Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2

154 full reads
383 story viewsUnique page visitors
154 read the story to the endThat's 40% of the total page views
6 minutes — average reading time

Средневековье для Индии оказалось временем грандиозного культового строительства, посвящённого традиционным индуистским богам. В прошлой статье я рассказывала об уникальных памятниках этой культуры - пещерных и скальных храмах, вырубаемых из каменной породы, подобно скульптуре. Однако такой метод строительства не был единственным у индийских мастеров. В этой статье речь пойдёт о, так называемых, структурных или выстроенных культовых сооружениях.

Храм Вирупакши в городе Хампи. Один из старейших в Индии.
Храм Вирупакши в городе Хампи. Один из старейших в Индии.

Индуи́стский храм или манди́р, для приверженцев этой религии, является моделью мироздания, своеобразной осью вселенной или священной вершиной, связывающей земной мир, с обиталищем божеств. Поэтому, при всём разнообразии форм и внешних различиях, в таких храмах нет ничего случайного - их конструкция и декоративное оформление следует чётким правилам, созданным ещё в древности. Они были зафиксированы в канонах Агам (Шилпа-Шастр) и трактате Васту-шастра. Считается, что принципы архитектуры некогда сформулировал легендарный Вишвакарману - божественный ремесленник.

Легендарный Вишвакарману - божественный ремесленник.
Легендарный Вишвакарману - божественный ремесленник.

Однако архитекторы и оформители, основываясь на классических правилах, всегда имели возможность свободно реализовывать свой дар, своё вдохновение. Отсюда такое разнообразие форм храмовой архитектуры Индии.

Храмовый комплекс Бхубанешвара.
Храмовый комплекс Бхубанешвара.

Однако в каждом храме есть основные архитектурные элементы, которые можно распознать, как говорится "на глаз".

Естественно, что любое культовое сооружение - это своеобразный дом для божества. Поэтому непременно в здесь будет главная сакральная часть-святилище - обычно кубической формы - гарбхагриха («чрево храма»). Внутри располагается алтарь с изображением (статуей или символом) - мурти главного божества.

Мурти Вишну храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака).
Мурти Вишну храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака).

Кстати, такой необычный атрибут некоторых индуистских храмов (особенно шиваистских), как лингам - тоже является мурти - своеобразным изображением божества.

Лингам-мурти пещерного храма Элефанта (о. Элефанта, Махараштра)
Лингам-мурти пещерного храма Элефанта (о. Элефанта, Махараштра)

Святилище легко узнать снаружи, потому как над ним обычно возводится высокая башня. Обычно её называют шикхарой, однако в названиях есть местные различия - на юге Индии такая деталь конструкции зовётся виманой, а шикхарой называют её навершие.

Шикхара храма в Кхаджурахо.
Шикхара храма в Кхаджурахо.

Молящиеся, обычно, совершают ритуалы в более низких колонных залах - мандапах. Их в храме может быть несколько для разных предназначений.

Мандапа. Храм Солнца (Сурьи), Модхера, Гуджарат, Индия
Мандапа. Храм Солнца (Сурьи), Модхера, Гуджарат, Индия

Вход в мандапу лежит через прихожую-ардхамандапа и портик.

 Храм Борамдео.
Храм Борамдео.

Обычно в храмовый комплекс включается и бассейн для омовений - кунда. (Если я что-то напутала, поправьте меня, пожалуйста. :))

Бассейн с мандапами храма Кришны (Хампи, Карнатака)
Бассейн с мандапами храма Кришны (Хампи, Карнатака)

Вот как это может выглядеть на упрощённой схеме. (На самом деле всё гораздо сложнее) :)

 (по книге Бэшем Артур Ллевеллина: "Цивилизация Древней Индии" )
(по книге Бэшем Артур Ллевеллина: "Цивилизация Древней Индии" )

Самые значительные различия в индуистском храмовом зодчестве связывают с географией, и, соответственно, со сложившимися местными школами-традициями. Так принято выделять североиндийский стиль «Нагара» и южноиндийский - дравидийский.

Северный стиль хорошо представляют великолепные храмы Ориссы, такие как храм Солнца в городе Конарк, храм Джаганнатха в Пури и храм Лингараджа в городе Бхубанешвар. Большинство из этих древних храмов были построены в 8-13 вв. нашей эры.

Бхубанешвар - столицу Ориссы, когда-то называли городом 7000 храмов. Здешние постройки относятся к VII – XIII векам.

Бхубанешвар. Храмы.
Бхубанешвар. Храмы.

Самый крупный из немногих сохранившихся до наших дней храмов - Лингараджа (XI в.). Он, как и многие другие святилища посвящён богу Шиве.

