Древний Египет. Великие храмы

660 full reads
Солнечный храм в Карнаке. Реконструкция
Солнечный храм в Карнаке. Реконструкция

Мемориальная архитектура Среднего и Нового Царства.

Строительство грандиозных пирамид закончилось, когда ушли из жизни фараоны Древнего царства. После распада и воссоединения египетских земель, начался новый этап строительных работ. Наступила эпоха Среднего Царства.

В период Среднего Царства захоронения фараонов переносятся из пустыни к ливийским скалам. Это удешевляло и упрощало постройку сооружений, т.к. строительный материал не нужно было специально привозить издалека, как это было при постройке пирамид в Гизе. В результате появились новое типы конструкции заупокойных сооружений – прискальные храмы. До сих пор поражают величием сохранившиеся руины гробницы фараона Ментухоте́па I в долине Дейр-эль-Бахри́.

Прискальные храмы Ментухотепа I и Хатшепсут. Среднее царство.
Прискальные храмы Ментухотепа I и Хатшепсут. Среднее царство.

Но самый крупный и знаменитый из прискальных храмов был построен в эпоху Нового Царства неподалеку от места захоронения Ментухотепа, для редкой в истории Древнего Египта женщины-фараонацарицы Хатшепсу́т.

Сместив с престола своего пасынка Ту́тмеса III, Хатшепсут старалась подчеркнуть законность своего правления. Для этого на всех скульптурных и живописных портретах она приказывала изображать себя со всеми атрибутами власти фараона, в том числе и с ритуальной бородой.

Скульптурные портреты царицы Хатшепсут.
Скульптурные портреты царицы Хатшепсут.

Строительством гробницы руководил фаворит царицы – зодчий Сенму́т.

Особенностью прискальных храмов являлось то, что само захоронение находилось в «тайнике», выбитом в самой скале, входом же в гробницу служил храм, возведенный прямо у её подножья. Он состоял из трех террас, расположенных друг над другом, которые поддерживались большим количеством колонн и соединялись па́ндусами. Есть предположения, что к храму вела аллея сфинксов, а перед ним были роскошные сады и бассейны, что манили прохладой.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри
Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

В период Нового Царства фараонов чаще всего стали хоронить в, так называемой, Долине Царей, находящейся в узком скалистом ущелье на западном берегу Нила, напротив столицы Древнего Египта – города Фивы. Их захоронения теперь находились в выбитых прямо в скале склепах, куда устанавливался саркофаг с телом умершего фараона и «складировались» все богатства, которые могли пригодиться ему в загробном мире. К сожалению, все они были разграблены ещё задолго до прихода туда учёных и археологов.

Долина Царей. Египет. Панорама с общим видом.
Долина Царей. Египет. Панорама с общим видом.

«Повезло» лишь единственному фараону - Тутанхамо́ну, чья гробница была открыта лишь в 1922 году археологом Говардом Ка́ртером.

Говард Картер во время вскрытия саркофага Тутанхамона
Говард Картер во время вскрытия саркофага Тутанхамона

Такого количества драгоценных (во всех смыслах слова) вещей, собранных в одном месте, никто ещё никогда не видел. Скульптурные изваяния и предметы мебели, украшения и амулеты, оружие и знаки власти, сосуды и вазы, ларцы и сундуки, всё в безукоризненном состоянии, изготовленное из дорогих материалов с применением золота и драгоценных камней.

Находки из гробницы Тутанхамона
Находки из гробницы Тутанхамона

Здесь же находилась мумия фараона Тутанхамона, спрятанная в целую систему позолоченных саркофагов, один из которых был из чистого золота.

Саркофаги из гробницы Тутанхамона
Саркофаги из гробницы Тутанхамона

Лицо мумии скрывала золотая маска, великолепной работы.

Нет причины думать, что юный фараон, умерший в 18 лет, успел заслужить каких-то особенных почестей, поэтому можно лишь предполагать, сколько сокровищ могло быть в гробницах более великих и прославленных владык Египта.

Золотая маска Тутанхамона
Золотая маска Тутанхамона

Логическим завершением в развитии архитектуры Древнего Египта стал тип скального храма. Его классический образец - храмы фараона Рамзе́са II (Рамсеса) и его любимой жены Неферта́ри в Абу-Симбе́ле.

Скальные храмы в Абу-Симбеле
Скальные храмы в Абу-Симбеле

Этот тип сооружений отличается тем, что весь ансамбль помещений вырубался прямо в теле скалы. Вход в скальный храм Рамзеса II «охраняют» четыре гигантских изваяния (20 м. высотой), изображающие самого фараона.

Храм Рамзеса II в Абу-Симбел. Реконструкция.
Храм Рамзеса II в Абу-Симбел. Реконструкция.
Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.

