Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

2,7k full reads
6,7k story viewsUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 41% of the total page views
5 minutes — average reading time

Когда в Западной Европе закончились средние века? Некоторые историки, склонны считать, что точкой отсчёта новой культурной эпохи, сменившей средневековье, стало написание «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–1321). Неслучайно его называют последним поэтом средневековья и первым поэтом Возрождения.

Сандро Боттичелли. Данте Алигьери. Портрет не является достоверным изображением писателя, т.к. Боттичелли жил более века спустя
Сандро Боттичелли. Данте Алигьери. Портрет не является достоверным изображением писателя, т.к. Боттичелли жил более века спустя

Жизнь его была насыщена самыми драматическими событиями. Он участвовал в политической борьбе, захлестнувшей родной город - Флоренцию, в результате чего вынужден был его покинуть. Умер в изгнании.

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

В его биографии было место и для высокой, но трагичной любви. Согласно автобиографической книге "Новая жизнь", в совсем юном возрасте (автору было всего 9 лет), всего лишь раз увидев прекрасную Беатри́че Портина́ри, Данте полюбил её навсегда.

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Несмотря на то, что они практически не были знакомы, его любовь лишь усиливалась с годами, и не угасла, когда Беатриче вышла замуж за другого, и даже когда в 24-летнем возрасте умерла.

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Эта девушка до конца жизни поэта оставалась главной героиней его стихов и прозы.

Кстати, о своей законной жене – Дже́мме Дона́ти, родившей поэту, как минимум, трёх детей, Данте не упомянул в своих произведениях ни разу!

Именно Беатриче, как считал Алигьери, явилась вдохновительницей самого известного произведения, принесшего ему мировую славу – «Божественной комедии».

Откуда такое называние? «Комедией» в средние века было принято называть историю, в которой герой преодолевал трудности и невзгоды, и всё, в финале, для него заканчивалось благополучно. Эпитет «Божественная» к сочинению Данте прикрепился позднее – так читатели высоко оценили литературные достоинства данного творения.
Данте Габриэль Россети. Божественная Беатриче
Данте Габриэль Россети. Божественная Беатриче

Это было сочинение, написанное в традиционном, для средних веков, жанре виде́ний. В нём повествовалось о событиях, которые не могли произойти в действительности, но были увидены или пережиты автором, как некое божественное откровение, посылаемое свыше.

Такие виде́́ния чаще всего описывали «хождения по мукам», то есть представляли собой рассказ о загробном мире и мучениях грешников в аду. Следуя данной традиции, Данте открывает читателям грандиозную, по своим масштабам, картину потустороннего мира.

Доменико ди Микелино. Денте и три царства
Доменико ди Микелино. Денте и три царства

Структура книги целиком подчинена христианской числовой символике. (Символ в средневековом христианском искусстве). Произведение состоит из трёх равных разделов (число три – символ христианского триединого Бога – Святой Троицы), последовательно описывающих Ад – место вечного мучения умерших грешников, Чистилище – где души раскаявшихся очищаются от грехов, и Рай – мир, в котором пребывают праведники, небожители и сам Бог.

Каждая из этих частей включает по 33 главы (это число ассоциировалось с количеством лет земной жизни Христа). Таким образом, книга содержит 99 глав, предваряемых введением, что составляет, в целом, число 100, символически трактуемое средневековыми философами-богословами, как совершенное и божественное.

3 части * на 33 главы + введение = 100 глав в целом

Написана же «Комедия» на итальянском языке (в европейской литературе это первое "серьезное" сочинение, написанное на национальном языке!) особым слогом – трехстишьями или терци́нами, где строки группируются по три и рифмуются через одну строку, напоминая звенья непрерывной цепи:

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но благо в нём обретши навсегда,
Скажу про всё, что видел в этой чаще...
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Подобно своему современнику и соотечественнику Джотто (о нём предыдущая статья), Данте, в целом следуя средневековой традиции, по-новому рассказывает о Человеке – главном герое его повествования. Он населяет свою книгу – живыми людьми, с их страстями, пороками, добродетелями, горестями, радостями.

Неслучайно, первая часть книги, где повествуется о мучениях грешников в Аду, лучше всего удалась писателю, ведь именно здесь описываются те судьбы и те человеческие качества, которые понятны всем. И, зачастую, грешники, которых встречает в своём воображаемом путешествии, в обители страданий, Алигьери, вызывают и у автора, и у читателей книги не столько осуждение, сколько сочувствие.

Таковы, например, Франческа и Паоло, несчастные влюблённые, погибшие из-за страсти, заставившей их забыть об общественной морали и общепринятых нормах.

Sir Joseph Noel Paton (Scottish, 1821-1900), "Dante Meditat
Sir Joseph Noel Paton (Scottish, 1821-1900), "Dante Meditat

Всё что происходит в Аду и Чистилище, Данте постигает, во многом, благодаря помощи чудесного проводника, посланного ему свыше, по просьбе Беатриче. Роль спутника Алигьери и комментатора всего происходящего принадлежит великому античному поэту Верги́лию, автору бессмертной поэмы «Энеида» (о нём говорилось в статье "Немного о музыке, театре и искусстве слова в Древнем Риме").

Когда же, в своём видении, Данте достигает пределов Рая, язычник Вергилий, уступает место умершей возлюбленной автора - прекрасной Беатриче – посланнице небес. С ней поэт возносится к самому центру вселенной – Райской Розе или Эмпире́ю – месту пребывания Бога.

Структура загробного мира по Данте
Структура загробного мира по Данте

После этого чудесного видения Данте теряет сознание и возвращается в земную реальность. Но это воображаемое путешествие служит теперь для него своеобразным уроком, благодаря которому он смог понять суть человеческого существования. На собственном опыте он прочувствовал всю бездну греха и ужас наказания в кругах Ада, осознал, пройдя уступы Чистилища, сколь труден и тяжёл путь искупления порока и очищения души, а в конце путешествия испытал неизъяснимое блаженство, вознесясь к вершинам духа и познав величие Бога.

В своём бессмертном творении Данте сумел ярко выразить и надежду на спасение, убеждённость в том, что человек не только - «сосуд греха», но и «творение Божье» - объект Божественной заботы и внимания, и веру в способность к самосовершенствованию человеческой личности. Всё это послужило импульсом для будущего мировоззрения гуманизма эпохи Возрождения, который подхватили следующие за Данте поэты, писатели и мыслители этой эпохи.

В следующих статьях мы последовательно рассмотрим, как же устроены Ад, Чистилище и Рай в "Божественной комедии" Данте, не пропустите. :)

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?