Древняя Греция. Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

1,2k full reads
8,2k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 15% of the total page views
8 minutes — average reading time

Ещё в глубокой древности в Греции появились поэты, пересказывающие известные мифы, легенды и истории о героях в собственной (авторской) обработке. Они исполняли свои сочинения нараспев под музыку на пирах и праздниках.

"Танец сыновей Алкиноя в честь Улисса", Пьетро Паолетти.
"Танец сыновей Алкиноя в честь Улисса", Пьетро Паолетти.

Изначально авторы произведения не записывали - они сочиняли текст «на ходу» и сразу же его исполняли. Такая форма одновременного сочинения-исполнительства называется импровиза́цией. Человек, совмещавший функции автора-поэта, музыканта-композитора и исполнителя, назывался в Древней Греции аэ́дом (от греч. «айэдо» - «пою»). Позже, импровизация уступила место исполнению уже готового текста и музыки – такие певцы-рассказчики получили название рапсо́ды (от греч. «рапто» - «сшиваю» и «ода» - «песнь»).

Музыкант. Роспись на древнегреческом сосуде.
Музыкант. Роспись на древнегреческом сосуде.

В творчестве аэдов и рапсодов, греческая литература приобрела те характерные черты, которые при её дальнейшем развитии оставались неизменными:

1. все литературные произведения были поэтическими (имели стихотворную форму);
2. они исполнялись нараспев, под аккомпанемент музыкального инструмента (лира, кифара и др.);
3. сюжеты для своих сочинений, авторы черпали из мифологии (о религиозно-мифологической картине мира древних греков, читайте в этой статье).

Древнейшим жанром литературы в Древней Греции стал э́пос. Это были крупные произведения, рассказывающие о далёких (часто мифических) временах, великих героях прошлого, о событиях, имеющих большую протяженность во времени (годы и даже века).

"Гомер читает свои стихи", Поль Жорди.
"Гомер читает свои стихи", Поль Жорди.

Самым прославленным эпическим поэтом Древней Греции считается Гоме́р – создатель древнейших, из дошедших до нашего времени, греческих поэм - «Илиа́да» и «Одиссе́я». К сожалению, не сохранилось никаких свидетельств о само́м авторе - его жизни и фактах биографии.

Гомер. Древнегреческий бюст
Гомер. Древнегреческий бюст

Предание изображает Гомера слепым седовласым старцем, поющим свои поэмы под звуки лиры. Семь греческих городов боролись за право называться его родиной. Однако у современных филологов есть сомнения - жил ли вообще когда-либо такой человек? Они не исключают, что бессмертные произведения, традиционно приписываемые Гомеру, могли принадлежать кому-то другому или быть плодом коллективного творчества. Существует даже версия, что слово «гомер» в Древней Греции было синонимом слова «поэт» или «слепец».

"Гомер с поводырём", Вильям-Адольф Бугро. (фрагмент)
"Гомер с поводырём", Вильям-Адольф Бугро. (фрагмент)
Научный вопрос о существовании реального поэта Гомера и об авторстве этих произведений, принято называть «гомеровским вопросом». На сегодняшний день он остаётся открытым.
"Гомер", Жан-Батист-Огюст Лелуар,
"Гомер", Жан-Батист-Огюст Лелуар,

Можно с уверенностью сказать, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» сложились из отдельных, уже существовавших в древности мифов, и приняли дошедшую до нас поэтическую форму, примерно к 8-7 вв. до н.э. (к этому же времени принято относить и годы жизни Гомера). Впервые записаны они были значительно позже – в 6 в. до н.э.

Основой сюжета для первой из этих поэм – «Илиады» - послужили мифы о троянской войне - самой длинной и кровопролитной из войн древности, известной тогда грекам. Своё название поэма получила по одному из часто употреблявшихся в то время наименований города Трои – Илио́н.

"Читая Гомера", Лоуренс Альма-Тадема.
"Читая Гомера", Лоуренс Альма-Тадема.

Мифы «троянского цикла» в гомеровской Греции знали все - от ма́ла до вели́ка, поэтому ещё раз пересказывать древнюю как мир историю автор «Илиады» не стал. Он выбирает в качестве сюжета лишь некоторые события последнего (10-го) года троянской войны.

