Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен

616 full reads
1,8k story viewsUnique page visitors
616 read the story to the endThat's 33% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

В японской средневековой живописи сложилось два основных направления. Одно из них называлось "ямато-э", и я постаралась рассказать о нём в предыдущей статье. Здесь мы поговорим с вами о втором направлении, которое получило называние "суми-э" или "суйбоку-га".

«Суми-э́» - «живопись тушью» или «суйбо́ку-га́»- «живопись тушью и водой». Этот вид живописи появился в Японии ещё в период раннего средневековья, но вершина его развития приходится на XIV–XV века.

Суми-э пришло в Страну восходящего солнца из соседнего Китая и утвердилось благодаря распространению дзен-буддизма. Жанровой основой, образцом для суми-э послужили китайские пейзажи «шань-шуй» – «горы-воды» (подробнее об этом направлении китайской живописи можно прочитать в этой статье).

Сэссон Сюкэй. Восемь видов рек Сяо и Сян
Сэссон Сюкэй. Восемь видов рек Сяо и Сян
Сэссон Сюкэй. Восемь видов рек Сяо и Сян

Главной особенностью данного вида картин является их монохромность, обусловленная цветами используемых материалов – бумаги и туши. Однако суми-э - не контрастное чёрно-белое изображение - разведённая водой тушь позволяет создавать множество нюансов и оттенков серого цвета, с помощью которого на картине рождается иллюзия многокрасочности и многофактурности мира.

Кано Мотонобу. Пейзаж из серии Восемь видов Киото.
Кано Мотонобу. Пейзаж из серии Восемь видов Киото.
Кано Мотонобу. Пейзаж из серии Восемь видов Киото.

Изредка художники используют и цветные краски, которые накладываются на бумагу прозрачными, лёгкими, скупыми мазками. Они, не акцентируя на себе внимание, оттеняют то главное, что изобразил мастер.

Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года
Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года
Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года

Пейзажи в технике суйбоку-га - не просто изображение картин природы или её фрагментов – это целая философия, доставшаяся им от дзен-буддизма. Как пишут исследователи японской культуры: «Суйбоку-га – больше, чем техника, это – духовное путешествие». Собственно вся живопись суми-э строится на двух важнейших философских категориях - Пустоты (Небытия), которую выражает белое пространство бумаги и Изменчивого Бытия, передаваемого в узнаваемых формах и образах с помощью туши.

Хасэгава Тохаку. Ширма "Сосновый лес".
Хасэгава Тохаку. Ширма "Сосновый лес".
Хасэгава Тохаку. Ширма "Сосновый лес".

Написание такой картины подобно созданию классических японских стихов. Поэзию и живопись суми-э роднит многое. Это и лапидарность средств выразительности, скупость «красок» и форм при огромном количестве, скрытых за видимой простотой, символов и смыслов.

Хакуин Экаку. Два слепца переходят по мосту-бревну. Период Эдо, не позднее 1768 года
Хакуин Экаку. Два слепца переходят по мосту-бревну. Период Эдо, не позднее 1768 года
Хакуин Экаку. Два слепца переходят по мосту-бревну. Период Эдо, не позднее 1768 года

Общим также является и категория ёдзё – то, что недосказано самим автором посредством слов или линий, но содержится в произведении и может быть раскрыто, узнано, домыслено читателем-зрителем с помощью собственного опыта, знания, интуиции или фантазии. Таким образом, главным в картине является отнюдь не то, что нарисовано, а незаполненное пустое пространство.

Сэссю. Буря. Фрагмент свитка. Ок. 1480 г.
Сэссю. Буря. Фрагмент свитка. Ок. 1480 г.
Сэссю. Буря. Фрагмент свитка. Ок. 1480 г.

Важным является и тот факт, что и стихи, и живопись суйбоку-га, оперируя образами природы (которая является доминантой во всех проявлениях японской ментальности и культуры) на самом деле раскрывают нечто большее – внутренний мир, состояние души и мыслей художника (поэта).

