Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

<100 full reads
225 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 32% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Флоренция, первой половины XV века, представляла собой бурлящий котёл самых разнообразных и, при этом, самых новаторских и передовых идей в области искусства. Конкуренция среди желающих заявить о своих художественных талантах была просто огромна. Зачастую, деятельные и предприимчивые флорентийцы пытались пробовать свои силы в самых разных областях творчества.

Например, Филиппо Брунеллески, которому были посвящены две предыдущие статьи (ссылки в конце статьи), начинал свой путь как ювелир (кстати, это ремесло выручало его в моменты, когда не хватало средств на жизнь), выучился искусству ваяния, интересовался инженерным делом, был весьма неплохим математиком и именно им была высчитана и научно обоснована линейная перспектива для создания иллюзии 3D в живописи. Но, как вы, разумеется, помните, свою славу он приобрёл, как гениальный зодчий.

Однако, возможно, он не стал главным архитектором своей эпохи, если бы, в какой-то момент, судьба не столкнула его с ещё одним первооткрывателем ренессансного искусства - Лоренцо Гиберти (1378 - 1455).

Лоренцо Гиберти
Лоренцо Гиберти

А история эта такова. С обретением представителями династии Медичи власти над Флоренцией, они, и конкурирующие с ними фамилии, стали тратить немалые деньги на то, чтобы преобразить свой родной город. Это стало модным трендом не только среди аристократических родов, но и у представителей цехов - тогдашних профсоюзов. Повсеместно начались проводится работы по реконструкции старых зданий и постройке новых. Стены соборов, площади и улицы города предполагалось украсить статуями и монументами.

Создавать новый облик республики должны были самые выдающиеся мастера. Для того, чтобы выбрать лучшего из лучших, устраивались конкурсы, в ходе которых, претенденты на получение заказа представляли свои работы, стремясь превзойти соперников, а авторитетное жюри, оценивало их идеи.

Очередной подобный конкурс был устроен цехом торговцев тканями в 1401 году, на создание рельефов для двух бронзовых ворот Флорентийского баптистерия, что рядом с собором Санта Мария дель Фьоре.

Поводом послужила очередная эпидемия чумы, закончившаяся к этому времени. Флорентийцы решили отблагодарить Господа поставив новые двери в главный баптистерий города.

Баптистерий Святого Иоанна во Флоренции
Баптистерий Святого Иоанна во Флоренции

Участникам был предложено в течение года выполнить один из рельефов для будущих створок. Сюжетом выступала библейская история "Жертвоприношение Авраама". По истечении срока, работы были представлены. Тридцать четыре строгих арбитра один за другим отсеивали кандидатов, пока не осталось лишь два финалиста - Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти (он, кстати, как и Филиппо, тоже начинал свою художественную деятельность с ювелирного ремесла).

Конкурсные работы Лоренцо Гиберти (слева) и Филиппо Брунеллески (справа) на сюжет "Жертвоприношение Авраама"
Конкурсные работы Лоренцо Гиберти (слева) и Филиппо Брунеллески (справа) на сюжет "Жертвоприношение Авраама"

Жюри оказалось перед сложным выбором. Обе работы были безусловно хороши. Однако чаша весов всё-таки склонилась в пользу Гиберти. Судьи посчитали, что Лоренцо справится с заказом лучше, не только потому, что его рельеф не уступал работе соперника, но ещё и весил меньше на целых 7 килограмм, что позволяло, в итоге, сэкономить на бронзе.

Отмечу, что несмотря на то, что был выбран сюжет, выполненный Гиберти, работа Брунеллески была настолько высоко оценена, что его рельеф не уничтожили после конкурса, а сохранили. В итоге он украсил коллекцию Флорентийского Национального музея Барджелло.