Чтобы понять, из чего исходил Гомер, создавая свою поэму нужно хотя бы кратко знать содержание мифов троянского цикла:

На свадьбу морской богини Фетиды и царя Пелея приглашены все божества, кроме богини раздора - Эриды. Она подбрасывает на пиршественный стол "яблоко раздора" - плод, с надписью "ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ". За владением этим яблоком вступают в спор три богини - Гера, Афродита и Афина. Быть судьей в этом споре по жребию назначено троянскому принцу Парису. Он отдает предпочтение Афродите, в обмен на обещание получить в жёны самую красивую женщину в мире. Это Елена Прекрасная, которая, однако, уже за мужем за царем Спарты - Менелаем. Афродита помогает Парису встретится с Еленой и убедить её бежать с ним в Трою-Илион, где правит отец Париса - царь Приам.
Разгневанный Менелай вынужден объявить Трое войну. Он собирает союзнические войска, называемые ахйцами, данайцами или просто греками, предводителем которых становится брат Менелая - Агамемнон. Согласно предсказанием оракула, войну можно выиграть только, если в ней примут участие царь Итаки - Одиссей, и величайший из героев Ахиллес. Это сын Фетиды и Пелея, с чьей свадьбы начинается история.
Цари 40 островов-государств, под предводительством Агамемнона и Менелая выступают со своими флотилиями под стены Трои (Илиона). 10 лет длится война, не приносящая успеха ни одной из сторон. Тогда герой троянской войны - царь Итаки - хитроумный Одиссей, предлагает соорудить из останков разрушенных кораблей фигуру коня, в теле которой, спрячутся лучшие ахейские воины, и сделать вид, что Агамемнон увёл свои войска, признав поражение. Обманутые этой хитростью троянцы ввозят коня в Трою и устраивают в честь победы праздник. Когда же они засыпают, из коня выходят воины, убивают стражу, впускают в ворота города своих товарищей и уничтожают Трою и её жителей.
Кадр из фильма "Троя"
Кадр из фильма "Троя"

Каков же сюжет собственно поэмы Гомера? 10ый год под стенами Илиона идёт кровопролитная война. Она омрачается тем, что бог Аполлон гневается на ахейцев и насылает на их стан эпидемию. Горят погребальные костры. С этого начинается повествование.

Аполлон гневается на ахейцев за то, что они ограбили храм, посвещённый ему. Царь Агамемнон вынужден отдать добычу (речь идёт о пленнице). Но взамен, он хочет, чтобы своими трофеями с ним поделился Ахиллес. Так появляется главный герой поэмы.

"Гнев Ахилла", Мишель Мартен Дроллинг.
"Гнев Ахилла", Мишель Мартен Дроллинг.

Ахилле́с (Ахи́лл) – сын богини Фети́ды и царя Пеле́я. Согласно мифологии, он практически бессмертный - тело его неуязвимо, кроме одной пятки. Это человек отважный и страстный, не умеющий сдерживать свои чувства и эмоции. Такая страстность натуры Ахилла, превращается в смертельную опасность для его врагов – троянцев, но, в то же время, оборачивается трагедией и для него самого, и его товарищей по оружию.

Стержнем, движущей силой всего, что происходит в этой поэме, становится безрассудный гнев этого могучего мужа, о чём мы узнаём из первых же её строк:

По́й, боги́ня, про гне́в Ахилле́са, Пелее́ва сы́на,
Гне́в прокля́тый, страда́ний без счёта прине́сший ахе́йцам,
Мно́го си́льных ду́ш геро́ев посла́вший к Аи́ду…

Ахилесс, в начале поэмы, взбешён несправедливым распределением добычи, захваченной под стенами Илиона. Назло военачальнику ахйцев (противников Троян) Агамемнону, он отказывается воевать.

"Ахиллес приветствует послов Агамемнона", Жан Огюст Доминик Энгр.
"Ахиллес приветствует послов Агамемнона", Жан Огюст Доминик Энгр.

Это приносит потери войску, и друг Ахилла - Патрокл, переживая за товарищей, просит у Ахилла разрешения надеть его золотые доспехи (их выковал сам бог Гефест) чтобы выйти в них на поле боя, выдавая себя за сына Фетиды и Пелея.

