Древнегреческая живопись

2,3k full reads
7,3k story viewsUnique page visitors
2,3k read the story to the endThat's 32% of the total page views
3 minutes — average reading time

Древнегреческая культура представляется нам в виде белоколонных храмов и прекрасных изваяний. Мы знаем о великой античной философии и науке, театре и мифологии. Но не задумывались ли вы, что при таком развитии культуры, мы мало что знаем о древнегреческой живописи? Логично предположить, что она была не менее развитой, чем все остальные аспекты греческого искусства. Однако, к сожалению, сегодня нет практически ни одного образца древнегреческой живописи.

Наши знания о древнегреческой живописи говорят о том, что она была, в основном, представлена монументальными росписями. Ею украшались экстерьеры и интерьеры, как общественных сооружений, так и жилых домов. Работали греки либо в технике энкаустики восковыми красками, либо темперой.

Практически единственным сохранившимся примером монументальной живописи Эллады является роспись гробницы (её датируют примерно 5 в. до н.э.), обнаруженной в Пестуме в 1968 году. Среди сюжетов, украшающих стены этого погребения, была фигура человека, делающего прыжок в воду. По этой росписи и вся гробница получила название "Гробница ныряльщика".

Фрески «Гробницы ныряльщика» V в. до н.э. Археологический музей Пестума
Фрески «Гробницы ныряльщика» V в. до н.э. Археологический музей Пестума

Интересно, что это изображение, скорее всего, нужно рассматривать, символически - ныряльщик совершает прыжок, но это прыжок из нашей жизни в иной, загробный мир.

Ныряльщик. Фрагмент фрески из «Гробницы ныряльщика», V в. до н.э. Археологический музей Пестума
Ныряльщик. Фрагмент фрески из «Гробницы ныряльщика», V в. до н.э. Археологический музей Пестума

Стены гробницы украшают сцены ритуального, буйного пиршества, называемого симпосией. Забавно, но именно от этого греческого слова происходит современный, и весьма серьезный термин - симпозиум. :)

Сцена симпосия. Фрагмент фрески из «Гробницы ныряльщика», V в. до н.э. Археологический музей Пестума
Сцена симпосия. Фрагмент фрески из «Гробницы ныряльщика», V в. до н.э. Археологический музей Пестума

Трудно судить по этим фрескам, насколько хороша была древнегреческая живопись в целом. Ведь это мог создать и не лучший мастер... Но очевидно, что доминирующим здесь является образ Человека, что было присуще всей культуре Эллады.

Как звали художника, оставившего нам эти свидетельства древнегреческого изобразительного искусства, мы уже вряд ли узнаем, но всё же история сохранила имена знаменитых художников Древней Греции: Полигно́т, Аполлодо́р Афинский, Пасса́ний, Тима́нф, Апеллес и др. Однако к сожалению, мы можем судить об их мастерстве лишь по отзывам их современников, так как ни одна из их работ не сохранилась. Поэтому приведу в этой публикации лишь легенды, связанные с ними.

Если верить давним свидетельствам, то уровень мастерства этих живописцев был просто фантастический. Так, например, Аполлодор Афинский, введя в палитру полутона, открыл метод светотеневой моделировки. За что получил прозвище "Тенеписец".

Знали греческие художники и о правильной перспективе. Считается, что первым стал применять это новшество мастер Агатарх.

Греки владели мастерством достоверной передачи фактуры предметов и материалов. Умели выстраивать многофигурные композиции и прекрасно изображать человеческое тело.

 Хильтеншпергер, Иоганн Георг. "Зевксис представляет свою картину с кентаврами"
Хильтеншпергер, Иоганн Георг. "Зевксис представляет свою картину с кентаврами"

Есть свидетельства и о том, что греческие мастера научились изображать не только внешнюю сторону вещей, но и проникать во внутренний мир своих героев, правдиво изображая их характеры, эмоции и чувства. Так, например художник Тимомах, так сумел изобразить чувства, переполняющие персонаж своей картины Медею, что зрители плакали, глядя на неё, переживая вместе с героиней, любовь и жалось к детям, которых она собирается убить, потому как её терзают отчаяние, ревность, гнев, и желание мщения, своему неверному мужу.

