Дзен и бусидо. Во что верили японцы? | Искусство с Ириной Дружининой | Яндекс Дзен

Дзен и бусидо. Во что верили японцы?

149 full reads
611 story viewsUnique page visitors
149 read the story to the endThat's 24% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

На формирование уникальной японской культуры повлияло множество факторов, не в последнюю очередь и религиозные воззрения, которые к периоду средневековья представляли собой интересный сплав из сугубо местных верований и культов, с привнесёнными учениями Китая. О национальной японской религии синто я писала в предыдущей статье. Здесь же поговорим, о тех учениях, которые были заимствованы из Поднебесной (об этом читайте в соответствующих статьях), но приобрели вполне самобытные черты, попав в Страну Восходящего Солнца.

Дзен и бусидо. Во что верили японцы?

Дзен-буддизм

В VI веке нашей эры из Китая на территорию Японии проникает буддизм. Он распространился в VIII-IX вв. в аристократической среде (в основном) в виде течения дзен (китайское – чань). Суть проповеди дзен-буддизма сводилась к возможности приобщения к Будде и достижения состояния Просветления благодаря сато́ри – внезапному Озарению, подобному вспышке молнии во тьме, ведущему к прижизненному спасению души.

Энсо — символ дзэн-буддизма.
Энсо — символ дзэн-буддизма.
Энсо — символ дзэн-буддизма.

Особое значение дзен-буддизм приобрёл во время правления сёгу́нов. В этот период он стал государственной религией и определяющим фактором в формировании культуры военной японской знати – самура́ев (буси). Её расцвет приходится на XIII–XVII вв. Дух буддизма, как нельзя лучше, соответствовал основным принципам воинского духа с проповедью культа долга, презрения к мирским благам и неустрашимости перед лицом невзгод и смерти.

Утагава Куниёси. Гравюра из серии "47 преданных самураев"
Утагава Куниёси. Гравюра из серии "47 преданных самураев"
Утагава Куниёси. Гравюра из серии "47 преданных самураев"

Кроме того, одним из способов приближения к сатори в дзен-буддизме считалось выполнение физических упражнений, которые изначально были направлены на самосовершенствование и умение управлять своим организмом, но, со временем переросших в практику боевых искусств (кэндо, айкидо, каратэ, сумо и др.), представляющих для японцев не столько практическое, сколько ритуально-символическое значение.

Важно, что кроме воспитания мужества и силы духа, дзен настраивал и на особом отношении к прекрасному, присутствующему во всех явлениях окружающего мира. Ведь умение увидеть красоту и гармонию мироздания даже в малых, отдельных его проявлениях могло привести последователя этого вероучения к сатори. Поэтому самурай классического периода средневековья – это человек, который, не дрогнув, может убить врага или расстаться с собственной жизнью, если того требует долг или честь. Однако этот же суровый воин может с благоговением уронить слезу над увядшим цветком сакуры, а, решившись на харакири (сэппуку), непременно напишет перед его осуществлением философское, лирическое стихотворное послание.

Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свои предсмертные стихи, которые также можно видеть в верхнем правом углу картины.
Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свои предсмертные стихи, которые также можно видеть в верхнем правом углу картины.
Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свои предсмертные стихи, которые также можно видеть в верхнем правом углу картины.

Проповедуемое дзен-буддизмом, умение видеть Целое в самых малых обыденных вещах, Бесконечное в сиюминутном, повлекло за собой появление важного специфического понятия японской культуры - «укиё» («бренный мир», «суетное существование», «изменчивый мир»). В каждом проявлении жизни последователи дзен видели возможность мгновенного просветления, дающего прижизненное спасение. Поэтому даже ничем не примечательные простые вещи или действия, по мнению японцев, были достойны восхищения, любования и наслаждения ими.

Китагава Утомаро. Гравюра в стиле "Укиё-э" - "картины бренного мира".
Китагава Утомаро. Гравюра в стиле "Укиё-э" - "картины бренного мира".
Китагава Утомаро. Гравюра в стиле "Укиё-э" - "картины бренного мира".

Отмечу, что японцы стремятся и умеют находить прелесть не только в радостных моментах жизни, но и в печальных. По их мнению, прекрасны не только сами мимолётные мгновения бытия, но и собственно факт их мимолётности, что обозначается термином «мудзё-но аварэ»(«печальное очарование мимолётности»). Ведь, согласно учению дзен, не смотря на конечность и обязательную смерть, ожидающую всё и всех, наполненная красотой жизнь не бессмысленна: чем короче существование чего-либо или кого-либо, тем оно кажется ярче, прекраснее и ценнее, и именно мимолётность придаёт ему дополнительное очарование. Средневековый писатель-монах Кэнко-хоси в «Записках от скуки» писал:

«Если бы жизнь могла продолжаться без конца, не улетучиваясь, подобно росе на равнине Адаси, и не уносясь, как дым на горе Торибэ, ни в чём не было бы очарования. В мире замечательно именно непостоянство».
Японская сакура в цвету
Японская сакура в цвету
Японская сакура в цвету

Категория «укиё» была связана с ещё одним сугубо японским понятием – «югэ́н» - «ускользающее очарование» («сокровенная красота») чего–либо бренного, недолговечного, проходящего, которое становится объектом философских размышлений и определённого рода эстетической категорией, служащей мерой всего окружающего. Созерцание, проникновение в суть вещей или явлений, «открытие» внутренней красоты чего-либо, «прячущейся» за его внешней оболочкой – всё это может стать толчком к озарению, познанию Истины.

Дзен и бусидо. Во что верили японцы?

Бусидо.