 Чаша с изображением Ахилла, перевязывающего руку Патрокла
Чаша с изображением Ахилла, перевязывающего руку Патрокла

Хитрость удаётся, но ценою жизни Патрокла. Приняв за Ахиллеса, его убивает предводитель войска троянцев – мужественный Гектор.

"Ахиллес оплакивает Патрокла", Николай Николаевич Ге.
"Ахиллес оплакивает Патрокла", Николай Николаевич Ге.

Горе и гнев, желание отомстить за смерть товарища заставляет Ахилла вновь выйти на поле сражений. Далее - всё, что свершается у стен Илиона Ахиллесом, ослеплённым обидой, злобой и ненавистью, больше похоже на деяния затравленного дикого зверя, и вызывает у читателя недоумение и ужас.

"Гнев Ахилла". Антуан Куапель.
"Гнев Ахилла". Антуан Куапель.

Ахиллу в поэме противопоставлен царевич Трои, старший сын царя Приа́ма – Ге́ктор. Гомер создает образ благородного, сильного, мужественного героя, защитника отечества, наделённого не только отвагой, но и по-настоящему человеческим, живым, способным прощать и любить сердцем, судьба которого – отдать жизнь за свой народ и за Родину.

"Прощание Гектора с Андромахой", Сергей Петрович Постников.
"Прощание Гектора с Андромахой", Сергей Петрович Постников.

Ахиллес, по воле богов, убивает Гектора. С тела убитого, он срывает доспехи, и глумясь над мёртвым героем, привязывает его ноги к своей колеснице. С этой ношей он проносится вокруг стен Илиона, на глазах у страдающего Приама - отца Гектора, и его матери Гекубы. Изуродованное тело защитника Трои, Ахилесс увозит в стан ахейцев.

"Триумф Ахиллеса",  Франц фон Мач.
"Триумф Ахиллеса", Франц фон Мач.

Старец Приам вымаливает у богов возможность встретится с Ахиллесом. Явившись в шатёр к врагу, троянский царь падает перед ним на колени, и целуя руки, обагрённые кровью своих детей и земляков, находит такие слова, которые заставляют Ахилла почувствовать горе отца во всей его полноте.

"Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса", Александр Андреевич Иванов.
"Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса", Александр Андреевич Иванов.

«Илиада» заканчивается тогда, когда необузданный, разрушительный, страшный в своих проявлениях гнев Ахилла теряет свою силу, столкнувшись с неожиданным (и для самого героя и для нас – читателей) проявлением сострадания и сопереживания к своему врагу – царю Трои Приаму.

"Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса", Алексей Тарасович Марков.
"Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса", Алексей Тарасович Марков.

Враги до рассвета беседуют, проливая слёзы, и договариваются о временном перемирии для погребения всех погибших на этой войне. Вновь горят костры.

"Андромаха у тела Гектора", Жак Луи Давид.
"Андромаха у тела Гектора", Жак Луи Давид.

«Одиссея» является логическим продолжением «Илиады». Повествование в этой поэме ведется от лица одного из героев троянской войны – царя острова Ита́ка – Одиссе́я. Он рассказывает о тех приключениях, которые выпали на его долю после того, как закончилась война. По воле богов, путь героя на родину к верной жене Пенело́пе и сыну Телема́ху, затягивается на ещё долгие 10 лет.

Корабль Одиссея. Римская мозаика.
Корабль Одиссея. Римская мозаика.

Своё повествование Гомер начинает с последнего года этого путешествия, постепенно открывая завесу прошлого, повествуя о том, какие испытания пришлось преодолеть Одиссею за эти годы.

