Белокаменное кружево джайнских храмов Индии

173 full reads
513 story viewsUnique page visitors
173 read the story to the endThat's 34% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Еще одна древняя индийская религия - джайнизм, имела влияние на развитие искусства этой страны. (Краткие сведения о вероучении, вы можете почерпнуть из этой статьи).

Обретя достаточное количество приверженцев, джайнизм, в какое-то время своего существования стал нуждаться в строительстве монашеских комплексов и храмов. Сначала, джайны приспосабливали к своим нуждам буддийские пещерные храмы. Например храмы Аджанты и Элоры (об этих комплексах читайте здесь, здесь и здесь) включают не только буддийские пещеры, но и джайнские.

Пещерные храмы в Аджанте.
Пещерные храмы в Аджанте.

Вообще, нужно отметить, что строительством и украшением всех храмов - буддийских, индуистских, джайнских - занимались одни и те же каменщики, скульпторы и резчики. Естественно, что они переносили одинаковые методы строительства на разные объекты, не зависимо от того, для какой религии храм предназначался. Неудивительно, что в период зрелого средневековья на джайнскую храмовую архитектуру оказало огромное влияние индуистское храмовое зодчество.

Так основные конструктивные части храма повторяли в целом индуистскую культовую архитектуру. Они включали святилище - гарбхагриху, в котором располагалась статуя святого - мурти. Над этим сакральным местом возвышалась башня - шикхара, а для приверженцев религии, и различных служебных целей строились колонные залы - мандапы. (О структуре индуистских храмах - в этой статье)

Белокаменное кружево джайнских храмов Индии

Пожалуй главным отличием джайнских храмов является то, что статуя мурти, часто находится снаружи храма.

Мурти джайнского храма
Мурти джайнского храма

Они иногда приобретают грандиозные размеры и изображают одного из 24 тиртханкар джайнизма, часто обнажённым, стоящими прямо, в окружении якшей и якшинь (второстепенные божества - духи природы, которым сам Индра некогда повелел охранять тиртханкар).

Мурти джайнского храма
Мурти джайнского храма

Множество джайнских храмов были построены в средние века в районах Гуджарата и Раджастан. Их архитектуру принято относить к стилю Соланки. Сооружения, созданные в этом стиле, как правило беломраморные, украшенные удивительно искусной и тонкой декоративной резьбой.

Комплекс средневековых джайнских храмов, района Палитана, округ Гуджарат, Индия.
Комплекс средневековых джайнских храмов, района Палитана, округ Гуджарат, Индия.

Интересно, что при небольшом распространении джайнизма в Индии, количество храмов её последователей достаточно велико. Дело в том, что по мнению джайнов, культовое строительство приравнивается к религиозному служению. Причём почётно было, как спонсировать такое дело, так и непосредственно принимать участие в любых работах.

Храмы Дильвара. Гуджарат.
Храмы Дильвара. Гуджарат.

Тысячи мастеров - профессионалов и волонтёров, из числа верующих создавали эти храмы и вырезали узоры, декорируя их в течение многих лет.

Храмы Дильвара. Гуджарат.
Храмы Дильвара. Гуджарат.

И чем тоньше, искуснее, работа, тем нагляднее вера и служение мастера.

Храмы Дильвара. Гуджарат.
Храмы Дильвара. Гуджарат.

Наиболее известными памятниками этой школы считаются джайнские святилища в местечке Маунт-Абу. Здесь расположен целый храмовый комплекс, называемый "Дильвара", что можно перевести, как "Утешитель сердец". Строился он в XI-XIII веках.

Гора Абу (Маунт-Абу), окруженная лесными холмами – зеленый оазис среди пустынь Раджастана. Абу или Гуру-Сиккар с XII века является религиозным центром джайнизма. Абу — высочайшая вершина горного хребта Аравали — 1722 метра.
Гора Абу (Маунт-Абу), окруженная лесными холмами – зеленый оазис среди пустынь Раджастана. Абу или Гуру-Сиккар с XII века является религиозным центром джайнизма. Абу — высочайшая вершина горного хребта Аравали — 1722 метра.