Значительно повлияло на формирование самурайской культуры, пришедшее из Китая и переосмысленное по-японски (в русле дзен-буддизма и синтоизма) учение Конфуция. Именно конфуцианство с его строгой социально-иерархической структурированностью и идеалом «благородного мужа» послужило основой создания своеобразного кодекса поведения самурая, получившего название «Бусидо́» («Путь воина»).

Утагава Куниёси. "Самурай без доспехов, сражающийся с двумя врагами". Гравюра из серии "47 преданных самураев"
Утагава Куниёси. "Самурай без доспехов, сражающийся с двумя врагами". Гравюра из серии "47 преданных самураев"
Утагава Куниёси. "Самурай без доспехов, сражающийся с двумя врагами". Гравюра из серии "47 преданных самураев"

Профессиональный самурай должен был владеть восемнадцатью видами оружия, техниками ведения рукопашного боя и умением великолепно держаться в седле. Главной доблестью идеального воина объявлялось следование долгу и служение господину. Более всего ценилось самураями умение сохранять хладнокровие перед лицом смерти. Также он должен был обладать такими чертами характера как мужество, стойкость, умеренность во всём, презрение к материальным благам и лишениям разного рода.

"47 ронинов атакуют усадьбу Киры". Гравюра Кацусика Хокусая
"47 ронинов атакуют усадьбу Киры". Гравюра Кацусика Хокусая
"47 ронинов атакуют усадьбу Киры". Гравюра Кацусика Хокусая

Всё это не исключало и высокой образованности самурая, понимания красоты, любви к искусству и наличию каких-либо художественных навыков (умение писать стихи, картины, создавать икэбаны и т.д.). Теоретик японского военного искусства Дайдодзи Юдзама так описывает настоящего воина:

«Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть; в делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным; он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и от десяти до одного. Если на войне самураю случится проиграть бой, и он должен будет сложить голову, ему следует назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности. Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уже о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и для постижения чайной церемонии».

Цукиока Ёситоси. "Самурай Тайра-но Цунэмаса играет на японской лютне бива"
Цукиока Ёситоси. "Самурай Тайра-но Цунэмаса играет на японской лютне бива"
Цукиока Ёситоси. "Самурай Тайра-но Цунэмаса играет на японской лютне бива"

Безусловно, такое почтительное отношение к сфере прекрасного в среде самураев (эстетика их мышления) во многом диктовалась дзенской культурой, распространённой в аристократических кругах, пропитывавшей все сферы жизни высокопоставленных японцев.

Интересно, что мы ассоциируем само понятие «самурай» только с мужчинами, однако кодекс "буси" позволял становится воинами и женщинам. Такие девы-воительницы назывались «онна-бугэйся» и при их обучении военному делу не было никаких поблажек в связи со "слабостью пола". Их главное оружие - «нагината» – длинное и легкое копье с лезвием, напоминающим кривой меч, оставляло врагу мало шансов уцелеть во время битвы.

Утагава Куниёси, "Иси-ё, жена Обоси Ёсио" с нагинатой
Утагава Куниёси, "Иси-ё, жена Обоси Ёсио" с нагинатой
Утагава Куниёси, "Иси-ё, жена Обоси Ёсио" с нагинатой

В Японии существует древняя легенда о том, как богиня Аматэрасу, разгневанная проделками, совершаемыми Сусаноо, скрылась в тёмном гроте и лишила мир солнечного света и тепла. Другим богам удалось выманить её из убежища с помощью крика петухов, а также подарков – зеркала и яшмового (нефритового) ожерелья. Позже к этим священным предметам добавился меч, добытый Сусаноо из хвоста дракона. Зеркало, яшму и меч Аматэрасу позже подарила своему внуку, а он - своему потомку- первому императору Японии.

Аматэрасу выходит из грота.
Аматэрасу выходит из грота.
Аматэрасу выходит из грота.

Эти предметы передавались властителями страны по наследству и являлись символами священной власти японских императоров, представляя собой важнейшие качества правления - доблесть (камень), мудрость (зеркало) и благожелательность (меч).

Регалии японских императоров.
Регалии японских императоров.
Регалии японских императоров.

Кроме того, они олицетворяют собой три важнейших для этой страны духовных учения: синто, дзен-буддизм и конфуцианство (в форме бусидо).

  • Так яшма (нефрит), символизирует культ предков и основы синто, обожествляющие природу и древность.
  • Зеркало олицетворяет чистоту, созерцание и самопостижение, проповедуемые учением дзен.
  • Меч же является главным атрибутом самурая, проявлением его духа и мужества, заповеданные в кодексе воинской чести - "бусидо".

Таким образом, из сплава религиозно-филососфских учений: национальной религии – синтоизма, дзен-буддизма и конфуцианства в течение нескольких столетий возникла удивительная японская культура, в которой сочетаются суровость и сентиментальность, внешняя регламентированность поведения и внутренняя свобода, простота форм и сложность содержания, боевой дух и умение видеть и ценить прекрасное во всех проявлениях жизни.

Дзен и бусидо. Во что верили японцы?

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Традиционный японский дом
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".

Если вы интересуетесь историей религий, то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:

Во что верили и чему поклонялись наши предки?
Древняя Месопотамия колыбель цивилизации?
Зороастризм
Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти.
Священные животные. Культ кошек.
Тенгрианство - религия степи
Во что верили древние греки?
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
Средневековье. Что скрывает этот термин? Авраамические религии.
Христианство - кратко о вероучении.
Древние верования славян. Принятие христианства на Руси.
Ислам. Кратко об особенностях вероучения

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.