Храм был устроен так, чтобы два раза в год - 22 февраля и 22 октября (считается, что это даты рождения и коронации Рамзеса), рано утром, первый солнечный луч проникал в глубину коридора, и поочередно освещал статуи богов Пта, Амона, Ра, находящихся там, а затем 12 минут задерживался на изображении самого фараона.

Скульптура богов и Рамзеса в храме
Скульптура богов и Рамзеса в храме

Необычна судьба этого погребального сооружения. В 60-х годах 20го века властями Египта было принято решение о строительстве гидроэлектростанции в стране и создании для этого Асуанской плотины. В результате этой стройки, участок земли с храмами Рамзеса II и его супруги Нефертари должен был быть затоплен.

Макет затопления храма и его нового местоположения
Макет затопления храма и его нового местоположения

Мировое сообщество разрешило эту проблему уникальным способом: храмы были аккуратно распилены на блоки весом до 30-ти тонн, перенесены на новое более высокое место, которому не угрожало затопление, и заново собраны.

Работы по перенесению храмов на новое  место.
Работы по перенесению храмов на новое место.

Эта инженерно-археологическая операция заняла 4 года (1964 – 1968) и была беспрецедентна по своему масштабу и историко-культурному значению.

Культовая архитектура Древнего Египта.

В начале 16 века до н.э. в Египте начинается строительство грандиозных храмов посвященных богу СолнцаАмону-Ра. Наиболее известным памятником такого рода, является храмовый комплекс, располагавшийся в древней столице Египта – Фи́вах. Сейчас это города Луксо́р и Карна́к.

Храмовые комплексы в Фивах. Реконструкция.
Храмовые комплексы в Фивах. Реконструкция.

Солнечные храмы Луксора и Карнака строились в течение нескольких веков и представляют собой вершину культового зодчества Древнего Египта. Они были расположены на одной прямой и соединялись друг с другом аллеей сфинксов.

Аллея сфинксов. Луксор
Аллея сфинксов. Луксор

Вход в храм предваряли высокие обели́ски – сужающиеся кверху четырехгранные столбы – символизирующие солнечный луч (иногда считаются символом священной горы - Бен-Бен).

Своеобразными воротами служили мощные пило́ны – сооружения, в форме усечённой пирамиды. Здесь же, входящих встречали скульптурные изображения богов и фараонов.

Входная группа солнечного храма в Луксоре
Входная группа солнечного храма в Луксоре

Вошедшие внутрь храма, оказывались в просторном открытом дворе, окруженном колоннадой. Далее следовал так называемый гипости́льный зал. Его основным архитектурным элементом было бесчисленное количество огромных по размеру колонн (в высоту до 20 метров и такого диаметра, что обхватить их могли лишь пять взрослых человек, взявшись за руки).

Гипостильный зал храма солнца в Карнаке.
Гипостильный зал храма солнца в Карнаке.

Гипостильный зал Карнака насчитывает 130 колонн – это самый многоколонный зал в мире из сохранившихся. Капите́ли колонн (их верхние части, поддерживающие потолочные балки) были выполнены в виде раскрывшихся цветов лотоса или связок папируса.

Древнеегипетский храм. Рисунок 19 века.
Древнеегипетский храм. Рисунок 19 века.

Потолок был раскрашен в тёмно-синий цвет с нарисованными на нём звездами и распахнувшими крылья коршунами. В целом, гипостильные залы солнечных храмов выглядели как первозданные (вселенские) заросли Нила.

Священная лодка бога солнца Ра, в святилище храма Гора в Эдфу.
Священная лодка бога солнца Ра, в святилище храма Гора в Эдфу.

Из гипостильного зала путь лежал в маленькое и совсем тёмное святилище. Туда доступ был возможен лишь фараону и главному жрецу. Здесь хранилась священная лодка Амона-Ра и его скульптурное изображение. Раз в год эта скульптура изымалась из храма в Карнаке для ритуального путешествия по Нилу в Луксор. Так, символически, Ра оплодотворял подвластные ему земли, для обильного урожая.

Праздник начала земледельческих работ в Древнем Египте. Реконструкция.
Праздник начала земледельческих работ в Древнем Египте. Реконструкция.

Подытоживая тему, напомню, что религиозные воззрения древних египтян послужили той базой, из которой родилось всё разнообразие и самобытность классических образцов древнеегипетской архитектуры, даже сегодня поражающей своим величием и сложностью инженерной мысли.

Однако религия в Древнем Египте определила не только архитектуру этой цивилизации, но и послужила основой для формирования всего комплекса изобразительных искусств. Каким образом? Читайте в моей следующей статье.

Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:
Как заговорили древнеегипетские иероглифы
Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти.
Тайны пирамид.
Великие храмы.
Искусство на службе у мёртвых. Скульптура.
Искусство на службе у мёртвых. Живопись.
Амарнский период.
Священные животные. Культ кошек.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.