Древняя Греция. Ансамбль Афинского Акрополя

1,5k full reads
8,1k story viewsUnique page visitors
1,5k read the story to the endThat's 19% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Древними греками было создано немало прекрасных строений. Они разработали точные правила и принципы храмового зодчества (об этом я писала в предыдущих статьях - здесь и здесь). Однако главным шедевром греческой архитектуры, воплотившим представление греков о красоте, гармонии и мере, стал ансамбль Афинского Акро́поля.

(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну, продовольственные запасы и вооружение города.
Афинский Акрополь. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Реконструкция.

Он был возведен после триумфального окончания греко-персидских войн во время правления Пери́кла (490 – 429 гг. до н.э.). Это было время наивысшего культурного расцвета греческой столицы. Перикл собрал вокруг себя лучшие интеллектуальные и художественные силы Эллады. Общее художественное руководство строительными работами на акрополе осуществлял друг Перикла - скульптор Фи́дий.

Филипп фон Фольц. "Эра Перикла".
Филипп фон Фольц. "Эра Перикла".

Акрополь, выстроенный на естественной скале, высоко и гордо возносился над городом. Раз в четыре года в честь покровительницы полиса – богини Афины - устраивался праздник – Великие Панафине́и, когда граждане города в торжественном шествии восходили на акрополь для проведения ритуалов в главном его храме.

Панафинейское шествие на Афинский Акрополь.
Панафинейское шествие на Афинский Акрополь.

Приближаясь к холму, идущие, издалека видели небольшой и весьма изящный храм Нике Апте́рос, работы архитектора Калликтра́та. Он был посвящен богине Победы, которую греки для этого храма, изобразили бескрылой, чтобы она не могла покинуть их страну. Эта статуя находилась внутри здания храма – наосе.

Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.

Снаружи его украшали изящные ионические колонны, и рельеф, с изображениями эпизодов греко-персидских войн и фигурами богов.

Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.

Среди этих изображений была и удивительная по мастерству выполнения фигура Ники, развязывающей сандалии. Её тело приобретало свои очертания сквозь, словно намокшую ткань, формирующуюся удивительно реалистичными складками.

Ника, развязывающая сандалию. Барельеф храма Ники Аптерос.
Ника, развязывающая сандалию. Барельеф храма Ники Аптерос.

Рельефы и внешние детали храма были ярко раскрашены и вызывали неподдельное восхищение жителей и гостей Афин.

Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Реконструкция.

Дальше путь пролегал через мощные и торжественные Пропиле́и, спроектированные Мнеси́клом. Это была весьма оригинальная идея – сделать ворота, в виде храма.

Афинский Акрополь. Пропилеи.
Афинский Акрополь. Пропилеи.

Оттого, что лестница, идущая через Пропилеи к холму поднималась вверх, и из-за обилия колонн этого сооружения, участники процессии не могли заранее разглядеть главную площадь Акрополя. И это заставляло их напряжённо ожидать и предвкушать зрелище, которое должно было открыться их взору.

Афинский Акрополь. Пропилеи. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Пропилеи. Реконструкция.

И вот, миновав Пропилеи, шествие оказывалось в святая святых Афин. На главной площади акрополя, пришедших встречала статуя Афины-Прома́хос (воительницы) созданная Фидием. Её высота, согласно некоторым источникам составляла 9 метров. Шлем и наконечник копья этой бронзовой скульптуры, были покрыты золотом. И, как говорят, древние свидетельства, отражавшийся на них солнечный свет был виден из далека, служа своеобразным маяком, проплывающим судам.

Реконструкция площади Афинского Акрополя.
Реконструкция площади Афинского Акрополя.

Справа от неё находился главный храм Греции – Парфенон, посещение которого являлось конечной целью путешествия. Вход в него был с дальней – восточной стороны холма, поэтому процессия вынуждена была двигаться вдоль всего здания, постепенно «открывая» все его красо́ты. Слева от Парфенона был построен один из самых необычных, нехарактерных для греческой архитектуры храмов – Эрехтейо́н.

Афинский Акрополь. Эрехтейон.
Афинский Акрополь. Эрехтейон.

Храм этот, согласно легенде, был построен на месте спора богов Посейдона и Афины, за покровительство над городом, у которого ещё не было собственного имени. Спор взялся рассудить правивший тогда царь Эрехтей. Он предложил богам одарить эту местность, тем, что, по мнению горожан, станет залогом дальнейшего процветания. Посейдон выбил своим трезубцем источник воды, а по воле Афины здесь выросло оливковое дерево. Победа в споре была присуждена Эрехтеем Афине, и город был назван в честь неё. (О верованиях древних греков читайте в этой статье).

Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой.
Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой.

Храм Эрехтейон стал важнейшим святилищем акрополя. В нём хранилсь важнейшие реликвии. Здесь же находилась могила почившего царя Эрехтея. В храме можно было увидеть источник солёной воды, выбитой во время судьбоносного спора из скалы Поседоном. И, разумеется, у храма росло оливковое дерево, выращенное Афиной. И хотя оно гибло во время катаклизмов и войн, оно каждый раз возрождается на своём месте, в чём может убедится каждый, кто приходит к Эрехтейону. :)

Священное оливковое дерево у Эрехтейона
Священное оливковое дерево у Эрехтейона

Это храм удивляет своей асимметрией - все его стороны имеют отличное друг от друга оформление.

Афинский Акрополь. Эрехтейон. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Реконструкция.

Два входа – с восточной и западной сторон вели в разные части храма – одна из которых посвящалась Афине-Полиаде (Градохранительнице), а другая Посейдону и Эрехтею.

Афинский Акрополь. Эрехтейон.
Афинский Акрополь. Эрехтейон.

Самым интересным был фасад, обращенный к Парфенону, и находящийся как раз в поле зрения идущих мимо участников шествия. Его портик (выступающий вперед вход) украшали кариати́ды - женские статуи, которые поддерживали крышу, заменяя собой колонны.

Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид.

Когда то они были раскрашены, и были похожи на живых девушек.

Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Реконструкция.

Оставив позади Эрехтейон, процессия теперь попадала под очарование са́мого выдающегося строения Греции – Парфено́на. Его архитекторы Икти́н и Калликра́т создали непревзойденный шедевр.

Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.

Это был величественный храм-периптер, с соотношением дорических колонн на его сторонах равном 8/17. Он был обильно украшен рельефами и скульптурой, выполненными Фи́дием и его учениками и ярко раскрашен.

Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.

Интересно, что для того, чтобы этот грандиозный храм казался идеально-симметричным и совершенным, архитекторы, учитывая особенности нашего оптического восприятия … несколько исказили его пропорции (это называется курватурами - от лат.curvatura - кривизна).

Иктин и Калликрат чуть повысили к центру ступени подножья храма, чуть наклонили внутрь внешние колонны фасадов, а также сделали диаметр угловых опор, видимых на фоне неба, слегка больше, чем центральных. Таким образом, Парфенон, кажется смотрящим на него, удивительно «живым», и приятным глазу.

Древняя Греция. Ансамбль Афинского Акрополя
Курватуры Парфенона
Курватуры Парфенона

На его стенах, по всему периметру (фриз длинной 160 метров и высотой 1 метр) Фидий разместил рельефы, с сюжетами, участниками которых были боги и мифические герои.

Древняя Греция. Ансамбль Афинского Акрополя
Реконструкция скульптурных групп фронтонов Парфенона.
Реконструкция скульптурных групп фронтонов Парфенона.
Фидий и его школа. Скульптура фронтона Парфенона. Британский музей.
Фидий и его школа. Скульптура фронтона Парфенона. Британский музей.

Кроме того, он изобразил панафине́йское шествие (пеших и всадников), причём с такой фантазией, что пластика поз и движений ни одного из изображенных 365 человек и 227 фигур животных не повторялась.

Фидий и его школа. Фриз Парфенона с изображением панафинейского шествия.
Фидий и его школа. Фриз Парфенона с изображением панафинейского шествия.
Л. Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»
Л. Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»

В святилище Парфенона хранились городской архив и казна Афинского морского союза.

Внутри храма находилась ещё одна статуя Афины, выполненная Фидием – 12ти-метровая Афина-Парфёнос («Афина-Дева»), выполненная в хрисоэлефантинной технике. Руки и лицо богини, были покрыты пластинами слоновой кости, и выглядели, словно живыми. В глазах Афины сверкали драгоценные камни. Одежда же и оружие были инкрустированы золотом. В правой руке Афины была фигура богини Ники, в другой руке она сжимала копье. Шлем, щит и эгида Афины были украшены рельефами, работы Фидия.

Афина-Парфёнос. Реконструкция в новом Парфеноне (Нашвилл, штат Теннесси, США)
Афина-Парфёнос. Реконструкция в новом Парфеноне (Нашвилл, штат Теннесси, США)

Согласно преданию, на её создание понадобилось около 40 талантов (греческая мера веса) золота, что составляет примерно тонну.