  • Он побывал в стране Лотофагов, где мог забыть всё своё прошлое;
  • Одиссей с товарищами попал на остров циклопа Полифема, которого ослепил, чтобы спастись. Это вызвало гнев бога Посейдона, чьим сыном был Полифем;
"Одиссей в пещере Полифема", Якоб Йорданс.
"Одиссей в пещере Полифема", Якоб Йорданс.
  • команда Одиссея посетила остров бога Ветров Эола;
  • флот царя Итаки подвергся нападению великанов Лестригонов;
  • единственный уцелевший корабль Одессея прибыл на остров волшебницы Цирцеи (Кирки), которая превратила спутников царя в свиней. Чтобы освободить товарищей, герою пришлось разделить ложе с колдуньей.
  • благодаря хитрости, Одиссею удалось миновать остров Сирен, но при этом услышать их пение;
"Улисс и сирены", Джон Уильям Уотерхаус.
"Улисс и сирены", Джон Уильям Уотерхаус.
  • посетил Одиссей и царство смерти Аида;
  • преодолел пролив между чудовищами Сциллой и Харибдой;
  • С остатками команды Одиссей попал на остров, принадлежащий Солнцу-Гелиосу, где товарищи царя ослушались данной ими клятвы, и съели коров, принадлежащих богу. В результате Одиссей потерял всех своих спутников, и остался в полном одиночестве;
  • затем он попал на остров нимфы Калипсо, которая влюбившись в Одиссея, удерживала его в своем плену 5 лет;
"Одиссей и Калипсо", Арнольд Бёклин.
"Одиссей и Калипсо", Арнольд Бёклин.

В конце концов, боги решили помочь Одиссею вернуться домой, и вот, после всех испытаний, он попал к царю феаков Алкиною. На пиру, устроенном в его честь, герой и рассказывает всю свою историю. Алкиной помогает Одиссею вернуться на родину.

"Одиссей при дворе Алкиноя", Франческо Айец.
"Одиссей при дворе Алкиноя", Франческо Айец.

В поэме есть и параллельная линия повествования – жизнь на Итаке, в отсутствии Одиссея. К его жене - Пенелопе сватается множество женихов. Они заняли его дом, и разоряют хозяйство.

"Пенелопа и женихи", Джон Уильям Уотерхаус.
"Пенелопа и женихи", Джон Уильям Уотерхаус.

Царица мужественно хранит верность пропавшему мужу. Сын Одиссея - Телемах, предпринимает попытку отыскать отца, и отправляется в морское путешествие.

"Телемах узнаёт отца в доме свинопаса Эвмея". Иоганн Август Наль.
"Телемах узнаёт отца в доме свинопаса Эвмея". Иоганн Август Наль.

Отец и сын одновременно возвращаются на Итаку. Не узнанным Одиссей попадает в свой дом. Там он и Телемах устраивают бойню, уничтожая всех распоясывавшихся женихов.

"Расправа Одиссея над женихами", иллюстрация к книге Густава Шваба.
"Расправа Одиссея над женихами", иллюстрация к книге Густава Шваба.

В обеих поэмах действие разворачивается одновременно в двух мирах – земном – человеческом, и небесном – божественном. Боги являются активными участниками всех событий. Они определяют судьбы персонажей, помогая своим любимцам и пытаясь мешать тем, к кому испытывают неприязнь, воюют на полях сражений вместе с героями, ссорятся друг с другом из-за событий, происходящих на земле, плетут бесконечные козни и интриги.

Олимпийские боги. Фрагмент росписи потолка в Новом Дворце Потсдама, Шарль Амедей Филипп Ван Лоо.
Олимпийские боги. Фрагмент росписи потолка в Новом Дворце Потсдама, Шарль Амедей Филипп Ван Лоо.
Интересным является тот факт, что какое бы событие не описывал автор в своих поэмах, о каком бы герое не шла в данный момент речь, какие бы поступки (самые дурные или самые возвышенные) не совершались героями и богами, мы никогда не видим личного отношения автора к происходящему. Гомер не стремится оценивать те или иные факты, а лишь бесстрастно их описывает, доверяя нам, читателям, судить о героях и их деяниях.

Язык древнегреческого эпоса.

Все эпические произведения в Древней Греции, в том числе «Илиада» и «Одиссея», были написаны особым стихотворным размеромгекза́метром (иногда произносят гекса́метр). В таких стихах полностью отсутствовала рифма, но строго соблюдался неизменный четкий ритм, достигавшийся чередованием длинных и коротких слогов. Каждая строка гекзаметра содержала шесть ударных (длинных) слогов, которые чередовались с двумя безударными (короткими) слогами. Получалось что-то вроде ритма вальса. В середине строки делалась пауза, чтобы перевести дыхание – цезу́ра.

—́UU | —́UU | —́ UU | —́UU | —́UU | —́X
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел.
Одиссея», I, 1—3; пер. В. Жуковского)

Звучание такого стиха напоминало рокот прибоя, когда волна сначала с шумом набегает на берег, затем на долю секунды останавливает своё движение с тем, чтобы откатиться назад. Величаво-торжественный слог гекзаметра способствовал размеренному, неторопливому стилю изложения событий, изобилующему подробными несуетливыми описаниями.

