Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты

805 full reads
2,2k story viewsUnique page visitors
805 read the story to the endThat's 36% of the total page views
2 minutes — average reading time

В прошлой статье я рассказывала о том, как появилась классическая буддийская архитектура, после принятия буддизма в качестве государственной религии (3 в. до н.э.), и об основных формах этих культовых сооружений. Однако в индийском искусстве, видимо с древнейших времен, было стремление к созданию синтеза - объединению архитектуры, скульптуры и живописи. И, поскольку, древнейшие из сохранившихся построек были связаны с буддизмом, то нетрудно предположить, что в изобразительном искусстве того времени будет происходить процесс сложения определённого канона, связанного с этой религией.

На ранних этапах распространения этой религии самого Будду не изображали, его заменяли различные символы (слоны, лани, дерево Бо, колесо закона и др.).

Лани и колесо Закона - символы буддизма.
Лани и колесо Закона - символы буддизма.

Лишь с I в. до н.э. в Индии появляются скульптурные и живописные изображения Будды и бодхисаттв. Постепенно выделяются три основные школы (местности) изготовления такой скульптуры: Гандхара (северо-запад Индии), Ма́тхура (север Индии) и Амаравати (юг страны). Интересно, что на севере Индии – в Гандхаре и Матхуре в искусстве видны следы влияний эллинизма, привнесённые Александром Македонским во время индийского похода.

Стоящий Будда из Гандхары.
Стоящий Будда из Гандхары.

Изображения Будды подчинялись особым правилам – канонам, и различались по позам, жестам (мудры – положение и жесты пальцев рук, обозначающее определенные символы, понятия, а также ступени духовного совершенства) и духовному состоянию изображаемого.

Бодхисаттва Майтрея, искусство Матхуры
Бодхисаттва Майтрея, искусство Матхуры

Всего существовало около 30 различных способов изображения Учителя. Но все они обладали общими чертами: скульпторы, всегда подчеркивали особые признаки святости Шакьямуни. К ним относились: благородный и правильный овал лица, длинные мочки ушей (признак мудрости), выступ на темени, называемый ушниша – знак его благородного рождения, круглое пятно на лбу – урна, символизирующий третий глаз Будды (глаз мудрости) и другие.

Будда с усами, Гупта. Матхура.
Будда с усами, Гупта. Матхура.

Чаще всего, Будду изображали в так называемой позе «лотоса», а за его головой и плечами скульпторы помещали круглый диск - манда́лу, обозначающий ореол святости (его также можно назвать нимбом или аурой).

Сидящий Будда. Гандхара.
Сидящий Будда. Гандхара.

Своеобразный канон существовал и для живописных изображений Будды. До наших дней сохранился древний индийский трактат о живописи «Читралакшана», в котором излагаются правила изображения Учителя:

«Прекрасен, как свет, повелитель мира, «вращающий колесо». Его следует изобразить с нимбом. Лик у него бел, как свет лунного диска. Прекрасны его черты, как и цвет волос на голове, блестящих, мягких, с завивающимися кончиками. Нос не короток и прям, губы точно покрыты кровью. Зубы чисты, как свежий жемчуг. Ресницы длинны и блестят, как лучшее масло. Глаза светятся лазурью, они удлинены и прекрасны».

Подробнее о канонических изображениях Будды, символике его поз и жестов можно узнать из фильма на моем youtube-канале:

Такие правила создания изображений Будды стали классическими, и данная традиция изготовления статуй Учителя продолжилась в искусстве последующих периодов индийской культуры, например, в период правления династии Гуптов (4 – 6 вв. н.э.). Это время стало «золотым веком», «классикой» культуры Индии. Своего расцвета достигают наука, философия, литература. В городах Таксиле, Наланде, Аджанте функционируют буддийские университеты. Создаются и записываются трактаты по различным областям знаний.

Самым выдающимся произведением искусства Индии периода Гуптов являются пещерные храмы в Аджа́нте. Это был своеобразный скальный город, состоящий из пяти чайтьий и 24-х монастырских комплексов – вихар.

Пещерный комплекс в Аджанте.
Пещерный комплекс в Аджанте.

Однако не количество вырубленных в отвесной скале помещений считается главной достопримечательностью Анджанты, а сохранившиеся здесь древнейшие и редчайшие образцы индийской живописи – росписи, украшающие стены храмов.

Фрагмент росписей в Аджанте. Бодхисаттва Падмапани
Фрагмент росписей в Аджанте. Бодхисаттва Падмапани

«Зеркалом жизни» Древней Индии, «энциклопедией» индийского национального искусства часто называют фрески Аджанты. На них и легенды, связанные с Буддой, и истории, в которых действуют и участвуют многочисленные божества индуистского пантеона.

Фрагмент росписей в Аджанте. Апсара (т.н. «Парижанка»)
Фрагмент росписей в Аджанте. Апсара (т.н. «Парижанка»)

На этих рисунках множество изображений людей - представителей всех сословий и общественных слоёв. Глазам зрителей предстают все этапы и вехи человеческого жизненного пути (рождение, любовь, смерть…).

Фрагмент росписей в Аджанте.
Фрагмент росписей в Аджанте.
Фрагмент росписей в Аджанте.
Фрагмент росписей в Аджанте.

Здесь мы можем увидеть архитектуру старинных городов, интерьеры дворцов и парков, национальные одежды, которые носили индийцы в древности, ювелирные изделия, украшающие тела нарисованных на стенах пещер персонажей, образцы оружия, которым пользовались древние герои и т.д.

Фрагмент росписей в Аджанте. Царь совершает омовение
Фрагмент росписей в Аджанте. Царь совершает омовение
Фрагмент росписей в Аджанте. Царь с принцессами.
Фрагмент росписей в Аджанте. Царь с принцессами.

К сожалению, Аджанта была покинута её обитателями и забыта на долгие века. Почему? Современные учёные пока не нашли ответ на этот вопрос.

Фрагмент росписей в Аджанте.
Фрагмент росписей в Аджанте.

Эта статья является одной из цикла публикаций, посвящённых культуре и искусству Древней и Средневековой Индии. Если Вам нравится эта тема, то рекомендую ознакомится и с другими моими материалами:

Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Великие памятники литературы Древней Индии.
Литература Древней Индии после великих поэм.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.
Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 1
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2.
Шедевры индо-исламского зодчества.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Белокаменное кружево джайнских храмов Индии.
Сказочная архитектура колониальной Индии. Комплекс Махабат Макбара - манифест эклектики.
О музыке в древней и средневековой Индии.
Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.