Однако самолюбие Филиппо Брунеллески был сильно задето проигрышем в конкурсе, именно поэтому, сразу после его окончания мастер покинул Флоренцию и отправился в Рим. Там он основательно занялся изучением древней архитектуры, и вернулся на родину уже в качестве зодчего. Вот такие перипетии судьбы. :)

Вид Флоренции с собором Санта-Мария дель Фьоре, купол которого спроектирован Филиппо Брунеллески. На площади перед собором знаменитый баптистерий Св.Иоанна.
Вид Флоренции с собором Санта-Мария дель Фьоре, купол которого спроектирован Филиппо Брунеллески. На площади перед собором знаменитый баптистерий Св.Иоанна.

Лоренцо же принялся за работу. Не поверите, но ей он отдал почти 50 лет своей жизни! Для того, чтобы справится с грандиозным заказом, Гиберти открыл собственную мастерскую и набрал учеников. К слову, из этой мастерской вышло не мало больших художников, в частности, будущий первый скульптор Ренессанса - Донателло.

Сначала мастер выполнил 25 рельефов для северных врат баптистерия. На это понадобился 21 год (1403 - 1424) !

Честно сказать, работа двигалась так не быстро, во многом благодаря возросшей популярности победителя престижного конкурса. Гиберти стал получать многочисленные заказы на создание скульптур, что отнимало довольно много времени.
Лоренцо Гиберти. Скульптура «Святой Иоанн», 1412-1416 для церкви Ор Сан Микеле.
Лоренцо Гиберти. Скульптура «Святой Иоанн», 1412-1416 для церкви Ор Сан Микеле.

Образцом для новых дверей баптистерия послужили ранее установленные ворота южного входа, с рельефами, выполненными ещё в первой половине XIV века мастером Андреа Пизано. В наследие от него, Лоренцо досталась своеобразная "готическая" форма четырёхлистников, в которую нужно было "вписать" изображения.

Лоренцо Гиберти. Северные ворота флорентийского баптистерия, 1403-1424
Лоренцо Гиберти. Северные ворота флорентийского баптистерия, 1403-1424

20 сегментов северных врат, победитель конкурса, украсил сценами из Нового завета, а оставшиеся фигурами евангелистов и отцов церкви. Разделяют эти рельефы декоративные растительные ленты, на пересечении которых можно увидеть совершенно реалистичные, выступающие над поверхностью створок дверей, головы с портретами современников мастера - его друзей и учеников.

Когда готовые створки заняли своё место на северном фасаде баптистерия, восхищению зрителей не было предела. Гиберти тут же получил заказ от гильдии купцов города на создание ещё одних, теперь уже восточных дверных створок, которые должны были украсить вход в это сакральное место.

Баптистерий Св. Иоанна во Флоренции
Баптистерий Св. Иоанна во Флоренции

Однако теперь уже зрелый мастер, он не желал следовать никаким, даже самым авторитетным и признанным образцам. За это время Лоренцо увлёкся античностью, сблизился с гуманистами и познакомился с новыми теориями искусства. Теперь, ему хотелось применить новые знания, в частности, связанные с применением математических расчётов линейной перспективы, в своей работе. Поэтому восточные врата оказались столь отличными и от созданных век назад Андреа Пизано - южных, и от собственных - северных.

В поиске сюжетов для сегментов восточных врат, скульптор обратился к философу-гуманисту, занимавшему должность канцлера флорентийской республики, Леонардо Бруни. Для воплощения в бронзе, ими были выбраны несколько эпизодов из Ветхого Завета ("Книга Бытия").

Лоренцо Гиберти. Восточные (Райские) ворота флорентийского баптистерия, 1425-1452
Лоренцо Гиберти. Восточные (Райские) ворота флорентийского баптистерия, 1425-1452

Эти события Гиберти воссоздал в десяти квадратных сегментах, объединив в единое целое по нескольку эпизодов сразу. Так, например, первая композиция врат "Сотворение мира" включает рассказы от создания Адама и Евы до изгнания их из Эдема.

Лоренцо Гиберти. Панель "Райских" восточных врат баптистерия во Флоренции
Лоренцо Гиберти. Панель "Райских" восточных врат баптистерия во Флоренции

Новые панели оказались больше похожи на картины, благодаря их квадратному формату, но, главное, иллюзии трёхмерного пространства, окружающего героев. Применение правил линейной перспективы помогло Гиберти достичь большей жизненной правдивости.

