Немного японской истории - периодизация культуры

456 full reads
1,4k story viewsUnique page visitors
456 read the story to the endThat's 32% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Собираясь писать цикл статей о культуре и искусстве традиционной Японии, считаю нужным обозначить ключевые исторические этапы её развития.

Итак, территория Японии была заселена ещё в эпоху палеолита и культура, сформировавшаяся на этих островах, развивалась поступательно и непрерывно в течение нескольких тысячелетий, не зная глобальных потрясений, а также периодов упадка и разрушений. Приведу общепринятую периодизацию истории культуры Японии с краткими характеристиками каждого из указанных периодов:

Древняя Япония:

1. Палеолит - 40 – 13 тыс. до н. э. Культура этого периода была открыта не так давно (после второй мировой войны) и пока ещё остается малоизученной;

2. Период Дзёмон (неолит) – 13 тыс. до н.э. – III в. до н.э. Название получил из-за техники изготовления керамических сосудов, появившейся в то время. Отформованную глину перевязывали плетёной соломенной верёвкой (дзёмон). Во время обжига изделия эта верёвка сгорала, оставляя своеобразный орнамент на нём.

Керамические сосуды эпохи Дзёмон.
Керамические сосуды эпохи Дзёмон.
Керамические сосуды эпохи Дзёмон.

3. Период Яёй (энеолит) – III в. до н.э. – III в. н.э. Назван по специфическому типу керамики, обнаруженной в одноимённом районе Токио.

Керамика периода Яёй
Керамика периода Яёй
Керамика периода Яёй

4. Период Кофун (курганный) – III – VI вв. Начало формирования государственности. Самоназвание страны – Ямато. К этому времени относятся многочисленные найденные на территории Японии крупные захоронения курганного типа, с изделиями декоративно-прикладного искусства и своеобразной скульптурой малых форм – ханива.

Усыпальница императора Нинтоку в Сакаи, в префектуре Осака. IV век нашей эры.
Усыпальница императора Нинтоку в Сакаи, в префектуре Осака. IV век нашей эры.
Усыпальница императора Нинтоку в Сакаи, в префектуре Осака. IV век нашей эры.
Скульптурки ханива.
Скульптурки ханива.
Скульптурки ханива.


Средневековая Япония:

Раннее средневековье – VI – XII вв.:

5. Период Асука – 552 – 646 гг. Окончательное становление государственности. Резиденция царей Ямато находится в Центральной Японии – район Асука. Распространение буддизма.

Пагода и Золотой зал Хорю-дзи — образцы буддийского искусства культуры Асука.
Пагода и Золотой зал Хорю-дзи — образцы буддийского искусства культуры Асука.
Пагода и Золотой зал Хорю-дзи — образцы буддийского искусства культуры Асука.

6. Период На́ра – 646 – 794 гг. Назван по наименованию первой столицы Японии в городе Нара. Изменение самоназвания на Нихон – «Страна восходящего солнца». Проникновение и утверждение культуры Китая, как образца для подражания. Появление первых национальных историко-мифологических сводов «Кодзики» и «Нихонги́». Оформление местных традиционных религиозных воззрений в единую систему – синто́.

Дайбуцудэн («Зал Великого Будды»)  - образец архитектуры периода Нараридворн.
Дайбуцудэн («Зал Великого Будды») - образец архитектуры периода Нараридворн.
Дайбуцудэн («Зал Великого Будды») - образец архитектуры периода Нараридворн.

7. Период Хэйа́н – 794 – 1185 гг. Перенос столицы в город Хэйан («Столица мира и спокойствия») – современный Киото. В это время ослабевает власть императора. Прекращаются контакты с Китаем и Кореей на официальном уровне. Появление слоговой японской азбуки (кана). Возникновение блестящей аристократической утончённой культуры и искусства.

Иллюстрация к роману "Повесть о принце Гэндзи" - классике эпохи Хэйан.
Иллюстрация к роману "Повесть о принце Гэндзи" - классике эпохи Хэйан.
Иллюстрация к роману "Повесть о принце Гэндзи" - классике эпохи Хэйан.

Зрелое (классическое) средневековье – XIII – XVI вв.:

8. Период Камаку́ра – 1185 – 1333 (сёгуна́т Минамо́то). Ослабление императорской власти приводит к тому, что управление страной переходит в руки военного правителя, называемого сёгу́ном. Император остаётся у власти как фигура номинальная, его роль сводится к функции главного жреца синто. Первый сёгун – Минамо́то Ёрито́мо – свою ставку устроил в местности Камакура – отсюда название данного исторического периода. Аристократическая культура уступает место диктату военного сословия – самураев, с их культом мужества, долга, чести, отваги и отсутствия страха перед лицом смерти. В среде самураев распространяется буддизм в виде направления – дзен (китайское – чань), которое оказывает значительное влияние на формирование всей японской культуры и искусства в эту и все последующие эпохи.

Первый сёгун – Минамо́то Ёрито́мо.
Первый сёгун – Минамо́то Ёрито́мо.
Первый сёгун – Минамо́то Ёрито́мо.

9. Период Мурома́ти – 1392 – 1568 гг. (сёгунат Асика́га). Название получил по наименованию ставки сёгунов из рода Асикага близ современного Кио́то. Характеризуется постоянными феодальными войнами и бурным ростом городов. В это время происходят первые контакты с европейцами, не оставившими, однако, заметного следа в развитии японской культуры.

Самураи эпохи Муромати
Самураи эпохи Муромати
Самураи эпохи Муромати

Позднее средневековье – XVII – XIX вв.

10. Период Эдо – 1603 – 1867 гг. (сёгунат Токуга́ва). Перенос ставки сёгунов из рода Токугава в Э́до – современный Токио. Сёгун Токугава Иэсу положил конец междоусобным войнам и объединил все территории Японии под своим правлением. Его политика была направлена на ограничение всех чужеродных влияний на культуру страны, что выразилось в изгнании из Японии европейцев, запрете исповедания христианства и закрытием границ государства для всех иностранцев. Такая добровольная изоляция страны послужила толчком к развитию самобытного типа культуры, выражающегося в формировании особенного «японского» менталитета и отражающегося в сложившихся к этому времени специфических видах и формах искусства.

Фотография японцев конца XIX века.
Фотография японцев конца XIX века.
Фотография японцев конца XIX века.
Фотография японцев конца XIX века.
Фотография японцев конца XIX века.
Фотография японцев конца XIX века.

11. В 1868 году к власти приходит император Муцухито Мэйдзи, который начал проводить решительные реформы, изменившие традиционный уклад во всех сферах жизни японцев и Японии. Период его правления - 1868 - 1912 гг. получил название Мэйдзи. В результате политики этого императора страна вышла из феодально-средневекового застоя, открылась для контактов с остальным миром, и постепенно стала занимать одно из ведущих положений в мировой экономике и политике.

Император Муцухито Мэйдзи
Император Муцухито Мэйдзи
Император Муцухито Мэйдзи

Несмотря на достаточно длинную историю развития культуры Японии, самые важные её достижения приходятся на период средневековья, поэтому в своих статьях я буду рассматривать искусство и культуру именно этого периода.

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Традиционный японский дом
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.