В них обычно нет действия: лишь величественные горы, водоёмы, деревья, где ощущается присутствие человека, цель которого - не нарушить эту первозданную гармонию природы, а слиться с ней, почувствовав себя, согласно учению До (китайское Дао), единым целым с Космосом и Мирозданием.

Ёса Бусон. Весенний пейзаж во время солнца и дождя. XVIII в.
Ёса Бусон. Весенний пейзаж во время солнца и дождя. XVIII в.
Ёса Бусон. Весенний пейзаж во время солнца и дождя. XVIII в.

Художники Японии говорят: «Чтобы нарисовать сосну, нужно уподобиться сосне; чтобы нарисовать ручей, нужно уподобиться ручью». Это не означает, что человек становится сосной, это значит, что он начинает чувствовать сосну.

Об этом же говорил и великий японский поэт средневековья Басё: «Учитесь рисовать сосну у сосны, бамбук у бамбука».

А вот слова поэта, последователя дзен, Мёэ: «Глядя на луну, я становлюсь луной. Луна, на которую я смотрю, становится мною. Я погружаюсь в природу, я соединяюсь с ней».

Сэссю. Пейзаж с воронами.
Сэссю. Пейзаж с воронами.
Сэссю. Пейзаж с воронами.

Суйбоку-га присущи и такие качества японской поэзии, как югэн («красота сокровенного»), саби (обострённое чувство щемящего одиночества и прекрасной печали), а также и одинаковый принцип создания – они рождались экспромтом, то есть без черновиков, «в один приём».

Хасэгава Тохаку. Журавль и бамбук.
Хасэгава Тохаку. Журавль и бамбук.
Хасэгава Тохаку. Журавль и бамбук.

Художник, перед тем как приступить к написанию картины, сначала досконально обдумывал сюжет, размышлял о возможных деталях, а затем, в момент «наивысшей готовности» (максимальной концентрации), брал кисть и, не отпуская этого возникшего состояния отрешённости, творил.

Кисть в такие моменты, словно действовала по собственной воле. Известный исследователь дзэн Дайсэцу Судзу́ки так писал об этом: «Вам кажется, что кисть движется сама по себе, помимо воли художника, который лишь не мешает ей двигаться. Если какая-либо мысль или намерение возникнут между кистью и бумагой, то весь эффект пропадёт».

Кано Мотонобу. Пейзаж с водопадом и  аистом.
Кано Мотонобу. Пейзаж с водопадом и аистом.
Кано Мотонобу. Пейзаж с водопадом и аистом.

Синтез живописи суйбоку-га и поэзии осуществлялся и на прямую: дополняя философию и смысл написанного пейзажа, картину, как правило, сопровождала каллиграфическая надпись, чаще всего это были стихи, которые нередко сочинялись самим художником.

Сэссю. Пейзаж в стиле хабоку. 1495 г.
Сэссю. Пейзаж в стиле хабоку. 1495 г.
Сэссю. Пейзаж в стиле хабоку. 1495 г.

Лучшим средневековым японским пейзажистом, творчество которого вобрало и отразило все присущие качества суйбоку-га, считается Тоё Ода, более известный в мире под псевдонимом Сэ́ссю (1420 – 1506).

Сэссю. Зима. XV в
Сэссю. Зима. XV в
Сэссю. Зима. XV в
Интересно отметить, что рука об руку с живописью развивалось в Японии садовое искусство, поскольку созданием сада зачастую занимались сами художники. Здесь «чистым листом бумаги» служило открытое пространство, а вместо красок и туши выступали камни, песок, вода и растения. Неслучайно появление великолепных декоративных садов эпохи Хэйан совпадает по времени с возникновением яркой и жизнерадостной живописи ямато-э (о ней читайте в этой статье). В таком случае, сходство лаконичных садов последующей эпохи и монохромной живописи тушью, позволяющей минимальными средствами выразить идею, тоже может рассматриваться как общая закономерность.

Завершая разговор о технике и философии суйбоку-га (суми-э), приведу танку знаменитого дзенского поэта Иккю:

Как сказать –
В чём сердца
Суть?
Шум сосны
На суми-э.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.