Из пяти храмов Дилвара, два особенно примечательны - Вимал Васаи (построен в 1031 году и посвящен Адинатху) и Луна Васаи (построен в 1230 году и посвящен Неминатху).

Интересна легенда строительства этого храма. Говорят, что два брата Ваступалу и Теджапалу нашли клад с бесчисленными сокровищами. Когда они стали думать, как поступить с этим богатством, то решили спросить совета у своих жён. Эти мудрые женщины сказали, что деньги нужно пожертвовать на строительство храма. Так этот мандир и появился. Впоследствии эта семья финансировала строительство немалого числа храмов в Гуджарате.
Вот вам часто встречались такие жёны? :)

Его строительство заняло 14 лет. Скульптуры братьев Ваступалу и Теджапалу и их жён встречают посетителей возле входа.

Храмы Дильвара.
Храмы Дильвара.

Поразительна в джайнских храмах резьба, украшающая не только внешние стены, но главным образом, интерьеры. Здесь она настолько тонкая, что местами, белый мрамор просвечивает насквозь.

Храмы Дильвара.
Храмы Дильвара.
Храмы Дильвара. Гульджарат.
Храмы Дильвара. Гульджарат.

Немногочисленных туристов здесь ждёт ещё один своеобразные сюрприз - так называемый Дом слонов, где эти животные представляют собой процессию, застывшую в камне.

Храмы Дильвара. Гульджарат.
Храмы Дильвара. Гульджарат.

Но самый большой и знаменитый джайнский храм находится недалеко от города Ранакпур Садри в Пали районе Раджастан. Это место носит название "Города храмов" так как здесь располагается целый джайнский храмовый комплекс, возведенный в 15 веке. Постройки представляют собой завораживающее, сказочное зрелище белопенного кружева мрамора, на фоне зелёных холмов.

Несколько изысканных миниатюрных храмов, предваряют главное впечатление, посещающих святыни Ранакпура. Это храмы Сурьи, Парсавантх и храм Амба.

Ранакпур. Храм Сурьи.
Ранакпур. Храм Сурьи.

Главный и самый большой храм Ранакпура носит называние "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара (можно перевести, как всеохватное познание") и посвящён он первому джайнскому тиртханкару Адинатху (Ришабханатхе).

Название Чатурмукха переводится как "Четырёхликий". Но есть и ещё одно наименование храма - "Трибхуван Вихар" - распространяющий свой свет на три локи (три мира). Однако чаще его называют просто "храм Ранакпур",  или посложнее - "Храм Адинатха в Ранакпуре".

Все эти сложные названия не случайны. Из них можно почерпнуть сведения об истории создания храма и его устройства.

Главный и самый большой храм Ранакпура носит называние "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара и посвящён он первому джайнскому тиртханкару Адинатху (Ришабханатхе).
Главный и самый большой храм Ранакпура носит называние "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара и посвящён он первому джайнскому тиртханкару Адинатху (Ришабханатхе).

А история его возведения такова:

Благочестивый министр Дхараншах увидел во сне первого тиртханкара Адинатха Ришабхадева, явившегося к нему на божественной колеснице. Тогда министр решил спросить, что бы это значило у ачарьи (духовного учителя) Сома Сундара-Сури. Они расценили явление, как знак, что нужно воздвигнуть этому святому храм, равного которому по красоте не было бы во всём свете. Министр обратился к великому правителю Ране Кумбхе и тот поручил сделать проект придворному архитектору Дипаке.
Был выделен участок земли, не только под будущую застройку, но и для поселенцев, которые должны будут здесь жить и ухаживать за храмом. Этот посёлок назвали "Ранапур" - город Раны Кумбхи, (сейчас его называют Ранакпур). Так в 1446 году началось строительство.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Через 35 лет, после начала строительства, стало очевидно, что его инициаторы и спонсоры стареют, и могут не дожить до окончания. Поэтому было принято решение установить мурти Адинаха заранее, и освятить его ещё до конца стройки.

