не за­ни­мать­ся их про­ка­том. Он устро­ил свою пор­но­сту­дию в пу­сту­ю­щем су­пер­мар­ке­те и, ис­поль­зуя ты­ся­чи обыч­ных ви­део­маг­ни­то­фо­нов, сни­мал копии с ори­ги­наль­ных ви­део­кас­сет, ра­бо­тая круг­лые сут­ка­ми. Ему уда­лось раз­ме­стить свою про­дук­цию во мно­же­стве точек ви­део­про­ка­та, так как Ка­ме­я­ма делал их вла­дель­цам пред­ло­же­ние, от ко­то­ро­го невоз­мож­но было от­ка­зать­ся:

«Возь­ми­те ко­роб­ку со 100 кас­се­та­ми и за­пла­ти­те толь­ко за те, ко­то­рые удаст­ся про­дать».

При таком под­хо­де к делу ему не нужна была армия ком­ми­во­я­же­ров. И по­сколь­ку кли­ен­ты редко жа­ло­ва­лись на ка­че­ство кар­тин­ки, на неис­поль­зо­ван­ные кас­се­ты можно было за­пи­сы­вать новые филь­мы. Затем Ка­ме­я­ма при­ду­мал кас­со­вый ап­па­рат, ко­то­рый на­по­ми­нал ны­неш­ние план­ше­ты. Он давал его своим кли­ен­том бес­плат­но, прося вза­мен толь­ко дан­ные о про­да­жах — бла­го­да­ря этой ин­фор­ма­ции он стал лучше всех раз­би­рать­ся в пред­по­чте­ни­ях япон­ских по­тре­би­те­лей пор­но­про­дук­ции.

Од­на­ко самым сме­лым его шагом стал выход в ин­тер­нет. В 1998 году, когда DVD еще были но­вин­кой и толь­ко каж­дая пятая или ше­стая япон­ская семья имела до­ступ к ин­тер­не­ту, это вовсе не ка­за­лось таким оче­вид­ным ре­ше­ни­ем.

Как японский порномагнат стал бизнес-гуру

Став одним из пи­о­не­ров ин­тер­не­та, Ка­ме­я­ма толь­ко укре­пил свои по­зи­ции, когда весь осталь­ной пор­но­биз­нес пы­та­ет­ся вы­жить в новой вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти. Рынок еже­год­но про­из­во­ди­мо­го в Япо­нии видео для взрос­лых оце­ни­ва­ет­ся в 1 млрд дол­ла­ров, и по­ло­ви­ну со­став­ля­ют про­да­жи на DMM.​com.

Алек Хелми, ос­но­ва­тель из­да­тель­ства XBIZ, ко­то­рое пишет о мире пор­но­ин­ду­стрии, го­во­рит:

«Ка­ме­я­ма сде­лал то, на что не осме­ли­лась ни одна кон­сер­ва­тив­ная аме­ри­кан­ская ком­па­ния. Он не стал свя­зы­вать­ся с DVD, ушел в ин­тер­нет и занял ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции».

Проч­ность по­стро­ен­но­го Ка­ме­я­мой биз­не­са стала одной из при­чин, по­че­му сту­ден­ты уни­вер­си­те­та Кэйо по­про­си­ли его рас­ска­зать о со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти биз­не­са, как бы стран­но это ни зву­ча­ло. Они спра­ши­ва­ли, как ему при­хо­дят в го­ло­ву новые идеи и по­че­му он уве­рен в том, что у него все по­лу­чит­ся. Один из сту­ден­тов спро­сил, как по­стро­ить вы­год­ный биз­нес, ко­то­рый также будет при­но­сить поль­зу об­ще­ству. Ка­ме­я­ма от­ве­тил так: «Для на­ча­ла по­строй ком­па­нию, ко­то­рая поз­во­лит несколь­ким людям со­дер­жать свои семьи, не пы­тай­ся на­кор­мить всех го­лод­ных в мире». Когда Ка­ме­я­му по­про­си­ли сфор­му­ли­ро­вать свою жиз­нен­ную по­зи­цию, он долго под­би­рал нуж­ные слова и в итоге ска­зал:

«Мне хо­чет­ся ду­мать, что се­год­ня я стал немно­го лучше по срав­не­нию с тем че­ло­ве­ком, каким был вчера».

Источник: Bloomberg

Перевод: Insider.pro