Виктор Моттез. Медея.
Виктор Моттез. Медея.

Интересная история, по которой можно судить об исключительном мастерстве древнегреческих живописцев, дошла до нас, благодаря книге Плиния "О картинах".

Рассказывают, что два талантливых мастера Паррасий и Зевксис устроили своеобразное состязание между собой, на звание лучшего художника. Оба они написали картины, и закрытыми тканью, вынесли их на улицу для всеобщего обозрения. Зевксис первым сорвал покрывало со своей работы. На холсте красовалась спелая виноградная гроздь, написанная настолько умело, что тут же налетели птицы и стали пытаться склевать нарисованные ягоды.
Тогда гордый произведённым эффектом живописец обратился к своему сопернику Паррасию со словами: «Отдерни покрывало, чтобы каждый мог увидеть твою работу, как он увидел мою». Парассий грустно ответил, что не сможет этого сделать, и через паузу добавил: "Само покрывало нарисовано"!
Зевксис признал своё поражение, ибо обмануть неразумных птиц можно, а вот обмануть глаз художника - на это способен только великий мастер!

Кстати о Зевксисе существует не одна занимательная история. Он считался учеником прославленного Аполлодора. И, как говорят, сам великий мастер в одной из сочиненных им эпиграмм назвал своего ученика «похитителем своего искусства».

Неизвестный художник. Зевксис пишет мальчика с виноградом..
Неизвестный художник. Зевксис пишет мальчика с виноградом..

Плиний нам оставил ещё один эпизод из жизни этого художника, где отмечал, что Зевксис был весьма строгим к себе и самокритичным. Вот слова римского историка:

«Передают, что ... Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

Есть и ещё одна историческая легенда, участником которой был знаменитый художник. Жители города Кротона заказали ему картину, где бы изображалась "Елена Троянская". Он же пожелал найти модель, из числа красивейших жительниц этого полиса. Тогда был устроен показ, где перед художником предстали самые прелестные из них.

Виктор Моттез. "Зевксис выбирает модель из жительниц Кротона".
Виктор Моттез. "Зевксис выбирает модель из жительниц Кротона".

К удивлению кротонцев ни одна из представленных моделей не удовлетворила запросам мастера.

Эдвин Лонгсден Лонг. Выбор пятерых.
Эдвин Лонгсден Лонг. Выбор пятерых.

Он отобрал пятерых, черты которых, слитые вместе, могли бы отразить красоту мифической царицы.

Элеутерио Пальяно. "Зевскис выбирает красивейшую девушку в городе Кротон"
Элеутерио Пальяно. "Зевскис выбирает красивейшую девушку в городе Кротон"

В результате, по словам того же Плиния, Зевксису удалось создать настолько идеальный образ, что «взглянуть на него было неземным наслаждением».

Эдвин Лонгсден Лонг. "Избранная пятёрка".
Эдвин Лонгсден Лонг. "Избранная пятёрка".

История гласит, что Зевсксис настолько был любим и почитаем, что ещё при жизни успел пожать плоды славы, и насладится безбедным существованием. В какой-то момент он даже перестал продавать свои работы, одаривая ими царей или полисы. Объяснял он это тем, что его картины вообще не имеют цены (в смысле - любая цена для них слишком мала).

Нужно отметить, что деятельность художников постоянно сопровождал соревновательный дух, пропитывающий все сферы жизни Древних Греков (об этом я писала в вводной статье о древнегреческой культуре). Поэтому не случайно история нам сохранила немало повествований о том, как художники вступали в творческие состязания друг с другом. Вот ещё один пример такой легенды. Она касается непревзойденного живописца, жизнь которого проходила в период эллинизма - Апеллеса.