Бхубанешвар. Самое высокое сооружение на снимке - храм Лингараджа.
Бхубанешвар. Самое высокое сооружение на снимке - храм Лингараджа.
Бхубанешвар. Храм Лингараджа.
Бхубанешвар. Храм Лингараджа.

Поражает своими размерами храмовый комплекс в Пури.

Храмовый комплекс в Пури.
Храмовый комплекс в Пури.

Главная святыня этого ансамбля - храм Джаганнатхи. Древняя легенда гласит, что построен он был на месте, где закончил земные игры сам Кришна. До сих пор паломники съезжаются сюда раз в году, чтобы провести в этом священном для них месте три дня и три ночи.

Храмовый комплекс в Пури. Самое высокое здание - Храм Джаганнатхи
Храмовый комплекс в Пури. Самое высокое здание - Храм Джаганнатхи

Однако наибольшую известность приобрел храм, находящийся в окрестностях Пури - храм Солнца в Конараке, который называют архитектурным чудом (1250 г.). Европейцы назвали его "Черной пагодой", а индийцы по-прежнему хранят древнее название этого места - "Падмакешара", что можно перевести, как «пестик лотоса».

Храм Солнца в Конараке.
Храм Солнца в Конараке.

Кстати, и название Конарак произошло неслучайно: в индийском языке существует словосочетание «Кона-Арка», которое дословно переводится, как «территория солнечного света».

Храм Солнца в Конараке.
Храм Солнца в Конараке.

Храм включал святилище, молитвенный зал и площадку, на которой храмовые жрицы исполняли ритуальные танцы.

Храм Солнца в Конараке.
Храм Солнца в Конараке.
Говорят, что по скульптурным изображениям танцовщиц в этом храме возрождали местную традицию танцев, утраченную к XX веку, называемую "одисси".
Храм Солнца в Конараке.
Храм Солнца в Конараке.

Археологи предполагают, что два ритуальных помещения являлись частью огромной двухколесной колесницы.

Храм Солнца в Конараке.
Храм Солнца в Конараке.

Перед входом в храм располагались семь каменных коней, символизировавших дни недели, Сам храм считался колесницей бога солнца Сурьи. Отсюда обилие изображений колёс в декоре храма.

Храм Солнца в Конараке.
Храм Солнца в Конараке.

Огромные колёса, каждое диаметром более 3 метров, являлись символом солнца, времени, дхармы-закона. Всего было 12 пар колёс, которые являлись символом 12 месяцев года.

Обратите внимание на удивительную резьбу древних ваятелей! Скульптуры, рельефы и узоры покрывают все поверхности. С каким мастерством и тщательностью они сделаны! Дух захватывает!

Храм Солнца в Конараке.
Храм Солнца в Конараке.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть, что в таком изысканном скульптурном убранстве храма, огромное место занимают сцены эротического характера. Скорее всего, это связано с культом солнца, а значит и плодородия. Ведь старинная индийская поговорка гласит: «Желание – основа Вселенной».

Храм Солнца в Конараке
Храм Солнца в Конараке
Храм Солнца в Конараке.
Храм Солнца в Конараке.

Вокруг были и другие сооружения, ныне разрушенные. Их окружают скульптуры слонов, лошадей и фантастических чудовищ. Среди этих изваяний особенно привлекает внимание фигура самого бога Сурьи - великолепная работа средневековых индийских мастеров.

Статуя Сурьи. Храм Солнца в Конараке.
Статуя Сурьи. Храм Солнца в Конараке.

Двигаемся по территории полуострова на юг, и оказываемся в Центральной Индии. Здесь нас ждёт ещё один удивительный храмовый комплекс - великолепные индуистские храмы, построенные в Кхаджурахо в X – XI веках.

Храмовый комплекс в Кхаджурахо.
Храмовый комплекс в Кхаджурахо.
Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадева.
Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадева.

Своей популярностью они обязаны, в основном, рельефам, покрывающим их стены.

Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадева.
Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадева.

Скульптурные композиции храма Кандарья Махадева в Кхаджурахо располагаются на фасадах горизонтальными лентами и украшают его почти по всей высоте.

Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадева.
Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадева.

Это своеобразный гимн чувственной любви. Практически все храмовые изваяния отражают культ Камы – весьма популярного и почитаемого индуистского бога Любви. Она воспринималась индийцами не только как сфера чувств, но и как наука, а также способ познания Истины, через внезапное озарение (просветление), возможное лишь при слиянии мужского и женского начал.

Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадева.
Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадева.

Интересна история обнаружения этих храмов о которых не было ничего известно вплоть до 19 века! В 1838 году британский военный офицер Т. С. Барт решил сократить путь к своему гарнизону через джунгли. И, углубясь в них, вдруг увидел древнее строение.

Кадр из мультфильма "Маугли".
Кадр из мультфильма "Маугли".

