Рай Данте - обитель Света и Любви

730 full reads
2,1k story viewsUnique page visitors
730 read the story to the endThat's 34% of the total page views
6,5 minutes — average reading time
Кристобаль Рохас. Данте и Беатриче на берегах Леты.
Кристобаль Рохас. Данте и Беатриче на берегах Леты.

Итак, очистившийся от всех прегрешений, избавившийся от терзавших ранее сомнений, окрылённый Любовью, Данте готов к познанию высшего из миров - Небесного Рая. И мы, продолжим путешествие вместе с ним. :)

В предыдущих статьях читайте: Как устроен дантовский Ад? и Чистилище Данте - путь спасения

Должна предупредить, что это самая сложная, почти "неподъёмная" часть "Божественной комедии". Обитатели этого места - слишком безупречны, даже можно сказать "бесчеловечны", их мысли и чувства предельно далеки от нашего обыденного сознания (даже внешность обитателей Рая скрыта за сиянием их душ), поэтому и рассуждения Данте здесь становятся умозрительными и глубоко теологически-философскими.

Я не стану углубляться в философию, а постараюсь лишь кратко рассказать об устройстве этого места.

Сандро Боттичелли. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте.
Сандро Боттичелли. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте.

Дантовский Небесный Рай - это 9 светоносных сфер.

Чувствуете символическую разницу формы? Ад представляется Данте в виде воронки - засасывающей пропасти. Чистилище - гора - путь преодоления греха и восхождения духа. То есть, это фигуры конечные - одна с направлением вниз, к смерти, другая - вверх - к вечной жизни. Рай - круги, как мы с Вами знаем, круг - фигура совершенная и самодостаточная, не имеющая начала и конца, то есть - символ бесконечности, а значит, божественности.

Эти сферы расходятся от центра - Эмпирея, или же, наоборот сходятся к нему по мере нарастания святости, благости, а главное Божественной Любви у их обитателей.

Рай Данте - обитель Света и Любви

Именно Любовь является, по мнению Данте, первоосновой всего, двигателем всех поступков, началом и смыслом существования мира и человека. Именно поэтому проводником по Раю для поэта оказывается его бессмертная возлюбленная - Беатриче.

Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте
Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте

Нужно сказать, что образ этой дамы претерпел значительные изменения в творчестве, а значит, и в сознании автора "Комедии". Если в ранних его произведениях - Беатриче являет собой некий, практически безликий шаблон идеальной куртуазной дамы сердца, прочно вошедший в литературу в творчестве трубадуров, труверов и миннезингеров (Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам ), то в "Божественной комедии" она перестаёт быть лишь немым предметом поклонения поэта, и предметом его мечтаний.

Беатриче становится символом Божественного разума, носителем знания о наивысших материях и идеях, именно она наставляет и направляет, "заблудившегося в тёмном лесу" своих деяний и мыслей, Данте в загробном путешествии, именно она Любовью спасает и окрыляет его, именно она возносит поэта к Небесным сферам, и помогает постичь истинное блаженство - Любовь Творца ко всему сущему.

Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте
Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте

Как и поэт в своём путешествии по Раю, мы с вами начнём путь издалека и, вместе с ним, будем приближаться к центру мироздания.

Первое Небо - Луна. Здесь находятся праведники, которые нарушили данные ими когда-то обеты, но не по собственной воле, а по принуждению, или введённые в заблуждение. Например, монахини, насильно выкраденные из своей обители, и выданные замуж.

Второе Небо - Меркурий. Место для правителей-реформаторов или завоевателей. Они, хоть и были честолюбивы, но их деяния были направлены не на достижение личной славы, а на благо своего народа.

Третье Небо - Венера. В глубине светящейся планеты, совершают кружения души любящих.

Четвертое Небо - Солнце. Два хоровода (рационалистический и мистический) составляют души великих мудрецов. Здесь Данте удаётся вступить в глубокомысленную беседу с древним царём Соломоном. После пополнения своего духовного опыта Алигьери приобретает новый уровень мудрости. Теперь он может вознестись Выше, туда, где рациональный ум оказался бы беспомощным, без мистического знания и прозрения.

Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте
Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте

Пятое Небо - Марс. «В недрах Марса, звездами увит, из двух лучей, слагался знак священный» - крест, образованный душами мучеников и воителей за веру (в том, числе крестоносцы).

Шестое Небо - Юпитер. Место душ справедливых правителей. Данте наблюдает, как из сонма движущихся душ складываются латинские буквы и цифры (разумеется, все они имеют символическое значение), а затем из них образуется фигура орла (символ справедливой власти), и этот орёл заговаривает с нашим героем, объясняя суть Божественной справедливости и благости.

Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте
Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте

Седьмое Небо - Сатурн. Здесь находятся "созерцатели" Бога. В основном это монахи и богословы. Данте видит лестницу, соединяющую Небо и Землю. Именно эта лестница предстала пред Иаковом в его чудесном сне. Данте наблюдает множество огоньков, движущихся по этой лестнице - это души созерцателей. Земля отсюда кажется бесконечно малой и далёкой точкой. Данте ощущает, что здесь уже ему не могут помочь человеческие органы чувств, и разум бессилен, только внутренне прозрение может помочь теперь в познании ещё более высоких сфер бытия.

Сандро Боттичелли. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте
Сандро Боттичелли. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте

Восьмое Небо — Звездное. Место пребывания "торжествующих" - самых великих праведников. Это те, кто за время своей земной жизни, отвергая материальные блага, смог накопить множество духовных сокровищ. Теперь, в виде звёзд, их души наслаждаются в бесконечном кружении хороводов. Среди торжествующих Данте видит Апостолов и праотцов. Ярче всех выделяется душа Адама, который рассказывает Данте о начале истории человечества.

По просьбе Беатриче, апостол Пётр объясняет Алигьери, что такое есть истинная Вера, а апостол Иоанн, говорит о настоящей Надежде и Любви. Апостол Павел заключает, что Любовь, важнее Надежды и Веры, ибо, когда наступит Страшный Суд, то последние будут уже не нужны, останется лишь Любовь.

Апостолы устраивают поэту своеобразный экзамен, с которым Данте успешно справляется. Ему открывается путь дальше, к самым Высотам Рая.

Девятое Небо — Кристальное (или Перводвигатель). Данте видит ослепительную точку, которая окружена тремя кольцами ангельских чинов (разновидностей ангельских сущностей, согласно учению о Небесной Иерархии). Беатриче поясняет своему подопечному, что именно вращение ангелов является источником движения и Небесных сфер, и вообще всякого движения.

Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте
Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте

Далее Данте предстоит взмыть ещё выше, дабы познать-узреть высшее из небес - Эмпирей - место пребывание самого Господа.

Здесь вечная возлюбленная Данте покидает его, передав функцию гида святому Бернарду Клервоскому - средневековому мистику и богослову XII века, поскольку объяснить суть Троицы она, увы, не способна.

Эмпирей - центр Рая, Данте называет его ещё Райской Розой. Вокруг ослепительно сияющего круга, расположены ступени, подобные местам в амфитеатре. На них восседают самые праведные и самые блаженные души. Место Беатриче, кстати, тоже на ступенях Божественной Розы. Среди многих, поэт узнаёт Деву Марию, которая одаривает всех своей улыбкой.

Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте
Густав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте

Святой Бернард обращается к Богородице с просьбой дать возможность путешественнику узреть Господа. Сам Данте не может этого сделать, потому что свет слепит его. С благословения Марии, Данте смотрит на Свет Неизреченного и прозревает круг Единого Бога в трёх лицах - Христос есть отражение Бога-Отца, Святой Дух -пламя. В видении поэта Райская Роза распускается, и поэт испытывает глубочайшее потрясение, озарение и экстаз.

Здесь изнемог высокий духа взлет;
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
ЛЮБОВЬ, ЧТО ДВИЖЕТ СОЛНЦЕ И СВЕТИЛА.

Поэта покидают силы и чувства. Когда он приходит в себя, то видение потустороннего мира его оказывается законченным. Но пройдя весь этот путь Данте становится словно другим человеком, знающим в чём смысл жизни, и как жить дальше.

Рай Данте - обитель Света и Любви

Сам Данте говорил: «Моя задача вывести человека из состояния несчастья и привести его к состоянию счастья». В этом, отчасти, смысл создания "Божественной комедии".

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?