Апеллес много путешествовал, и однажды посетил Родос, где решил навестить мастерскую местного художника Протогена. Не застав хозяина, Апеллес начертал изящную линию на свободном холсте и удалился, не назвав своего имени служанке. Протоген, увидив эту черту, сразу понял, кто у него был, но решил превзойти Апеллеса. И поверх заданной линии, нанёс другую, иным цветом, так, что всё внимание теперь переключалось на эту детатль. На следующий день гость опять зашёл в мастерскую и увидел "ответ" хозяина. Тогда, взяв кисть, он сделал так, что создалась иллюзия тающей линии (здесь есть разные трактовки перевода Плиния). Таким образом он закончил соревнование, потому что превзойти его уже было невозможно.

Интересно, что эти художники, можно сказать, открыли абстрактное искусство? И, есть свидетельства, что эта бессюжетная картина пользовалась спросом и вызывала восторг и удивление еще долгие годы, пока не погибла в одном из пожаров.

Кстати, Апеллес был приближённым, и даже другом самого великого полководца Александра Македонского. Об отношении Александра к этому художнику рассказывает следующая история.

Царь запретил писать свои портреты кому-либо, кроме Апеллеса. Однажды художник написал своего покровителя в виде Зевса, с молниями в руках. Эта картина была помещена в храме Артемиды Эфесской. Александр, увидев это творение произнёс, что существуют только два Александра - сын царя Филиппа, и Александр Апеллеса. И тут же добавил: первый непобедим, а второй - неподражаем!
Дж. Кадес. "Александр Великий в ателье Апеллеса".
Дж. Кадес. "Александр Великий в ателье Апеллеса".

Надо сказать, что жизнь художника вообще оказалась овеяна легендами. В том числе и о том, как художник нашёл свою музу и своё семейное счастье.

Однажды Александр Македонский, пожелал, чтобы Апеллес нарисовал Афродиту - богиню любви и красоты. В качестве модели, он предоставил художнику свою любимую наложницу - красавицу Кампаспу. Проводя с девушкой много времени, живописец влюбился в музу, и ужасно страдал, понимая, что она принадлежит царю. Александр же, увидев печаль своего художника, всё понял и подарил Апеллесу свою возлюбленную.
Жан Шарль Ланглуа. "Александр уступает Кампаспу Апеллесу".
Жан Шарль Ланглуа. "Александр уступает Кампаспу Апеллесу".

Хотя, о создании картины, с изображённой на ней Афродитой есть и другая история.

В ней рассказывается о том, как Апеллес и великий греческий скульптор Пракситель не на шутку увлеклись одной женщиной - гетерой Фриной. Она же на городских праздниках, посвящённых богине любви, всегда выбиралась на роль Афродиты, настолько женщина была хороша.

Генрих Семирадский. "Фрина на празднике Посейдона".
Генрих Семирадский. "Фрина на празднике Посейдона".

И вот оба мастера решили создать её изображение в этом образе: один в скульптуре, а другой - в живописи. Скульптура Праксителя, известная под названием Венера Книдская стала первым в Греции скульптурным изображением обнаженного женского тела, и наделала много шума (об этом тоже есть чудная история). Именно Праксителя, согласно легенде, предпочла красавица Фрина. (О развитии древнегреческой скульптуры читайте в этой статье)

Ангелика Кауфман. "Пракситель показывает Фрине статую Эрота". 1794
Ангелика Кауфман. "Пракситель показывает Фрине статую Эрота". 1794

А вот образ, рожденный кистью Апеллеса не сохранился (как, кстати, и скульптура Праксителя), но его множество раз копировали, и возможно римская копия этой работы сейчас перед вами ниже:

"Венера, рождённая из моря". Фреска из Помпей, возможно римская копия более ранней греческой картины
"Венера, рождённая из моря". Фреска из Помпей, возможно римская копия более ранней греческой картины

Возможно, что если бы уцелел хоть один оригинал кисти большого древнегреческого мастера, то мы точно бы знали, насколько правдивы были отзывы историков о достижениях греков в этом искусстве.

Хотя всё таки, судить о том, какой была живопись Эллады мы можем... По сохранившемся до наших дней в изобилии росписям на керамических изделиях. Но об этом я расскажу в следующей статье. Читайте. :)

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.