Построение такого масштабного по объёму произведения как эпос, подчинялось своеобразной логике, заданной традицией. Издавна для описания мифологических событий аэдами и рапсодами были выработаны некие «формулы», служившие «кирпичиками» или даже целыми «строительными блоками», из которых возводилось всё здание поэмы.

Такими «кирпичиками», в частности, были эпитеты, которыми наделялись боги и герои, и которые прочно с ними срастались. Автор не думал о том, как описать кого-либо, он просто использовал «шаблон», отражавший некую отличительную черту. Так, например, у Гомера, Афродита, практически всегда - улыбколюбивая или златокудрая; Зевс – эгидодержавный, он же – громовержец; Арес – кровожадный; Аид – мрачный; Одиссей – хитроумный; Гектор – шлемоблещущий, а иногда богоравный; Ахиллес – быстроногий (даже когда он сидит или лежит).

Ахиллес и Аякс, играющие в кости. Роспись на древнегреческой вазе.
Ахиллес и Аякс, играющие в кости. Роспись на древнегреческой вазе.

Своеобразными «трафаретами» авторы поэм пользовались и при описании событий, повторяющихся по ходу сюжета. В «Илиаде» это поединки героев, описания их доспехов, решение богами судьбы того или иного персонажа путём бросания жребия, и т.п. На протяжении всей поэмы эти описания-формулы повторяются почти дословно, даже если относятся к разным персонажам и разным ситуациям.

Корабли ахейцев под стенами Трои. Кадр из фильма "Елена Троянская"
Корабли ахейцев под стенами Трои. Кадр из фильма "Елена Троянская"

Кроме того, в арсенале эпического поэта были специфические приёмы, позволяющие увеличить объём и продолжительность повествования. В этом случае автор вплетал в канву сюжета так называемые катало́ги – списки, в которых подробно перечислялось что-нибудь или кто-нибудь (оружие, боги, цари, герои, города, храмы и т.п.).

Самый известный из таких каталогов в «Илиаде» – «список кораблей» ахейцев, пришедших под стены Трои. Этот перечень состоит примерно из 400 стихов. И это не удивительно, потому что в данном списке перечисляются не только сами суда, составляющие греческую флотилию. Сначала, автор сообщает читателю имена вождей и названия мест, из которых они прибыли с войском, историю о происхождении вождя, героя или самого города, о котором идет речь. И, наконец, в последнюю очередь, поэт называет те корабли, которые пришли с этим царем к Трое. Этот каталог даже был увековечен в поэзии - Осип Мандельшта́м писал:

«Гомер. Бессонница. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.»…

Долгое время считалось, что Троя и война, разрушившая этот город, являются лишь мифами, плодом фантазии древних поэтов, пока в конце 19 века не было найдено неопровержимое доказательство существования этого города. Немецкий археолог Г. Шлиман, детально изучив текст поэмы Гомера, в котором содержалось множество описаний самого Илиона и местности, где он был расположен, сумел найти останки древней Трои. Так легендарные события обрели историческую достоверность.

Генрих Шлиман.
Генрих Шлиман.

Интересно, что Шлиману принадлежит и ещё одно сенсационное открытие, связанное с гомеровскими героями. Проводя раскопки в древних Микенах, в поисках захоронения царя Агамемнона, он обнаружл "Царские гробницы", содержащие не мало артефактов, связанных с самыми древними периодами греческой культуры.

Посмертная маска, известная также как «маска Агамемнона». Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году.
Посмертная маска, известная также как «маска Агамемнона». Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году.

В заключение отмечу, что сюжеты гомеровских поэм до сих пор являются обязательными для изучения в некоторых школьных и вузовских образовательных программах, на них ориентируются и ими до сих пор вдохновляются представители художественных профессий. Кроме того, они являются бесценным материалом по изучению древнегреческой культуры для различных исследователей этого периода.

"Апофеоз Гомера", Жан Огюст Доминик Энгр.
"Апофеоз Гомера", Жан Огюст Доминик Энгр.

Предлагаю посмотреть вам сюжет по этой теме с моего YouTube канала:

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.