Одна из исторических легенд гласит, что именно эта статуя послужила причиной недовольства афинян деятельностью Перикла и Фидия. По одной из версий, свой жизненный путь великий мастер закончил в тюрьме. Однако есть предположение, что он покинул город и умер на чужбине.

Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.

Судьба Афинского Акрополя оказалась непростой.

В 5 веке Парфенон стал использоваться в качестве христианской церкви – Премудрости Богоматери.

В начале 13 века в Афины пришли крестоносцы. Герцоги Деларош устроили в Акрополе свою резиденцию. Парфенон, на некоторое время стал католическим кафедральным собором Notre Dame d'Athenes.

Когда в 15 веке Византию завоевали турки, Парфенон превратили в мечеть, пристроив к ней минарет. А вот в Эрехтеоне разместился гарем турецкого коменданта.

Афинский Акрополь во времена Османской империи.
Афинский Акрополь во времена Османской империи.

В 17 веке во время войн, Парфенон стал использоваться как арсенал, в котором хранили боеприпасы. В 1687 году венецианцы, обстреливая с моря цитадель турок, попали прямиком в Парфенон. От взрыва его центральная часть была почти полностью разрушена. Взрывом была уничтожена и часть Пропилей. В том же году храм Ники Аптерос был разобран турками, на блоки для укрепления бастиона.

Старинная гравюра с изображением разрушения Парфенона.
Старинная гравюра с изображением разрушения Парфенона.

В начале 19 века, во время наполеоновских войн, британский посол в Константинополе Лорд Джеймс Брюс Элгин по соглашению с турецким правительством начал демонтаж и вывоз уцелевших рельефов и скульптур с храмов акрополя. Свои действия он мотивировал желанием спасти древнегреческие ценности в период не стабильной политической обстановки в стране.

По сути это была крупнейшая кража произведений античного искусства. Под давлением общественности, Элгин был вынужден продать свою коллекцию Национальному Британскому музею. Сейчас это крупнейшее собрание древнегреческой скульптуры афинского акрополя называется Мраморы Элгина. (Спор о праве владения Британией этой коллекцией всё ещё не закончен).

Временный зал для демонстрации мраморных скульптур Парфенона, картина 1819 года
Временный зал для демонстрации мраморных скульптур Парфенона, картина 1819 года
Зал с коллекцией скульптуры Афинского Акрополя в Британском музее. Так называемые "мраморы Элгина".
Зал с коллекцией скульптуры Афинского Акрополя в Британском музее. Так называемые "мраморы Элгина".

Когда после наполеоновских войн греки начали освободительную войну против турок, то бывшие властители города решили взорвать весь Акрополь. Тогда от пушечного ядра сильно пострадал Эрехтейон.

Однако план турков был сорван греческим сапёром Костасом Хормовитисом. Сегодня именем этого национального героя названа одна из центральных улиц Афин.

Бой османов с греческими патриотами.
Бой османов с греческими патриотами.
Есть забавная, и вряд ли действительно случившаяся история об одном трагикомичном происшествии этой национально-освободительной компании. Якобы, отряд турецких солдат, укрылся от повстанцев в Акрополе. Вскоре у оборонявшихся закончились патроны. Тогда они начали рушить колонны храмов, с тем, чтобы добыть свинцовые стержни, которыми скреплялись части колонн, и разрезать их на пули. Греческие повстанцы пришли в ужас от такого варварства, и решили выдать противникам патроны, чтобы прекратить этот акт вандализма по отношению к памятнику искусства!

После обретения Грецией независимости, Афины вновь были провозглашены столицей. Акрополь же был передан под государственную опеку. Начиная с 1898 года здесь непрерывно проводятся реставрационные работы. Восстанавливаются храмы, а уцелевшие скульптуры и рельефы теперь выставляются в Музее Акрополя. Под открытым воздухом туристы могут видеть их точные копии.

Афинский Акрополь.
Афинский Акрополь.

На долю Афинского Акрополя выпало множество тяжёлых испытаний, и теперь он находится далеко не в том состоянии, каким был в пору расцвета Эллады, но даже сейчас он поражает многочисленных посетителей своим величием, гармонией и совершенством.

Афинский Акрополь. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Реконструкция.

Так же вы можете посмотреть сюжет с моего YouTube канала, об Афинском Акрополе, с красочными реконструкциями его облика. И не забудьте подписаться. :)

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.