Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

145 full reads
613 story viewsUnique page visitors
145 read the story to the endThat's 24% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Японская скульптура развивалась, как и многие другие направления культуры этой страны, под мощным воздействием Китая. Однако, в течение нескольких веков, японские мастера сумели создать свой неповторимый стиль, ничем не напоминающий первоначальные образцы.

Глиняный Сюконгодзин из Тодай-дзи, VIII век
Глиняный Сюконгодзин из Тодай-дзи, VIII век
Глиняный Сюконгодзин из Тодай-дзи, VIII век

Буддийская скульптура раннего средневековья.

Скульптуры Японии периода раннего средневековья были тесно связаны с буддизмом, проникшим из Китая. В это время появляются многочисленные изваяния Будды и божеств буддийского пантеона, которые являлись, как правило, частью храмовых или монастырских комплексов, а их создание подчинялось строгим правилам – канонам.

«Большой Будда» Котоку-ина
«Большой Будда» Котоку-ина
«Большой Будда» Котоку-ина

Выдающимся сооружением раннего средневековья является храмовый ансамбль монастыря Тода́йдзи (VIII в.). Его название переводится как «Великий восточный храм». Главной достопримечательностью этого комплекса является Зал Великого Будды (Дайбуцудэн) - самое большое деревянное здание в мире.

Зал Великого Будды (Дайбуцудэн) монастыря Тодайдзи
Зал Великого Будды (Дайбуцудэн) монастыря Тодайдзи
Зал Великого Будды (Дайбуцудэн) монастыря Тодайдзи

В нём хранится сокровище средневекового искусства Японии – статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу). Эта скульптура – одна из главных достопримечательностей Страны восходящего солнца. Дайбу́цу – самое большое бронзовое изваяние, находящееся в Японии. Интересно, что сооружение самого павильона, где находится Будда, началось только тогда, когда сама статуя была уже готова.

Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи
Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи
Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи

Создателем этого уникального творения считается мастер корейского происхождения Кимима́ро. Он разработал сложную технологию изготовления данного грандиозного памятника. Однако, прежде чем желаемый результат был достигнут, семь раз его опыты по отливке скульптуры Дайбуцу заканчивались неудачей.

Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи
Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи
Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи

Подсчитано, что для создания огромной статуи понадобилось 437 т. бронзы, 150 кг золота, 7 т. воска, и другие материалы. (Согласно легенде, на его отливку были израсходованы все резервы бронзы в стране).

Размер всего изваяния вместе с пьедесталом составляет 22 метра. Высота фигуры самого Будды - 16 метров, только его лик достигает 5 метров в высоту. Будда восседает, подобрав под себя ноги, в сердцевине колоссального (диаметр этого престола превышает 20 метров) цветка лотоса с 56 лепестками, который олицетворяет необходимую для нирваны духовную чистоту. В жесте благословления выдвинута вперед правая рука божества. Волосы Будды синего цвета символизируют его нахождение в заоблачной небесной стране. Причёска Дайбуцу состоит из 966 завитушек.

Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи
Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи
Статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) из монастыря Тодайдзи

Весь престол-лотос покрыт множеством изображений культового и сказочного характера и тысячами иероглифов. За головой огромной скульптуры, в качестве ореола, размещён круглый диск, покрытый позолотой, на котором, по периметру, расположено еще 16 изображений Будды, каждое величиной в человеческий рост. В целом скульптура Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой "благословение, всесилие и всезнание".

Один раз в год, примерно 150 монахов и служащих  спускаются на веревках,  в специальных приспособлениях, с потолка и чистят от пыли Великого Будду.
Один раз в год, примерно 150 монахов и служащих спускаются на веревках, в специальных приспособлениях, с потолка и чистят от пыли Великого Будду.
Один раз в год, примерно 150 монахов и служащих спускаются на веревках, в специальных приспособлениях, с потолка и чистят от пыли Великого Будду.

И сама скульптура Дайбуцу, и Павильон, где она находится, не один раз страдали от землетрясений и пожаров, но каждый раз их бережно восстанавливали, благодаря чему гости Японии и сегодня могут полюбоваться этим шедевром.

Скульптура периода зрелого средневековья.

С течением времени образы буддийской скульптуры начали изменяться. Японские мастера чаще изображают многоруких и многоголовых божеств, а также духов-охранителей, с устрашающим выражением лица, экспрессивными и выразительными жестами. Таковы огромные (восьмиметровые) статуи, изготовленные мастерами Ункэем и Кайкэем в начале XIII века для Великих Южных ворот ансамбля Тодайзи.

