Джованни Боккаччо и его «Декамерон»

578 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
578 read the story to the endThat's 51% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Сонет, обретший, в творчестве Петрарки, свою совершенную форму и содержание, становится одним из главных жанров эпохи Возрождения (об этом читайте здесь). И делит он этот пьедестал только с прозаической новеллой, получившей своё лучшее воплощение в творчестве друга и земляка Петрарки – Джованни Боккаччо (1313 – 1375).

Джованни Боккаччо и его «Декамерон»

Самое прославленное произведение этого автора – «Декамерон» - можно назвать сборником новелл. По своей структуре он напоминает «обрамлённую повесть». (Так, например, построена арабская "1001 ночь" или индийская "Панчатантра").

В качестве «рамки» Боккаччо предлагает следующую ситуацию: десять молодых людей (трое юношей и семь девушек) встречаются в одной из церквей Флоренции в разгар страшнейшей эпидемии чумы, бушевавшей в городе в 1348 году. Не желая находиться в атмосфере всеобщей паники, ожидания смерти, нравственного и физического разложения, они решают уехать на загородную виллу и забыть хотя бы на время этот кошмар.

В песнях, играх и танцах молодые люди проводят вместе десять дней (название книги можно перевести как «Десятидневник»).

В проведении их досуга есть одно непременное условие - каждый вечер они рассказывают друг другу, увлекательные истории – новеллы, которые и составляют содержание книги.

Дж. Уотерхаус. Декамерон
Дж. Уотерхаус. Декамерон
Дж. Уотерхаус. Декамерон

100 рассказов «Декамерона» разнообразны по сюжетам и характеру, преобладающее настроение большинства из них – веселье и юмор. Можно сказать, что в книге выделяются две сквозные темы: критика представителей духовенства (как говорит об этом один из героев произведения: «порочная и нечистая жизнь священнослужителей») и весёлые проделки влюблённых (иногда весьма нескромные). Лишь в конце книги тон меняется и становится более нравоучительным и серьёзным.

Франц Ксавер Винтерхальтер. Декамерон
Франц Ксавер Винтерхальтер. Декамерон
Франц Ксавер Винтерхальтер. Декамерон

Отвечая на упрёки в непристойности некоторых новелл, вошедших в книгу, Боккаччо писал:

«Может быть, иные из вас скажут, что, сочиняя эти новеллы, я допустил слишком большую свободу, например, заставив женщин иногда рассказывать и очень часто выслушивать вещи, которые честным женщинам неприлично ни сказывать, ни выслушивать. Это я отрицаю, ибо нет столь неприличного рассказа, который, если передать его в подобающих выражениях, не был бы под стать всякому; и мне кажется, я исполнил это как следует».
П. Салинас. Боккаччо читает «Декамерон» при дворе Джованны I Неаполитанской.
П. Салинас. Боккаччо читает «Декамерон» при дворе Джованны I Неаполитанской.
П. Салинас. Боккаччо читает «Декамерон» при дворе Джованны I Неаполитанской.

В сюжетах рассказов "Декамерона" можно найти и отголоски французской куртуазной литературы, и средневековой народной смеховой культуры, и фольклора.

Пересказывать содержание новелл не имеет смысла. Прелесть книги заключается в том, что каждый из рассказов можно читать независимо от других, выбирая, на каком остановить свой выбор либо по "теме дня", которая предлагается "вынужденным курортникам", либо по довольно пространным аннотациям, которыми автор снабдил каждый из сюжетов (за что ему огромная благодарность от нас - читателей).

Б. Каламаи. Боккаччо развлекает гостей виллы Скифанойя чтением своих новелл.
Б. Каламаи. Боккаччо развлекает гостей виллы Скифанойя чтением своих новелл.
Б. Каламаи. Боккаччо развлекает гостей виллы Скифанойя чтением своих новелл.

За весёлый характер большинства рассказов, внимательность к бытовым деталям, разнообразию типажей представленных в них, «Декамерон» Боккаччо иногда называют «Человеческой комедией», разумеется в сравнении с "Комедией" Данте, которую, кстати именно Боккаччо и назвал "Божественной".

Дж. Вазари. Петрарка, Боккаччо и Данте.
Дж. Вазари. Петрарка, Боккаччо и Данте.
Дж. Вазари. Петрарка, Боккаччо и Данте.

Фривольность некоторых сюжетов и антиклерикальные выпады в новеллах "Декамерона" дали повод нешуточному возмущению церкви, которая внесла книгу в число запрещённых. Более того, на автора оказывалось давление, с тем, чтобы он отрёкся от своего детища и уничтожил его.

Считается, что Джованни подумывал над тем, чтобы сжечь свой труд, но Петрарка, с которым он решил посоветоваться в этом вопросе, отговорил друга от подобного шага. Тем не менее, есть свидетельства, что в старости, Боккаччо стал стесняться своего "Декамерона", считая, что книга принесла ему дурную славу человека безнравственного.

Вряд ли писатель тогда подозревал, что именно это его творение вызовет большое количество подражаний, а к сюжетам и образам "Декамерона" будут, в течение всех последующих веков, обращаться писатели, художники и музыканты.

В заключение можно сказать, что итальянская литература, всего лишь в рамках одного (четырнадцатого) столетия проделала путь от чисто религиозной по жанру и содержанию (Данте) к светской развлекательной, написанной ради воплощения смелой авторской фантазии, не сдерживаемой более церковными рамками (Боккаччо).

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"