Слово "шокирован", наверное, слишком слабо отражает те чувства, которые испытал британец, рассмотрев скульптуру на нем. :)

Скорее всего, после распространения ислама в Индии, эти храмы были покинуты и забыты. Со временем их поглотили джунгли, и, возможно, это спасло их от неминуемого разрушения приверженцами новой религии.

Храм Парвати (божественной супруги Шивы) в Кхаджурахо.
Храм Парвати (божественной супруги Шивы) в Кхаджурахо.

На сегодняшний день сохранилось лишь 20 храмов из более чем 80-ти. А вот светских зданий в этой местности не сохранилось вовсе. До сих пор здесь продолжаются раскопки.

Храмы Кхаджурахо.
Храмы Кхаджурахо.

Вообще многие индуистские храмы были либо разрушены, либо сильно пострадали во время мусульманизации страны в средние века. Но те, что уцелели дают представление о былом великолепии храмового строительства в Индии. К таким храмам относится и храм Минакши, расположенный в городе Мадурай. Он представляет собой южную традицию храмового зодчества Индии.

Храм Минакши, Мадурай.
Храм Минакши, Мадурай.

Когда этот храмовый комплекс начал возводится, сегодня точно не известно. Некоторые свидетельства говорят о том, что это произошло ещё до нашей эры. Вначале 14 века его почти полностью уничтожили приверженцы ислама. Однако в конце столетия власть снова сменилась и правители-индуисты вновь начали реконструкцию и строительство этого ансамбля. Последняя постройка здесь относится к 17 веку. Посвящён храм одному из любимых индуистских божеств - Шиве, и одной из его жён (воплощение божественной Парвати) - трёхгрудой Минакши, в честь которой и назван.

Храм Минакши, Мадурай.
Храм Минакши, Мадурай.

Этот храм включает несколько построек, поэтому может называться и храмовым комплексом (258 х 223 метров). Пожалуй, самые выдающиеся строения этого ансамбля - 14 грандиозных надвратных башен - гопурам (гопур), высотой до 50 метров.

Храм Минакши. Одна из надвратных башен - гопурам.
Храм Минакши. Одна из надвратных башен - гопурам.

Кстати наличие подобных башен, отличает южноиндийскую традицию архитектуры, от северной.

Храм Минакши. Гопуры храма.
Храм Минакши. Гопуры храма.

Они потрясающие! Снизу до самого верха их покрывают скульптурные изображения!

Храм Минакши. Гопуры храма.
Храм Минакши. Гопуры храма.

Это многорукие и многоликие божества, гибридные животные, асуры и дэвы, музыканты, танцовщицы и многое другое. Тысячи фигур! И все они индивидуальны - не повторяют друг друга!

Храм Минакши. Гопуры храма.
Храм Минакши. Гопуры храма.

По сложившейся традиции, каждые 12 лет скульптуры храма подновляются и подкрашиваются.

Храм Минакши. Гопуры храма.
Храм Минакши. Гопуры храма.

А вот сердцем этого комплекса считается «Тысячеколонный зал бога Шивы». В его основании, как явствует из названия, почти тысяча опор-столбов. Если точно то 985! Причём, декор каждой из них уникален!

Храм Минакши. Зал тысячи колонн.
Храм Минакши. Зал тысячи колонн.
Храм Минакши. Зал тысячи колонн.
Храм Минакши. Зал тысячи колонн.
Храм Минакши. Зал тысячи колонн.
Храм Минакши. Зал тысячи колонн.

И это не говоря уже об изваяниях бесконечного количества персонажей индуистского пантеона, украшающих интерьер храма.

Храм Минакши. Интерьер
Храм Минакши. Интерьер

Паломники посещают и ещё одно сакральное место этого храма - «Пруд золотого лотоса». Считается, что омовение в нём очищает от любого греха. Однако наполняется водой он только на время празднования церемонии бракосочетания Шивы и Минакши.

Храм Минакши. Пруд золотого лотоса.
Храм Минакши. Пруд золотого лотоса.

На самом деле, количество средневековых храмов, которые стоит увидеть, посещая Индию велико, и эта статья, как обычно, не является исчерпывающей. Но, надеюсь, что она окажется небесполезной и небезынтересной для тех, кто увлекается этой культурой, да и вообще не равнодушен к искусству во всех его проявлениях.

Статья является одной из цикла публикаций, посвящённых культуре и искусству Древней и Средневековой Индии. Если Вам нравится эта тематика, то рекомендую ознакомится и с другими моими материалами:

Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Великие памятники литературы Древней Индии.
Литература Древней Индии после великих поэм.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.
Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 1
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2.
Шедевры индо-исламского зодчества.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Белокаменное кружево джайнских храмов Индии.
Сказочная архитектура колониальной Индии. Комплекс Махабат Макбара - манифест эклектики.
О музыке в древней и средневековой Индии.
Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.