Древний Египет. Искусство на службе у мёртвых. Живопись

775 full reads

Роспись гробницы с изображением танцовщиц и музыкантов.
Роспись гробницы с изображением танцовщиц и музыкантов.

С самых древних времен, вся культура Древнего Египта оказалась подчинена религиозным представлениям, главным из которых был культ смерти. Функцией искусства стало обслуживание заупокойного культа. С одной стороны это делало все сферы художественной деятельности священными и почётными, с другой стороны, вместе с этим возникли строгие правила - каноны, которые должны были ограничивать творчество художников. Такие каноны были выработаны для всех видов искусства (о том, какие правила сложились в древнеегипетской скульптуре я рассказывала в предыдущей статье).

Искусство должно было обеспечивать полноценное счастливое существование умершему там, за смертным рубежом, в вечности, на полях блаженных. Особенно, если на эти поля отправлялся правитель страны - фараон.
Сцена с обрядом мумификации из древнеегипетского папируса.
Сцена с обрядом мумификации из древнеегипетского папируса.

Фараон в загробной жизни не хотел расставаться со своей семьей и желал также проводить досуг, как и при жизни (например, за охотой, пирами и др.). Кроме того, он должен был взять в загробный мир всё своё имущество - пастбища, дома, дворцы, поголовье скота, запасы зерна и т.д. Во всех этих случаях спасало положение искусство.

На стенах гробницы художники рисовали всё, что так любил фараон и что ему было так необходимо «захватить» с собой в Царство Осириса. Все эти изображения (живописные или рельефные) подчинялись жёстким, неизменным канонам:

1. Было выработано, так называемое, фасо-профильное изображение человека. Поскольку египетские художники не знали законов правильной перспективы, то для придания изображению двухмерности выбирались самые выразительные, подчёркивающие форму тела, ракурсы: голова и ноги показывались в профиль, единственный глаз и плечи в фас, живот изображался в ¾ повороте. Весь рисунок объединялся общей контурной линией.

Охота в нильских зарослях. Роспись из гробницы в Фивах
Охота в нильских зарослях. Роспись из гробницы в Фивах
Интересная деталь. Если вы внимательно присмотритесь к изображённым древнеегипетскими художниками фигурам, то заметите, в какой бы они не были позе и ракурсе, у них всегда будут видны большие пальцы на обеих руках и ногах.

2. Было введено правило разномасштабности фигур. Высокое социальное положение изображаемого персонажа выражалось в более крупном, по сравнению с другими, размере его фигуры на рисунке.

Рельеф палетки фараона Нармера.
Рельеф палетки фараона Нармера.

3. Персонажи и сюжеты располагались реги́страми - «построчно» горизонтальными лентами.

Гробница Мериба - камера для жертвоприношений.
Гробница Мериба - камера для жертвоприношений.

4. Применялась своеобразная «перспектива» – чем дальше от нас находится изображаемый предмет, тем выше он размещается на плоскости.

Рельеф гробницы.
Рельеф гробницы.

5. Соблюдались определённая «ритмика» движений, «повторяемость» поз и «симметрия» фигур. Все персонажи, выполняющие одни и те же действия (выгон скота, сбор урожая, шествие воинов и др.), изображались в одной и той же позе, на определенном, условном расстоянии друг от друга.

6. Была тесная связь, собственно, изображений и иероглифических надписей, составляющих единый художественный ансамбль, где иероглифам отводилась как эстетическая, так и информативно-разъяснительная роль.

Роспись гробницы Нефертари. Дэйр-эль-Бахри.
Роспись гробницы Нефертари. Дэйр-эль-Бахри.

Чтобы добиться принятой каноничности в пропорциях фигур, древнеегипетские художники стали применять своеобразный шаблон. Они использовали "сетку" - то есть разлиновывали поверхность для будущего рисунка квадратами, в которые затем, вписывали фигуру. Эта технология переноса эскиза на поверхность, где будет располагаться изображение, сохранилась до сегодняшнего дня.

Процесс создания настенной росписи в Древнем Египте. Реконструкция.
Процесс создания настенной росписи в Древнем Египте. Реконструкция.
Создание канонов, обусловленное сакральным (ритуально-магическим) значением древнеегипетского искусства, и закрепление их в художественной практике помогло египетскому искусству выработать свой особый, самобытный, легко узнаваемый стиль, неизменный на протяжении почти всех тысячелетий существования этого государства.

И лишь один раз, за всё время существования этой цивилизации, были поколеблены незыблемые основания египетской культуры, что сразу отразилось и в искусстве. Об этом я расскажу в следующей статье.

Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:
Как заговорили древнеегипетские иероглифы
Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти.
Тайны пирамид.
Великие храмы.
Искусство на службе у мёртвых. Скульптура.
Искусство на службе у мёртвых. Живопись.
Амарнский период.
Священные животные. Культ кошек.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.