Традиционный японский театр Но

230 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
230 read the story to the endThat's 21% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Важная роль отводилась музыке в традиционных видах японского театра, который возник в эпоху раннего средневековья и является интереснейшим проявлением национальной японской культуры. Театральные преставления в Японии – это синтез музыки, текста, актёрского мастерства и танца.

Традиционный японский театр Но

Традиция японского сценического искусства насчитывает пять основных театральных жанров: но, кёгэн, бунраку, дзёрури и кабуки. Все они существуют по настоящий день. Несмотря на значительные различия, их объединяют общие эстетические принципы, лежащие в основе традиционного японского искусства. В этой статье я остановлюсь на одном из классических видов японского театра – Но (иногда произносят Ноо). Это понятие переводится как «мастерство, умение, талант».

Рождение театра Но (ногаку) происходит в Японии примерно в XIII веке. А XIV веке он обрёл свой классический вид .

Кстати, широкому распространению этого вида театрального действа во много способствовал тот самый сёгун Асикага Ёсимицу, который построил Золотой павильон - Кинкакудзи в Киото.
Он покровительствовал драматургу Канъами Киёцугу (1333-1384) и его сыну Дэзами Мотокиё, которым приписывают создание этого театра в классическом виде. Роль последнего особенного велика - он создал первое учение в Японии о сценическом искусстве, что зафиксировал в трактатах.

Считается, что театр Но возник из более древних представлений религиозного характера, посвященных богине Солнца, проводимых когда-то под священной сосной синтоистского храма в городе Нара. Связь театра Но с этими ритуальными мистериями прослеживается в традиционных декорациях, на которых изображается сосна (символ вечности и неизменности).

Традиционный японский театр Но

Кроме этой декорации на сценической площадке ничего нет. Пол её отполирован до зеркального блеска, что вынуждает актёров, выступающих в белых носках, весьма своеобразно двигаться – скользящим, плавным шагом. Под помостом установлены пустые кувшины, которые, выполняя роль своеобразных резонаторов, многократно усиливают звучание каждого слова и движения, совершающихся на сцене.

Традиционный японский театр Но

Очень важна в таком театре музыка. Музыканты присутствуют на сцене вместе с актёрами. Сопровождаются спектакли Но игрой флейт и барабанов, которые задают своеобразный ритм сценическому действию. Стиль исполняемой музыки - гагаку. Текст не произносится актёрами, а пропевается. Кроме основных главных действующих лиц, обязательным участником спектакля является хор, что несколько напоминает древнегреческий театр.

Традиционный японский театр Но

Все роли исполняют только мужчины. (Интересно, что зрителей Но нисколько не смущает, что у героини спектакля низкий мужской голос).

Участниками действия обычно являются четыре актёра, составляющие смысловые пары на сцене: главный герой – ситэ, его спутник (может быть по роли мужчиной или женщиной) – цурэ, а также «слушатель» рассказа ситэ – ваки («боковой») и его спутник – ваки-дзурэ.

В состав актёров в некоторых спектаклях вводится ребёнок, который играет роль императора. Эта традиция появилась в Японии в XIV веке, в связи с запретом изображать на сцене особ царского дома.

Традиционный японский театр Но

Что касается содержания пьес, то они всегда основывались на древних легендах, известных романах и других сюжетах, уже существовавших, и известных заранее зрителю. Это обусловило специфику развития действия в театральных постановках Но. Вся история на сцене не показывалась, разыгрывалась лишь та её часть, которая была ключевой в жизни главного героя.

Обычно, это происходило в два этапа. Сначала некий странник (очень часто буддйский монах) встречает главного героя (обычно это легендарная личность) и задаёт ему некие наводящие вопросы, о том, кто он, какова его история. А вот во второй части перед нами появляется иной вариант сущности главного героя (призрак, божество, дух, демон и т.п.) и рассказывает, что же с ним некогда произошло.

Традиционный японский театр Но

Пьеса имеет пять сюжетных линий, которые называются даны - каждый из них сопровождается специальной мелодией. Здесь действует принцип, некогда зафиксированный в трактате Дэзами Мотокиё, ставший классическим не только для этого вида театра, но и для любого сценического действа в Японии. Этот принцип развития действия называется дзё-ха-кю (дзё "завязка" — медленное вступление, ха "взрыв", "перелом" — нарастание темпа и драматизация происходящего на сцене, кю "стремительность" — быстрая развязка).