Лоренцо Гиберти. Панель "Райских" восточных врат баптистерия во Флоренции
Лоренцо Гиберти. Панель "Райских" восточных врат баптистерия во Флоренции

Если Вы присмотритесь, то заметите, что герои на переднем плане сделаны более выпуклыми, а те, что дальше, а также объекты окружающего их мира, едва выделены на плоскости. То есть мастер применяет высокий и низкий рельеф, в зависимости от расположения фигур и предметов в воображаемом пространстве. Изображения, таким образом, обретают пластичность и особую выразительность.

Лоренцо Гиберти. Панель "Райских" восточных врат баптистерия во Флоренции
Лоренцо Гиберти. Панель "Райских" восточных врат баптистерия во Флоренции

Удивительную изобретательность и мастерство проявил автор в композиционном построении, располагая и группируя в пространстве панелей многочисленных персонажей. Все они показаны в естественных позах и в самых разнообразных ракурсах. И всё это изображено так легко, живописно, гармонично и, даже, грациозно, не смотря, что количество фигур, бывает, насчитывает десятки на одной панели!

Лоренцо Гиберти. Панель "Райских" восточных врат баптистерия во Флоренции
Лоренцо Гиберти. Панель "Райских" восточных врат баптистерия во Флоренции

Каждый из сегментов этих ворот покрыт позолотой, в технике амальгамы (с применением ртути), благодаря чему приобретается благородный "тёплый", матовый цвет.

Ленты бордюров Гиберти украсил фигурами пророков и пророчиц, а в местах их пересечения вновь запечатлел лица близких ему людей.

Лоренцо Гиберти. "Райские" восточные врата баптистерия во Флоренции
Лоренцо Гиберти. "Райские" восточные врата баптистерия во Флоренции

Кстати Лоренцо Гиберти, видимо прекрасно понимал, что является выдающимся мастером, поэтому без ложной скромности, увековечил своё имя и себя на сделанных им дверях баптистерия. Причём дважды! По одному изображению на каждые из ворот. Кроме того, он оставил нам ещё и надписи: на северных можно прочитать - "Творение (работа) Лоренцо для Флоренции", а на восточных ещё более претенциозно - "Восторгайся, с каким искусством сделано!"

Автопортреты Гиберти. Слева на северных вратах, справа на "Райских"
Автопортреты Гиберти. Слева на северных вратах, справа на "Райских"

На создание своего главного шедевра - восточных врат в баптистерий, Лоренцо понадобилось еще 27 лет (1425–1452)! О том, что Гиберти смог поразить современников, и создать нечто выдающееся, говорит расхожая легенда. Будто сам великий Микеланджело Буонарроти сказал, что эти врата, достойны украшать собой вход в Рай. Так или иначе, за этим творением одного из первооткрывателей Возрождения, закрепилось прочное название "Райские врата".

Лоренцо Гиберти. "Райские" восточные врата баптистерия во Флоренции
Лоренцо Гиберти. "Райские" восточные врата баптистерия во Флоренции

Последние 10 лет своей жизни, Лоренцо Гиберти посвятил созданию фундаментального теоретического труда, который назвал "Комментарии". В нём он предпринял попытку изложить историю искусства от античности до его дней, теории пропорций и перспективы, в том числе здесь он оставил и собственную автобиографию - первое в истории Ренессанса жизнеописания творца-художника.

Великолепные Райские врата, созданные в XV веке Лоренцо Гиберти, сегодня хранятся в музее. В баптистерии же установлена их точная копия. Можно сказать, что эти врата если и не ведут в сам Рай, то, наверняка стали вратами, открывшими великую эпоху Ренессанса.

Лоренцо Гиберти. "Райские" восточные врата баптистерия во Флоренции
Лоренцо Гиберти. "Райские" восточные врата баптистерия во Флоренции

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?