Литература Древней Индии после великих поэм

<100 full reads
234 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 32% of the total page views
2 minutes — average reading time

Руководствуясь мыслью, что нельзя объять необъятное, сразу хочу обратиться к тем, что читает эту и другие мои публикации. Они адресуются не специалистам, но тем, кто интересуется вопросами художественной культуры, и хотят получить общее представление о вопросе в доступной, и надеюсь, интересной форме.

Отсюда мой подход к изложению и содержанию материала - самое главное, некий общекультурный минимум, однако основанный на научных и достоверных фактах.

Вот и эта статья о самых важных памятниках древнеиндийской литературы, не является, безусловно, исчерпывающей. Но, надеюсь, будет полезной и интересной для любителей искусства. :)

Буддийская литература Индии.

После появления буддизма и утверждения его, как государственной религии, в период правления династии Маурьев, эпические сказания уступают место религиозно-философской буддийской литературе.

Её лучшим образцом является сборник канонических произведений, называемый «Типи́така» (иногда произносят «Трипитака») – «Три корзины», состоящий из следующих частей: «Суттапитака», «Винаяпитака» и «Абхидхаммапитака».

Литература Древней Индии после великих поэм

Основой для создания этих текстов послужили свидетельства учеников Будды о его философских взглядах, прижизненных поступках и высказываниях, а также легендах связанных с его земной жизнью и прошлыми перерождениями.

Самой известной и значительной частью «Типитаки» считается «Суттапитака». В ней излагаются основы философии и главные положения буддизма, легенды о земной жизни Будды («Уданы») и истории о его прошлых воплощениях («Джа́таки»). В этой «корзине» содержится также «Дхаммапада» - сборник кратких, лаконичных изречений и афоризмов - приписываемых традицией самому Учителю. Это поистине кладезь мудрости, зафиксированный в слове.

Литература Древней Индии после великих поэм

«Классическая» литература Индии.

Любовь индийцев к объёмным (многосоставным или многочастным) произведениям с дидактической (воспитательной) направленностью, нашла отражение и в «классический» период индийской культуры – правления династии Гуптов. К этому времени относится сложение замечательного сборника народных сказок, преданий, легенд, басен и притч, получившего название «Панчата́нтра» (слово можно перевести как «Пять книг», «Пять поучений» или даже «Пять хитростей»).

Литература Древней Индии после великих поэм

Композиция этой книги построена по принципу «выдвижных ящиков» и напоминает конструкцию матрёшки. Суть его такова: один из героев главной фабулы повествования, называемой «рамкой», «к слову» начинает рассказывать некую историю, напрямую не связанную с происходящим. В свою очередь, персонажи этого «побочного» сюжета, тоже могут стать рассказчиками событий, не относящихся к «своей» части книги. В «Панчатантре» таких «выдвижных ящиков» может быть до пяти в одной «рамке».

Литература Древней Индии после великих поэм

Повествование в этом сборнике прозаическое, но в нём присутствуют обязательные стихотворные вставки – это своего рода «связующие звенья» цепочки рассказов, включённых один в другой. Так, иногда герой истории, попадая в затруднительную ситуацию, произносит стихотворное изречение, подобное афоризму, содержащее смысловой парадокс или логическую загадку. Тогда кто-то из слушателей спрашивает героя: «как это понимать»? И тут начинается новый сюжет, иллюстрирующий (поясняющий) только что сказанное.

Литература Древней Индии после великих поэм

Авторская литература Древней Индии.

Классический период в развитии индийской литературы отмечен ещё и появлением авторских произведений. Выдающимися писателями эпохи были Ашвагхо́ша, автор поэмы «Жизнь Будды», Шу́драка, написавший пьесу «Глиняная повозка», Ама́ру, создатель сборника лирических миниатюр «Сто строф…».

Самым же прославленным писателем и драматургом древней Индии считается Калида́са. К сожалению, никакими достоверными сведениями о фактах биографии и годах его жизни современная наука не располагает. Чаще всего творчество Калидасы относят к 4 – 5 вв. н.э. Сохранились его поэмы и драмы, являющиеся непревзойденными шедеврами индийской словесности. На сегодняшний день шесть произведений не вызывают сомнений в подлинности авторства Калидасы (поэмы «Род Рагху», «Рождение Кумары», «Облако-вестник» и пьесы «Малявика и Агнимитра», «Мужеством обретённая Урваши», «Вновь узнанная Шакунтала»), по поводу авторства поэмы «Времена года» ещё ведутся споры.

Литература Древней Индии после великих поэм

Удивительным образцом лирики считается поэма Калидасы «Облако-вестник», в которой практически не происходит никаких событий или действий. Сюжет этого произведения сводится к следующему: горный дух - якша, разлучённый со своей возлюбленной, тоскует по ней и просит Облако стать посыльным – передать весточку жене. Текст, который должен доставить этот необычный вестник и является, собственно, содержанием поэмы. Но сколько в нем заключено тончайших нюансов переживаний, оттенков эмоций, пылкой страсти, любовного томления, пронзительной тоски и нежности. Неслучайно это произведение до сих пор считается «жемчужиной» индийской лирики.

Литература Древней Индии после великих поэм

Калидаса является и создателем театральной пьесы, прославившей его на весь мир – «Шаку́нтала». Краткое содержание этого произведения таково: юная отшельница Шакунтала и царь Душьянта любят друг друга и тайно женятся, но девушка, навлекает на себя проклятие старого отшельника-мага. Душьянта перестает узнавать свою возлюбленную. Только увидев кольцо, которое он когда-то дарил Шакунтале, и которое было ею потеряно, царь вспоминает всё, что с ним связано и вновь воссоединяется с девушкой, верившей до самого конца в силу любви и победу добра и справедливости.

"Обернувшаяся Шакунтала", Рави Варма
"Обернувшаяся Шакунтала", Рави Варма

И вновь, автор раскрывает перед зрителями (читателями) целый мир переживаний и весь спектр эмоций и чувств - от полного отчаяния до пылкой любви - в которых пребывают герои этой драмы. Популярность этого произведения в Индии такова, что даже появилась поговорка: «Из всех видов поэзии прекраснейший – драма, из всех драм прекраснейшая – «Шакунтала»».

Эти, и более древние литературные памятники Индии, являются удивительным источником знаний о культуре это страны, и мировоззрении народа, живущего в ней. Кроме того, сегодня они стали неотъемлемой частью мирового культурного наследия.

Если тема вам интересна, то о культуре и искусстве Древней и Средневековой Индии в этом блоге есть следующие статьи:

Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Великие памятники литературы Древней Индии.
Литература Древней Индии после великих поэм.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.
Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 1
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2.
Шедевры индо-исламского зодчества.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Белокаменное кружево джайнских храмов Индии.
Сказочная архитектура колониальной Индии. Комплекс Махабат Макбара - манифест эклектики.
О музыке в древней и средневековой Индии.
Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.