Мурти. Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Мурти. Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Строительство продолжалось ещё 15 лет. За это время были установлены статуи мурти по всем сторонам света. И не только. Грандиозный храм, который занимает территорию около 60 метров на 62 метра, имеет три вертикальных уровня. Каждый из них имеет одинаковые изображения Адинатха, по четыре на каждом этаже. Поэтому и называется храм "Четырёхликим" -  Чатурмукх. Эти статуи, расположенные по сторонам света, символизируют всеохватное познание Тиртханкаром космоса.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Среди густого леса стволов колонн, неспешно прогуливаются каменные слоны.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Трёхуровневый храм, имеет пять святилищ, каждое из которых отмечено оригинальным куполом. Один центральный и четыре по сторонам от него.

Храм "Чатурмукха" ( "Чаумукха" ) Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ( "Чаумукха" ) Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ( "Чаумукха" ) Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ( "Чаумукха" ) Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Над многочисленными небольшими святилищами храма (всего здесь 29 помещений) возведены башни-шикхары - 80 штук, образуя сложную, но удивительно органичную многоуровневую конструкцию.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Особенностью постройки является то, что он весь открыт дневному свету. Это оказалось возможно благодаря тому, что в его основании - двенадцатитиметровые колонны, а стены практически отсутствуют.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Их 1444 и все они в своём декоре неповторимы. Благодаря такой конструкции, джайнские храмы от их индуистских собратьев, отличает больший простор, ощущения света, и свободно гуляющего воздуха внутри.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Одна из этих множества колонн намеренно наклонена от вертикальной оси. Это символизирует мысль, что творения рук человека не могут быть совершенны.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Памятником несовершенства человека служит и самая монументальная колонна храма. По легенде правитель Рана Кумбха повелел своему архитектору в центре храма возвести самую роскошную и величественную колонну. Однако, как строители не старались, опора рушилась на некой высоте. Архитектор был в отчаянии.

Тогда Ране Кубхе приснилась богиня Амбика, которая поведала шаху, что строя эту колонну, он поощряет свою гордость и амбиции, забывая о духовном самосовершенствовании. Так он сам не сможет подняться духовно, как и эта колонна, опираясь лишь на своё тщеславие. Осознав свою ошибку, правитель приказал оставить колонну недостроенной. Она стала своеобразным памятником Ране Кубхе.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Не остались не увековеченными в этом храме и другие его создатели.

Благочестивый министр Дхаранашах, которому во сне явился Адинатх.
Благочестивый министр Дхаранашах, которому во сне явился Адинатх.
Изображение аскета ачарья Сома Сундар-Сури
Изображение аскета ачарья Сома Сундар-Сури

Воздушность постройки подчёркивается удивительным, по своей филигранности, декором - всё и внутри, и снаружи, от пола до потолка, покрыто изящнейшей резьбой. Рассматривать рельефы и узоры храма можно просто бесконечно. И бесконечно удивляться мастерству и фантазии их создателей.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

В храме воплотилась и главная идея джайнизма - не причинение вреда живому. Среди его колоннад нашлось место живому дереву. Разумеется оно священно (Манилкара-гександра). Как говорят здешние старожилы, ему не менее полутысячи лет! И оно точно такое же, как и то дерево, возле которого была произнесена первая проповедь Адинатха.

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

Растёт эта святыня возле небольшого павильона, где хранятся отпечатки ног первого Тиртханкара. Эти следы называются "паглийи".

Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана  Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.
Храм "Чатурмукха" ("Чаумукха") Дхарана Вихара или храм Адинатха в Ранакпуре.

В заключение ряда статей о культовой архитектуре средневековой Индии, хочется отметить, что в храмах этой страны нашла отражение удивительная особенность всей её культуры и мировоззрения: в них слились воедино суровый аскетизм и неприкрытая почти животная чувственность. Архитектура индийских храмов вырастающая из земли и воспаряющая к небесам, является ярким выражением этого принципа.

Эта статья является одной из цикла публикаций, посвящённых культуре и искусству Древней и Средневековой Индии. Если Вам нравится эта тематика, то рекомендую ознакомится и с другими моими материалами:

Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Великие памятники литературы Древней Индии.
Литература Древней Индии после великих поэм.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.
Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 1
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2.
Шедевры индо-исламского зодчества.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Белокаменное кружево джайнских храмов Индии.
Сказочная архитектура колониальной Индии. Комплекс Махабат Макбара - манифест эклектики.
О музыке в древней и средневековой Индии.
Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.