Скифы и саки. Кто они?

696 full reads
1,5k story viewsUnique page visitors
696 read the story to the endThat's 44% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Древний скиф. Реконструкция.
Древний скиф. Реконструкция.

В то время, когда первые земледельческие цивилизации уже достигли вершин своего развития, на обширнейших территориях Великой Степи зародилась особая форма цивилизации, связанная с другим (в отличие от земледелия) способом хозяйствования – цивилизация кочевых племенных объединений. Эти племена были многочисленными, их знали и с ними считались во всём современном им древнем мире.

"Евразийская степь (Великая степь) — обширный степной регион, расположенный по центру материка Евразия. Простирается от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана. Великая степь издревле была заселена кочевыми народами и способствовала взаимодействию этих народов с европейскими культурами" - цитата из статьи Википедии.
Карта расселения скифских племен
Карта расселения скифских племен

Ученые пока не могут прийти к единству в вопросе названия этих степных народов. Это связано с тем, что сами кочевники не оставили нам письменных свидетельств, а их оседлые соседи – в основном, древние греки и персы, называли жителей степи по-разному. Так, Страбон в своей «Географии» пишет: «Большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называют даями. Племена, живущие восточнее последних, носят название массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого племени есть своё имя». «Отец истории» - Геродот сообщает: «персы всех скифов называют саками». В других источниках встречаются следующие наименования скифо-сакских племён:

1. хаомаварга, «варящие хаому» (хаома - дурманящий напиток), населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии);

2. тигроха́уды, «носящие остроконечные шапки», обитавшие, возможно, в Семиречье (Казахстан);

3. массаге́ты, жившие в Приаралье (иногда их отождествляют с саками-тигрохауда);

4. апасиа́ки, которых Страбон называл «водные саки» и «массагеты болот» - вероятно, они же саки-массагеты;

5. арима́спы, их ареал расселения располагался, возможно, в Восточном Казахстане;

6. «стерегущие золото грифов», область их проживания, предположительно, была там, где находились золотые рудники – на Алтае и в Восточном Казахстане;

7. парадара́йя, «которые за морем» (в Прикаспии и Причерноморье), в дальнейшем их стали называть "Царские скифы";

8. сугуда́м, за «Согдианой», проживавшие в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи, Амударьи и на нынешней территории Таджикистана.

Упоминаются и другие названия этих народов.

Таким образом, греки всех степных кочевников называют скифами, персы – саками, у китайцев бытует название "сэ", степняки же пользуются разными самоназваниями для обозначения каждого из племен.

Исходя из этого, современные ученые пришли к выводу, что саки и скифы были частями одной скифо-сакской этнокультурной общности, которая сформировалась приблизительно к 9 – 8 вв. до н.э. на обширных степных пространствах от Хуанхэ до Дуная, и просуществовала до 3 в. до н.э. Затем она уступила место новым племенам кочевников: усу́ням, гуннам, канглы́, сарма́там (савроматам) и пр.

Кочевой образ жизни и связанный с ним тип ведения хозяйства заметно повлияли на мировоззрение, быт, культуру и искусство жителей степи. Так постоянные перекочёвки сформировали очень тесные родственно-племенные связи и особую сплоченность, организованность, мобильность этих этнических групп.

Ранние кочевники. Скифы (саки). Иллюстрация из интернета.
Ранние кочевники. Скифы (саки). Иллюстрация из интернета.

Номадизм обусловил развитие двух главных видов деятельности этих народов.

Во-первых – скотоводство. Скорее всего, именно кочевники приручили лошадей и научились выводить их разные породы. Конь у них пользовался особым уважением и любовью.

Во-вторых - военное дело, когда в случае угрозы нападения или другой опасности, каждый, кто мог уверенно держаться в седле, становился воином.

Ранние кочевники. Скифы (саки). Иллюстрация из интернета.
Ранние кочевники. Скифы (саки). Иллюстрация из интернета.

Это повлияло на формирование особенностей семейных отношений у кочевников. В таких условиях роль женщины не сводилась лишь к обеспечению домашнего уюта, как во многих земледельческих государствах.

Женщины номадов пользовались всеми гражданскими правами, а иногда занимали верховные посты в кочевом обществе (вспомним о царице Томирис, победительнице персидского царя Кира Великого или о царице Зарине – успешно воевавшей с мидийским царством). Известно, что во время сражений женщины наравне с мужчинами принимали участие в боевых действиях. Привычка к седлу и свободное владение оружием, делали их воинами, ничем не уступающими своим мужьям и братьям.

Из-за кочевого образа жизни в Степи не получили широкого распространения характерные для земледельческих обществ виды искусств, такие как архитектура, скульптура, живопись, литература. Зато, древние мастера степи достигли непревзойденных результатов в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства.

Находка из скифского захоронения.
Находка из скифского захоронения.

Высочайшего уровня развития в этот период получили ремёсла, связанные с добычей и обработкой металла. Известно, что кочевники создавали изделия различного назначения из железа, меди, олова, свинца, золота, серебра. Кроме того, они научились делать сплавы из меди и олова, для получения бронзы.

Ранние кочевники, населявшие степь, имели общие верования и достаточно развитую мифологическую картину мира, нашедшую отражение в художественном творчестве, орнаментах и изделиях ДПИ. Считается, что в их среде были распространены анимизм, фетишизм, тотемизм (см. статью о первобытных верованиях). По-видимому, в это же время на территории Великой Степи зарождается «местное» верование – тенгриа́нство, которое позже станет общей религией тюркских кочевых племён.

Великая Степь в период ранних кочевников стала тем «котлом», в котором «переплавлялись» разные этносы и культуры. Рождаясь и исчезая на этой земле, они создали особый тип ведения хозяйства – номадизм. Некоторые из этих народов внесли значительный вклад в мировую историю, другие исчезли бесследно, но так или иначе, в этом смешении зарождался неповторимый колорит, самобытная культура и искусство.

О памятниках скифской культуры и искусства, об удивительных находках и кладах, знаменитом "зверином стиле" в скифском искусстве я расскажу в следующих публикациях. Читайте, ставьте лайки и подписывайтесь. )))

О культуре ранних кочевников читайте в этих статьях:
Скифы и саки. Кто они?
Золото скифских курганов
Тенгрианство - религия степи

Кстати, если вы интересуетесь историей культуры и искусства, то у меня уже вышли циклы публикаций по следующим темам:

Первобытная культура
Культура Месопотамии
Культура Древнего Египта
Скифо-сакская культура
Культура Древней Греции
Культура Древнего Рима
Культура древней и средневековой Индии
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Византия - государство, которого не было. Немного истории.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Древняя Русь. Вопросы о происхождении и периодизация культуры.

Здесь ссылки на вводные статьи по каждой из тем.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.