Купол Санта Мария дель Фьоре и его создатель Филиппо Брунеллески

204 full reads
423 story viewsUnique page visitors
204 read the story to the endThat's 48% of the total page views
5 minutes — average reading time

Символом медичийской Флоренции и начала Ренессанса стало творение выдающегося архитектора Фили́ппо Брунелле́ски (1377—1446)купол собора Санта Мария дель Фьо́ре.

Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески

Этот представитель кватроченто был классическим примером разносторонней творческой личности, прославившейся изобретениями в самых разных областях искусства и техники. Современники провозгласили его «отцом» прямой перспективы, позволившей правдоподобно изображать мир (эту славу он делит с Леоном Батистом Альберти). Брунеллески был политиком, ювелиром, скульптором, выполнял военно-инженерные работы по укреплению различных итальянских городов, являлся поклонником, знатоком и комментатором «Божественной комедии» Данте.

Однако делом своей жизни он считал архитектуру. Биограф деятелей Возрождения Ваза́ри говорил, что Брунеллески «… имел два величайших замысла: первый – вернуть на свет божий хорошую архитектуру, второй – найти, если это ему удастся, способ возвести купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции».

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Справа - колокольня Джотто
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Справа - колокольня Джотто

Этот собор был заложен ещё в 1296 году, однако строительство затянулось на века. Над его проектом и внешним видом трудились ни один век различные архитекторы. В их числе Джотто ди Бондоне, по проекту которого, была создана колокольня собора (кампани́ла).

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Справа - колокольня Джотто
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Справа - колокольня Джотто

Но и к началу XV века храм был ещё не завершён – не хватало перекрытия над его центральной частью. Дело в том, что над зданием собора должен был воспарить грандиозный купол (диаметр в основании – 42 метра, высота свыше 35 метров), однако в средние века умение возводить столь большие купольные перекрытия, было практически утрачено.

Для того чтобы решить эту сложную инженерную задачу Филиппо Брунеллески понадобилось целых 18 лет! Говорят, что он скрытно проводил эксперименты, строя множество раз небольшие модели купола из кирпичиков, вырезанных из свеклы.

Когда скептики утверждали, не веря в удачу Брунеллески: «То, чего не может быть, быть не может!», то мастер только разводил руками и философски отвечал: «Это если бы собор был посвящён кому-нибудь другому, а Святая Дева Мария не даст возводимому куполу упасть».

Купол Санта Мария дель Фьоре и его создатель Филиппо Брунеллески

Чтобы выполнить поставленную задачу Брунеллески пошёл на некоторую хитрость - он сделал купол двойным. Кроме того, возводился он по принципу готических шпилей, где кирпичами заполнялись отдельные сегменты - пространства между рёбрами.

Купол Санта Мария дель Фьоре и его создатель Филиппо Брунеллески

Однако и здесь не обошлось без хитроумных решений, ведь, в отличие от шпилей, это завершение собора, должно было иметь сферическое очертание, как у всех куполов. Для достижения этого эффекта, была применена особая кладка "ёлочкой" или её ещё называют "рыбий хребет", позволяющая создать закруглённую форму каждого из сегментов, составляющих купол.

Кстати сказать, при возведении купола понадобилось 4 миллионов кирпичей, а вес его, в итоге, составил 40 000 тонн!

Купол Санта Мария дель Фьоре и его создатель Филиппо Брунеллески

В числе заслуг мастера было и то, что он предложил создание инженерных механизмов и приспособлений, благодаря которым строительные материалы можно было подавать на самый верх, без сооружения лесов, опирающихся на землю, что в те времена никто не делал, и вообще считалось делом невозможным.

Купол Санта Мария дель Фьоре и его создатель Филиппо Брунеллески

Купол Санта Мария дель Фьоре и его создатель Филиппо Брунеллески

И вот, над кафедральным собором Флоренции вознесся великолепный купол, покрытый черепицей красно-кирпичного цвета, разделенный восемью белыми ребрами и увенчанный изящным световым фонарём.

Самая вершина фонаря увенчана позолоченным шаром с крестом. Этот шар был изготовлен в мастерской скульптора и живописца Андреа Веррокьо. Существует мнение, что в создании этого элемента принимал участие молодой, подающий большие надежды, ученик мастера Верроккьо, по имени Леонардо да Винчи.

Купол Собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Купол Собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

Удивительно, но Брунеллески, при проектировании купола Дуомо (так называют в Италии кафедральные соборы), похоже, проводил и астрономические расчёты. В день летнего солнцестояния - 21 июня - самый длинный день в году, ровно в полдень луч, попадающий внутрь собора сквозь световой фонарь, оказывается ровно в центре подкупольного пространства, который отмечен мраморным медальоном в узоре пола.

Интерьер собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Интерьер собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

Нужно отметить, что до сегодняшнего дня сооружение такого купола вызывает вопросы даже у профессиональных архитекторов, и изучение технологий, применённых Брунеллески, продолжается.

Своим величием и гармонией купол Санта Марии дель Фьоре поражал воображение современников. Вазари писал об этом шедевре архитектуры следующее: «Можно определённо утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно и часто целыми днями поражает его молниями».

Купол Собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Купол Собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

А в 1436 году собор и его купол освятил сам Папа Римский. На ту пору Евгений IV. Этот факт способствовал ещё большей гордости флорентийцев за свой город и за своих великих художников.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

До сих пор купол, сотворённый Брунеллески гордо «парит» над Флоренцией и, как когда-то сказал современник и единомышленник Филиппо - архитектор Леон Альберти, «вздымается к небесам, осеняя все тосканские народы».

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?

Мазаччо - первый художник Ренессанса