Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

195 full reads
462 story viewsUnique page visitors
195 read the story to the endThat's 42% of the total page views
4 minutes — average reading time

В истории человеческой культуры не бывает резкой и бескомпромиссной смены эпох. Поэтому, когда мы говорим о том, что эпоха Возрождения стала величайшим прорывом после средневековья, и что мировоззрение человека Ренессанса резко отличалось от мировоззрения средневекового человека, нужно помнить, что на самом деле чёткой границы между этими двумя историко-культурными периодами нет.

Изменение сознания – процесс достаточно медленный и постепенный и, как правило, существуют личности, в деятельности которых этот переход не просто становится заметным, а осуществляется ими. Такими представителями «переходного периода» явились два великих итальянца, родом из Флоренции - художник Джо́́тто и поэт Да́́нте (о нём речь пойдёт в следующей статье). Именно о них можно сказать, что они стали последними представителями средневековья и первыми деятелями Возрождения, их жизнь и творчество «открывает» период, названный проторенессанс.

Джо́тто ди Бондо́не (1266–1337) – величайший художник проторенессанса, чьё имя стоит в самом начале длинного списка художников Италии, эпохи Возрождения. Можно сказать, что именно с него и начинается расцвет итальянской, а в широком смысле, европейской живописи, как вида искусства.

Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.
Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.

До нашего времени сохранилось не так уж много биографических сведений о нём и его работ. Хотя, судя по всему, он был достаточно плодовитым и востребованным художником, а также архитектором.

Знаменитый флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре украшен колокольней (кампанилой), спроектированной нашим героем.
Кампанила Джотто во Флоренции
Кампанила Джотто во Флоренции

О его живописном творчестве можно судить по немногим станковым работам, таким как алтарные композиции.

Джотто ди Бондоне. Полиптих. 1330—1335 гг. Пинакотека, Болонья.
Джотто ди Бондоне. Полиптих. 1330—1335 гг. Пинакотека, Болонья.

Однако, большую славу ему принесла монументальная живопись. Джотто работал в основном в технике фрески, то есть писал картины на стенах зданий, нанося краски на слой влажной штукатурки. Благодаря этой технологии, краски, можно сказать, проникали в структуру стены, что делало такую живопись весьма долговечной.

Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо
Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо

Самый известный цикл настенных росписей был сделан мастером в 1303-1305 гг. в итальянском городе Па́дуя, в капелле, называемой дель Аре́на (поблизости от неё располагались руины античного театра), в качестве заказа богатого купца по фамилии Скрове́ньи.

Фрески Джотто в Капелле дель Арена
Фрески Джотто в Капелле дель Арена

Сюжеты, к которым обращался Джотто в своём творчестве, оставались целиком в русле средневековом - все они посвящались религиозной тематике и призваны были служить своеобразной «Библией для неграмотных». Однако, то, как он это воплощал, отступая от установленных канонов, позволяет называть его «первооткрывателем» живописи Нового времени.

Джотто ди Бондоне. Бегство в Египет. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена
Джотто ди Бондоне. Бегство в Египет. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена

Все исследователи искусства сходятся во мнении, что именно Джотто является реформатором средневекового искусства. Он первым начал писать святых на своих картинах, так, как если бы они были реальными людьми, жившими в реальном, физическом, материальном мире.

С помощью выразительной светотеневой моделировки, он достигал эффекта почти «живого» объёма, изображая тела своих персонажей, укрытых складками вполне «материальных» одежд. На его картинах святые не выглядят бестелесными, как на византийских иконах, они обладают весом и плотью, порой они даже кажутся чрезмерно тяжеловесными, монументальными.

Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена
Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена

Джотто стремиться к реализму не только в написании фигур, но и в передаче достоверных «человеческих» эмоций: его герои страдают, переживают, ликуют от радости, погружаются в задумчивость и т.д.

Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена
Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена

Практически во всех работах мастера узнаваем один и тот же типаж – достаточно широкое лицо с тяжёлым подбородком и удлинённым разрезом глаз.

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена
Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена

Новым, по сравнению с устоявшейся в средних веках традицией, было и написание среды, окружающей персонажи. Она более не представляла собой идеализированный образ го́рнего мира (царство небесное), где каждый объект рассматривался не сам по себе, а как определенный символ, выражающий христианское мировоззрение.

Искусствовед В. Лазарев писал: «Джотто создал для объёмных фигур реальное пространственное окружение, в пределах которого человек получил возможность свободно двигаться и крепко стоять на ногах». На фресках Джотто мир впервые предстаёт, перед зрителем, подобным тому, в котором живёт он сам – узнаваемым, осязаемым, земным и главное – трёхмерным.

Джотто ди Бондоне. Введение во храм. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена
Джотто ди Бондоне. Введение во храм. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена

Такого эффекта великий живописец добивался, используя геометрическую перспективу в изображении зданий и предметов, опираясь при этом только на собственную интуицию, так как в то время она ещё не была «открыта» и научно обоснована.

Джотто ди Бондоне. Благословение Анны. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена
Джотто ди Бондоне. Благословение Анны. Фрагмент фрески Капеллы дель Арена

Эти новшества не оставили равнодушными современников мастера и Джотто ди Бондоне, уже при жизни, удостоился великих почестей и славы, которая не померкла по сей день.

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк этой публикации и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения вы можете узнать из следующих публикаций:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?