Статуи Южных ворот ансамбля Тодайзи.
Статуи Южных ворот ансамбля Тодайзи.
Статуи Южных ворот ансамбля Тодайзи.

В период установления сёгуната на смену образам божеств, демонов и духов приходит скульптурный портрет. Появляются портреты представителей высокопоставленной военной знати (например, портреты сёгуна Минамо́то Ёрито́мо), в которых важно не психологическое состояние героя, а показ его социального положения и обязательных для самурая качеств – мужества, решительности, спокойствия.

Портретная статуя сёгуна Минамо́то Ёрито́мо
Портретная статуя сёгуна Минамо́то Ёрито́мо
Портретная статуя сёгуна Минамо́то Ёрито́мо

Большой интерес представляют портреты буддийских монахов. Они наделены индивидуальными чертами, каждое лицо обладает своеобразием.

Мутяку, скульптор Ункэй
Мутяку, скульптор Ункэй
Мутяку, скульптор Ункэй

Последователей буддизма изображали чаще всего в молитвенной (или медитативной) позе и помещали в храме, лицом к статуе Будды. Такие скульптуры, как правило, раскрашивали и даже одевали их в настоящие одежды.

Цзяньчжэнь из Тосёдай-дзи. Даккацу-кансицу
Цзяньчжэнь из Тосёдай-дзи. Даккацу-кансицу
Цзяньчжэнь из Тосёдай-дзи. Даккацу-кансицу

Нэцкэ.

В период позднего средневековья появляется особый вид скульптуры, ставший своеобразным символом японского искусства – нэ́цкэ («нэ» – «корень» и «цукэ» – «прикреплять»).

Это - миниатюрные изделия (от 2-х до 10-ти см. в высоту), выполняющие функцию брелока, получившие широкое распространение в XVIII – первой половине XIX века. Своим появлением они обязаны традиционной японской одежде – кимоно, которая не имеет карманов. Поэтому мелкие предметы, необходимые в повседневной жизни (трубка, кошелек, коробочка для лекарств или косметики и т.п.) носили за поясом, а в качестве противовеса использовали эти миниатюрные изделия.

Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

Такие же миниатюрные скульптурки без отверстий для шнурка и, следовательно, без такого же утилитарного применения называют окимоно.

Окимоно. Японская поэтесса Оно-но Комати
Окимоно. Японская поэтесса Оно-но Комати
Окимоно. Японская поэтесса Оно-но Комати

Нэцкэ обычно изготавливали из дерева, кости или камня. Обязательным условием при его изготовлении было создание округлой, гладкой формы, без острых или выступающих деталей, удобно размещающейся в руке. На задней части скульптурки непременно делали отверстие для шнурка (химотоси), связывающего нэцкэ с предметом, для которого она предназначалась.

Химотоси - отверстие для шнурка.
Химотоси - отверстие для шнурка.
Химотоси - отверстие для шнурка.

Тематика образов нэцкэ отражала вкусы городского населения и была весьма демократичной.

Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

Часто в них воспроизводились образы животных, насекомых или растений.

Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

Большой любовью пользовались изображения так называемых «семи божеств счастья» (особенно популярны были божества счастья – Дайко́ку, богатства и веселья – Хоте́я и долголетия - Фукуро́ку).

Семь божеств счастья.
Семь божеств счастья.
Семь божеств счастья.

Нэцкэ могли рассматриваться как благопожелания – треснувший баклажан с семенами внутри – был символом большого потомства, две уточки – обозначали семейное счастье и т.д.

Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

Нередко здесь можно увидеть изображения исторических или литературных персонажей, а также героев народных сказок и легенд (например, оборотней и духов).

Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

Кроме того, нэцкэ часто посвящались темам повседневных занятий японских горожан и их типажам - это бродячие актёры, странствующие монахи, ремесленники, женщины за рукодельем и др.

Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

Характерными особенностями этого вида скульптуры являются тщательная проработка всех, даже мельчайших, деталей (не смотря на малые размеры), а также наличие свободы выражения эмоций, присутствие юмора, реализм и занимательность сюжетов.

Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

Назовём имена нескольких известных мастеров – изготовителей нэцкэ (нэцукэси): Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масанао из Киото, Хиромори Мива из Эдо и др.

Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ

На сегодняшний день художественная ценность нэцкэ не вызывает сомнения у искусствоведов и исследователей японской культуры и искусства, поэтому эти миниатюрные скульптурки являются украшением многих авторитетных государственных музейных и частных собраний.

О нэцкэ, вы можете посмотреть ещё и этот короткий фильм на моем youtube-канале:

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.