Википедия предоставила наглядную таблицу соотношения этапов действия и их содержания. Приведу её здесь.

Традиционный японский театр Но

Все элементы сценического действия в театре Но – реквизит, костюмы, маски, жесты, движения и интонации строго регламентированы, поскольку эти представления изначально были связаны с ритуальными действиями.

Движения, которые применяются актерами во время спектакля, носят название ката, всего их 250, и они включают технику походки, хореографии, поз и т.д.

Традиционный японский театр Но

Хочется отметить, что всё происходящее на сцене театра Но - скользящая походка, нарочито медленные фиксированные движения, музыка в стиле гагаку (довольно однообразная, с точки зрения европейца), отсутствие декораций - всё это создаёт ощущение своеобразной отвлечённости, отстранённости, для того чтобы зритель фокусировал своё внимание не на внешних атрибутах, а на сущности явлений, их потаённом смысле, философско-созерцательном аспекте.

То есть эстетика театра Но является концентрированным выражением категории "югэн", что обычно переводят, как "ускользающая, скрытая красота". Однако у этого термина есть иная интерпретация, больше подходящая в этом случае - "тайный", "мистический". Это понятие несёт в себе ощущение невыразимой таинственности, глубокой сокровенности, сокрытости смыслов, которые зритель театра Но должен если не понять, то ощутить на глубинном уровне.

Такому впечатлению, в немалой степени способствует и то, что актёры театра Но выступают в масках, которые условно можно разделить на четыре большие группы: старцы, воины, демоны и женщины (они, в свою очередь, подразделяются на многочисленные подгруппы).

Традиционный японский театр Но

Важным навыком актёра является умение так использовать эффекты освещения на сценической площадке (игру света и тени), чтобы при определённых поворотах и наклонах головы изменялось выражение «лица» маски (гнев, грусть, радость, удивление, хитрость и т.д.). По этому умению артиста, зрители судят о его мастерстве, которое заключается в достижении югэн – «красоты сокровенного».

Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение.
Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение.
Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение.

Практически все элементы театральных постановок Но имеют символическое значение. Так, особую роль играют цвета костюмов актёров и париков, в которых они выступают. Красный и белые цвета - принадлежность смелых героев и божеств, спокойные коричневые и голубые предназначены хорошим людям незнатного происхождения, женские образы наделяются чёрными париками, благородные старцы носят белые парики, демонов отличают красные ниспадающие до пола волосы и т.д.

Традиционный японский театр Но

Определённую символическую нагрузку несут жесты и передвижения по сцене. При отсутствии декораций перемещение актёра с одной точки сценического пространства на другую может обозначать изменение места действия.

Также важен, во время спектакля, и реквизит, которым располагают артисты. Особая роль здесь принадлежит вееру. Он может, в зависимости от сюжета и момента спектакля, «исполнять роль» кнута, подгоняющего «виртуальную» лошадь, кисти в руках пишущего письмо героя, меча, необходимого в битве самураю, кувшина, наполненного вином и многое другое.

Традиционный японский театр Но

Прикосновение раскрытого веера к своему плечу актёром, который в это время обратил лицо вправо вверх, искушённому зрителю говорит о том, что сейчас – лунная ночь. Если рука артиста с веером медленно подносится к опущенному лицу, то это значит, что персонаж пьесы роняет слёзы.

Поскольку театр Но считается классикой и очень жёстко регламентирован, в нём строго соблюдаются традиции, которые распространяются и на выбор пьес. Классический репертуар состоит из официально признанных (разрешённых) 258 пьес, большинство из которых были созданы в XIV-XVI веках. Это известные легенды, религиозные (в основном буддийские) притчи и инсценировки средневековых самурайских повестей – гунки, среди которых наибольшей популярностью пользуется история соперничества родов Тайра и Минамото.

Театр Но - это удивительной мир, где нет ничего лишнего, где каждое движение и деталь несут в себе глубокий смысл, где сочетание всех элементов, подобно гипнозу, завораживает зрителя, а каждый жест, звук и даже шорох исполняет, как и актёр на сцене, свою значимую роль.

Традиционный японский театр Но

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.