Как строились храмы Древней Греции

901 full read
2,3k story viewsUnique page visitors
901 read the story to the endThat's 38% of the total page views
4 minutes — average reading time

Как я уже писала в предыдущей статье, еще в эпоху архаики сложились главные принципы архитектуры Древней Греции, которая дошла до нас в виде храмовых построек. На всякий случай повторю их:

1. все здания состояли из вертикальных опор – колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий;
2. основные типы колонн и соотношение несущих и несомых частей здания оформились в систему, называемую о́рдерной (от греч «о́рдер» - «норма, порядок»);
3. пропорции зданий, рассчитывались исходя из пропорций человека;
4. архитекторы бо́́́́льшее внимание уделяли экстерье́рам (внешнему виду зданий), чем интерье́рам;
5. эстетические принципы древнегреческой архитектуры основывались на сочетании соразмерности и простоты.
Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция.
Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция.

Главным достижением же греческого зодчества стало создание ордерной системы, которая позволила привести строения к строгой упорядоченности всех конструктивных и декоративных деталей.

Ордерная система прежде всего была представлена колоннами (дорической, ионической и коринфской), которые являлись главным элементом построек. Чередование колонн рождали ритм, который, как в музыкальном произведении, приводил к ощущению порядка, гармонии, а значит к красоте.

Как строились храмы Древней Греции

Напомню, что для греков, склонных всё вокруг себя наделять антропоморфными свойствами (это ярко выразилось в высказывании "Человек - мера всех вещей"), каждый из трёх ордеров сопоставлялся с качествами и внешностью человека. Дорический - с мужскими образами, ионический - с женскими, а коринфский - с нарядными юными девами. Таким образом выбор ордера греческими архитекторами, при строительстве храмов, зависел от того, какому божеству этот храм посвящался.

Как строились храмы Древней Греции

Святилища богов-мужчин (Зевса, Посейдона, Гефеста и т. д.) строились, как правило, в дорическом ордере.

Храм Посейдона в Пестуме.
Храм Посейдона в Пестуме.

Храмы, посвященные богиням, были украшены ионическими колоннами.

Храм Ники Аптерос
Храм Ники Аптерос

Были и такие богини, которые отстаивали своё право на безбрачие (например, Афина, Артемида, Гестия и др.), они удостаивались храмов, выполненных в коринфском стиле.

Храм Артемиды в Корфу.
Храм Артемиды в Корфу.

Также в коринфском стиле могли быть встроены храмы, с особым статусом - например, посвящённые верховному божеству - Зевсу. В таком случае коринфский ордер должен был способствовать созданию впечатления большей репрезентативности строения.

Храм Зевса в Афинах (Олимпейон)
Храм Зевса в Афинах (Олимпейон)

Однако встречались исключения из данного общего правила. Так, например, в период архаики, большинство храмов было выполнено в дорическом стиле (исторически ионический и коринфский ордер возникли позже дорики).

Храм Геры в Пестуме. 6 в. до н.э.
Храм Геры в Пестуме. 6 в. до н.э.

А знаменитый Парфенон Афинского Акрополя, выполнен в дорическом ордере, но посвящён богине Афине. Однако, нужно вспомнить, что "совоокая дева Афина-Паллада" покровительствовала отнюдь не женскому делу - она была богиней войны. Так что закономерность в выборе типа ордера всё же здесь есть. И так далее.

Парфенон. Афинский акрополь.
Парфенон. Афинский акрополь.

Важно отметить, что антропоморфность греческой архитектуры выражалась ещё и в том, что единицей всех измерений конструктивных деталей зданий, и их соотношений, выступали пропорции и части человеческого тела. Так в основе системы измерения при строительстве, лежали длины разных частей тела - пальца, ступни, ладони, локтя и т.д. Об этом говорил и целый ряд названий различных архитектурных элементов.

Как строились храмы Древней Греции

Типы конструкций греческих храмов различались не только ордером, применяемым в их оформлении. Их особенности также определялись количеством и расположением колонн, украшающих снаружи их стены.

Витрувий - древнеримский архитектор и теоретик искусства, выделял среди греческих храмовых конструкций мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер и пр.

Как строились храмы Древней Греции

Самое большое распространение получили храмы – периптеры ( от perí — вокруг и pterón — крыло), то есть, по мысли греков - «оперённые», окружённые колоннадой со всех сторон.

Храм Гефеста в Афинах
Храм Гефеста в Афинах

Колонны устанавливались на платформу - стилобат, которая состояла из нескольких ступеней - стереобат.

Как строились храмы Древней Греции

Крыша храма обычно была двускатной. На фасадах здания скаты крыши образовывали треугольники, которые принято называть фронтоны.

Красным цветом выделен фронтон здания.
Красным цветом выделен фронтон здания.

Пространство внутри фронтона - тимпан, служило площадкой для творческой активности скульпторов и живописцев - он обильно украшался цветными скульптурными рельефами.

Красным цветом отмечен тимпан здания.
Красным цветом отмечен тимпан здания.
Фронтон, со скульптурной композицией в тимпане.
Фронтон, со скульптурной композицией в тимпане.

Святилище – внутреннее помещение храма, в котором находилась скульптура бога-покровителя и, зачастую, казна полиса, называлось или на́ос (лат. - це́лла).

Как строились храмы Древней Греции

Внимание привлекал прежде всего внешний облик храма – многие его детали ярко раскрашивались, и украшались рельефами и скульптурами, рассказывающими определенные истории из мифологии. В этом сказывался греческий эстетический принцип калокагатии - когда внешняя сторона вещей оказывалась приоритетной, т.к. подразумевала соответствующее содержание (вспомните поговорку - "в здоровом теле - здоровый дух").

Греческий храм. Реконструкция.
Греческий храм. Реконструкция.

Греками были рассчитаны и точные пропорции храма-периптера, соотношение его длины и ширины, измеряемое количеством окружающих наос (целлу) колонн. На фасаде святилища, количество колонн всегда было чётным. Число опор, необходимое для украшения его боковой – длинной стороны, рассчитывалось согласно следующей формуле: количество колонн фасада, умножалось на 2, и к полученному числу прибавлялась ещё одна опора.

Эту пропорцию можно представить в виде уравнения: Х = 2Y + 1 (где: X – количество колонн боковой части, Y - количество колонн фасада). Она даёт в результате сочетание сторон, называемое "золотым сечением" или "золотой пропорцией".

Например, если на фасаде (короткой стороне) здания 4 колонны, то, чтобы рассчитать количество колонн сбоку, необходимо 4 умножить на 2, и прибавить ещё 1.
4х2+1=9.
То есть на боковых сторонах такого храма должно было бы быть по 9 колонн.

Принципы архитектуры, созданные в Древней Греции, до сих пор считаются эталоном, и являются образцом для построек в классическом стиле.

Парфенон. Реконструкция.
Парфенон. Реконструкция.

Среди множества великолепных греческих храмов выделяется своим совершенством великолепный архитектурный ансамбль, созданный греками на вершине развития цивилизации - это знаменитый Афинский акрополь. О нём я расскажу в следующей статье. Читайте. :)

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.