Медичи – правители Флоренции

1,3k full reads
3,5k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 37% of the total page views
9 minutes — average reading time

Настоящий взлёт культуры в Италии произошёл в XV столетии. Именно он получил, позже, название Ренессанс. Эта замечательная, в истории человечества, эпоха была «рождена» и «взлелеяна» в «колыбели» Возрождения - Флорентийской Республике, которая, в то время, считалась одним из самых процветающих городов-республик Италии. Её расцвет во многом был обусловлен экономическим подъёмом, наступившим во время правления герцогов - представителей семейства Ме́дичи.

Согласно генеалогической легенде, происхождение фамилии будущих правителей Флоренции, было связано с профессией одного из далёких предков: говорят, что он работал медиком-аптекарем (medico - врач; medicina - медицина) у самого Карла Великого!

Если первые Медичи, и правда, были аптекарями и фармацевтами, то это во многом объясняет такую любовь к ядам и отравлениям, которой прославилось это семейство позже. :)

Кстати, существует предположение, что знаменитый герб Медичи сохранил память о далёком медицинском прошлом его родоначальников - пять красных шаров, украшающих щит - это ничто иное, как лечебные пилюли. Хотя на этот счёт есть и другие, тоже почти мифологические, версии.

Медичи – правители Флоренции

Шестой же шар, синий с золотыми лилиями был добавлен, в 1465 году, по воле французского короля Людовика XI, питавшего благосклонность к этому семейству. (Есть версия, что король был должен немалую сумму банку Медичи, и в качестве компенсации разрешил использовать на гербе символ французской короны).

Кстати сказать, две представительницы рода Медичи - небезызвестные Екатерина и Мария стали французскими королевами, что во многом определило ход истории Франции, да и всей Европы.

Медичи – правители Флоренции

А ещё позднее, вершину герба украсила папская тиара, с перекрещенными ключами апостола Петра. Данный элемент должен был напоминать всем, что из этого флорентийского семейства происходили аж четыре главы католической церкви - Лев X, Климент VII, Пий IV и Лев XI.

Медичи – правители Флоренции

В XIII-XIV веках представители семейства сумели разбогатеть благодаря ростовщичеству, а также приобрести некий политический вес во Флорентийской республике, поддерживая бедняков и представителей третьего сословия.

Мазаччо или Заноби дельи Строцци. Портрет Джованни ди Биччи де Медичи
Мазаччо или Заноби дельи Строцци. Портрет Джованни ди Биччи де Медичи
Мазаччо или Заноби дельи Строцци. Портрет Джованни ди Биччи де Медичи

Некто Джованни ди Бичче Медичи (1360 - 1429) сумел основать банковскую систему. Его сын Козимо (1389 - 1464) с успехом развил и продолжил дело.

Якопо Понтормо. Портрет Козимо Медичи
Якопо Понтормо. Портрет Козимо Медичи
Якопо Понтормо. Портрет Козимо Медичи

Вскоре банковские филиалы флорентийской семьи стали появляться и в других городах Европы, постепенно опутав её финансовой сетью. В результате, под влияние Медичи попали практически все королевские дома Европы, и, разумеется, папский престол, в том числе.

Банкиры. Средневековая миниатюра
Банкиры. Средневековая миниатюра
Банкиры. Средневековая миниатюра

Медичи, будучи успешными финансистами, к XV веку получили почти неограниченную власть во Флоренции и мощный политический вес. При этом они почитались как ценители и знатоки искусства. Начиная с Джованни Бичче представители рода прослыли увлечёнными собирателями древностей и щедрыми мецена́тами (спонсорами) культуры.

Бенедетто ди Микеле Cквилли. Козимо Медичи, осматривающий макет монастыря Бадия Физолана. Гобелен. 1580 г.
Бенедетто ди Микеле Cквилли. Козимо Медичи, осматривающий макет монастыря Бадия Физолана. Гобелен. 1580 г.
Бенедетто ди Микеле Cквилли. Козимо Медичи, осматривающий макет монастыря Бадия Физолана. Гобелен. 1580 г.

При их дворе создавались первые коллекции античных памятников, обширные библиотеки, художественные галереи и музеи. Здесь собиралось изысканное общество, включавшее философов, учёных, поэтов, художников и музыкантов.

Именно при дворе Медичи выкристаллизовывалось новое представление о мире и человеке, рождался новый взгляд на задачи художника, и формировалось новое искусство. Поэтому период Раннего Возрождения ещё называют веком медици́йской (медичийской) культуры.

Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди
Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди
Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди

Особую роль в этом сыграл внук уже упоминавшегося Козимо - Лоренцо Медичи, за свою деятельность прозванный Великолепным (1449 - 1492).

Лоренцо и его младший брат Джулиано (1453 - 1478) были любимцами народа, влиятельными политиками и тонкими ценителями искусства. При их дворе жили и работали выдающиеся деятели ренессансной культуры, которые получали всяческую (в том числе и материальную) поддержку.

Джоржо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного
Джоржо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного
Джоржо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного

Популярность и влиятельность братьев Медичи естественно вызывали недовольство некоторых аристократических флорентийских фамилий.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи.
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи.
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи.

26 апреля 1478 года, в церкви Санта Мария дель Фьоре прямо во время пасхальной службы (!) произошло покушение, вошедшее в историю как "заговор Пацци". Джулиано был убит на месте. Заговорщики нанесли ему 19 ножевых ранений. Лоренцо же удалось скрыться в ризнице и избежать смерти.

Танкреди Скарпелли. Смерть Джулиано Медичи в Дуомо во Флоренции в 1478 году. Заговор Пацци
Танкреди Скарпелли. Смерть Джулиано Медичи в Дуомо во Флоренции в 1478 году. Заговор Пацци
Танкреди Скарпелли. Смерть Джулиано Медичи в Дуомо во Флоренции в 1478 году. Заговор Пацци

Народ, любивший "своих" Медичи не простил семейству Пацци и их сообщникам этого злодеяния. Заговорщики были пойманы и казнены.

Набросок сделанный Леонардо да Винчи. Повешенный Бернардо ди Барончелли.
Набросок сделанный Леонардо да Винчи. Повешенный Бернардо ди Барончелли.
Набросок сделанный Леонардо да Винчи. Повешенный Бернардо ди Барончелли.

Негласно поддерживающий заговорщиков Папа Римский выдвинул к Флоренции свои войска, с тем, чтобы лишить Лоренцо власти, а когда город не сдался, то отлучил весь город от Церкви. Для достижения своей цели понтифик заключил сделку с Неаполитанским королём Фердинандом I, в результате чего армию Ватикана поддержала и армия Неаполя.

После двух лет войны Флоренция стала терять силы, и тогда Лоренцо принял судьбоносное, но отчаянное, решение - он предпринял весьма рискованную для собственной жизни поездку в Неаполь, где встретился с Фердинандом и провёл успешные переговоры о мире.

После своего триумфального возвращения он получил прозвище Великолепный, а любовь к нему народа Флоренции и уважение влиятельных сограждан выросло буквально до небес. Республика вошла в пору политического спокойствия и долгожданного мира.

Дж. Мачиетти. Портрет Лоренцо де Медичи.
Дж. Мачиетти. Портрет Лоренцо де Медичи.
Дж. Мачиетти. Портрет Лоренцо де Медичи.

Популярность Лоренцо, как политика, поддерживалось и его творческой устремлённостью. Флоренцию эпохи Лоренцо можно сопоставить с Афинами времён Перикла. На небывалую высоту вознеслось искусство. Герцог давал неограниченную свободу художникам, поощряя их таланты (довольно близким другом герцога был Сандро Боттиччели). В его дворце собирались мыслители и поэты. Сюда свозились античные скульптуры и редкие художественные произведения. Он заложил основу собрания книг, которые позже станут библиотекой Лаурециано (Медичи). Здесь была открыта первая художественная школа, где Лоренцо заметил талант юного Микела́нджело Буонарро́ти, и, буквально, принял его в свою семью.

Оттавио Ваннини. Микеланджело Буонаротти представляет Лоренцо Великолепному скульптурный бюст фавна своей работы. Фреска. Галлерея Питти. 1635 г.
Оттавио Ваннини. Микеланджело Буонаротти представляет Лоренцо Великолепному скульптурный бюст фавна своей работы. Фреска. Галлерея Питти. 1635 г.
Оттавио Ваннини. Микеланджело Буонаротти представляет Лоренцо Великолепному скульптурный бюст фавна своей работы. Фреска. Галлерея Питти. 1635 г.

Надо сказать, что и сам правитель Флоренции был отмечен художественной одарённостью - свободно владел несколькими языками, прекрасно разбирался в философии и литературе, неплохо рисовал, музицировал на разных инструментах, а также вполне профессионально сочинял стихи.

Антонио Пуччинелли. Флорентийская неоплатоническая академия
Антонио Пуччинелли. Флорентийская неоплатоническая академия
Антонио Пуччинелли. Флорентийская неоплатоническая академия

Ещё в юности он провозгласил своей музой Лукрецию Донати, которую воспевал в поэзии под именем "Дианы", как образец красоты и непорочности, путеводную звезду и немеркнущее солнце.

Сандро Боттичелли. Аллегория силы - предполагаемый портрет Лукреции Донати
Сандро Боттичелли. Аллегория силы - предполагаемый портрет Лукреции Донати
Сандро Боттичелли. Аллегория силы - предполагаемый портрет Лукреции Донати

Двор Лоренцо Великолепного стал примером подражания для правителей других городов Италии, да и Европы в целом. Здесь царила атмосфера творчества, праздничной светскости и духовной свободы.

Джоржо Вазари. Фреска с изображением Лоренцо в палаццо Векьо.
Джоржо Вазари. Фреска с изображением Лоренцо в палаццо Векьо.
Джоржо Вазари. Фреска с изображением Лоренцо в палаццо Векьо.

Чувствуя свой близкий конец, сорокатрёхлетний Лоренцо, приблизил к себе настоятеля доминиканского монастыря Св. Марка - Джироламо Савонаролу.

Фра Бартоломео. Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола
Фра Бартоломео. Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола
Фра Бартоломео. Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола

Говорят, что во время беседы, проповедник обвинил герцога в том, что его правление было греховным. Согласно биографической легенде Лоренцо был раздосадован на монаха, и отвернулся от него, в ответ, Савонарола ушёл, отказав правителю Флоренции в покаянии.

Савонарола призывает к покаянию правителя Флоренции Медичи
Савонарола призывает к покаянию правителя Флоренции Медичи
Савонарола призывает к покаянию правителя Флоренции Медичи

После смерти Лоренцо, которого оплакивала вся Флоренция, неистовый проповедник начнёт свою активную деятельность в городе, став его фактическим правителем почти на 4 года.

Агитируя против "безбожной" власти Медичи, Савонарола инициирует так называемые "костры тщеславия" в которых будут сожжены множество предметов роскоши, но кроме того светские книги (в том числе "Декамерон" Боккаччо), музыкальные инструменты, ноты и картины.

7 февраля 1497 года во Флоренции был устроен самы крупный "Костёр тщеславия"
7 февраля 1497 года во Флоренции был устроен самы крупный "Костёр тщеславия"
7 февраля 1497 года во Флоренции был устроен самы крупный "Костёр тщеславия"

Есть свидетельства, что постаревший Сандро Боттичелли, попав под влияние Савонаролы, собственноручно уничтожил десяток своих собственных полотен, написанных на сюжеты античной мифологии.

Народ, подстёгиваемый проповедями "чёрного монаха", изгнал новых Медичи - сына и племянника Лоренцо из города. Можно сказать, что символически, это было последнее сражение Средневековья и Ренессанса. Тем не менее Медичи вернулись в родной город, а Савонарола был казнён.

Филиппо Дольчати. Казнь Савонаролы на площади Синьории 1498 г. Флоренция
Филиппо Дольчати. Казнь Савонаролы на площади Синьории 1498 г. Флоренция
Филиппо Дольчати. Казнь Савонаролы на площади Синьории 1498 г. Флоренция

Перед смертью Лоренцо Великолепный, как дальновидный политик, сделал всё для укрепления будущей власти Медичи. Так он потратил не мало сил и, конечно, денег, для того, чтобы сын Джованни, в 16 лет, стал кардиналом. Карьера священника ожидала и племянника Лоренцо - Джулио (он был сыном убитого Джулиано, и родился через месяц после трагической смерти отца).

Оба они в своё время станут правителями Ватикана: Джованни будет известен как Папа Римский Лев X, а Джулио войдёт в историю под именем Клемента VII. И оба они будут продолжать семейную традицию, поддерживая искусство и культуру.

Рафаэль Санти. Портрет папы Льва X с кардиналами.
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва X с кардиналами.
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва X с кардиналами.
Себастьяно де Пьомбо. Портрет папы Климента VII
Себастьяно де Пьомбо. Портрет папы Климента VII
Себастьяно де Пьомбо. Портрет папы Климента VII

К сожалению, папство дорого обошлось семейству Медичи, казна была растрачена, банки разорены.

В дальнейшем представители знатного рода будут носить титул правителей Тосканских, фамилия переживёт упадок, а последний из Медичи умрёт, не оставив наследников в 1737 году.

Я же предлагаю вам задержаться в "Золотом веке" Лоренцо Великолепного, и в следующих публикациях поговорить о великих художниках того времени. Не пропустите. :)

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"