Запретный город в Пекине

245 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
245 read the story to the endThat's 22% of the total page views
5 minutes — average reading time

Основные принципы градостроительства в Китае

Своеобразно развивалось искусство градостроительства в Китае. Каноны постройки городов были выработаны уже в глубокой древности и зафиксированы в трактатах. Правила существенно не изменялись на протяжении всех последующих столетий.

Процесс строительства воспринимался китайцами как священный акт, сравнимый с процессом рождения Порядка и Гармонии из первоначального Хаоса. Архитекторами и планировщиками учитывались мифологические представления об устройстве и функционировании вселенной, верования в существование различных духов (природы и предков), с которыми необходимо считаться при строительстве зданий, социально-иерархическая структура общества, направление ветров и близость (или удаленность) гор или водоёмов и т.д.

Чжан Цзэдуань. Фрагмент пятиметрового свитка «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин». XII в.
Чжан Цзэдуань. Фрагмент пятиметрового свитка «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин». XII в.

Согласно правилам, китайские города имели строгую прямоугольную или квадратную планировку, пересекаемую прямыми линиями улиц. Главная магистраль шла с севера (тьма, мрак, смерть) на юг (тепло, солнце, радость). Все фасады домов были обращены к югу. По периметру города выстраивалась крепостная стена с воротами, расположенными друг напротив друга и ориентированными строго по сторонам света.

Чжан Цзэдуань. Фрагмент пятиметрового свитка «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин». XII в.
Чжан Цзэдуань. Фрагмент пятиметрового свитка «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин». XII в.

Город делился на две части, соответственно социальному положению тех, кто в них проживал, и каждая из этих частей обносилась стенами, отделявшими народ от правителей. Так, во Внешнем городе (северной его части) жили простые граждане страны, а за стенами Внутреннего города (он находился южнее) располагались храмы, дома чиновников и дворцы императоров. Все городские здания (как и кварталы) имели прямоугольную или квадратную форму, которая являлась символом Земли. Размер и планировка домов зависели от того, какое положение в иерархической структуре общества занимают их хозяева.

Улицы делили пространство города на ровные кварталы, которые нередко тоже обносились стенами с воротами, закрывающимися на ночь. Таким образом, каждый из городских кварталов становился своеобразной крепостью, в которую был затруднен доступ любому чужаку. Это способствовало поддержанию порядка и, в какой-то мере, устраняло преступность.

Чжан Цзэдуань. Фрагмент пятиметрового свитка «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин». XII в.
Чжан Цзэдуань. Фрагмент пятиметрового свитка «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин». XII в.

Запретный город - Гугун (Бывший дворец) в Пекине

Согласно такому принципу, строилась и столица нынешнего Китая – Пеки́н (по-китайски это название звучит «Бейдзин» и переводится как «Северная столица»). Свой столичный статус город получил в XV веке, во время царствования династии Мин. К этому же периоду относится постройка его главной достопримечательности – Запретного Города (по-китайски - «Цзыцзиньчэн» - "Пурпурный запретный грод") – резиденции китайских императоров.

Запретный город. Средневековая картина.
Запретный город. Средневековая картина.

Он являлся частью Внутреннего города и, конечно, был обнесён крепостной стеной, доступ за которую был строго ограничен - сюда допускались лишь небольшое количество приближенных правителя и члены его семьи. Отсюда и его название - "Запретный".

Запретный город. Вид центральной магистрали.
Запретный город. Вид центральной магистрали.
Запретный город.
Запретный город.

Место для строительства Запретного города было выбрано не случайно. Согласно преданию, положение дворца рассчитывалось астрономами, астрологами и мудрецами. Все постройки этой императорской резиденции, её планировка, расположение зданий, парков и водоёмов подчинялось определённой логике и служило, по мнению китайцев, некоей моделью мироздания. Главная улица города считалась Осью Вселенной, а императорский дворец – её центром и уподоблялся мифической горе Меру (мифологическая гора, которая удерживает небесный свод).

Запретный город. План.
Запретный город. План.

Представления китайцев о вечном взаимодействии Ян и Инь выражались в сочетании прямых магистралей и очертаний зданий, с обязательным включением в архитектурный ансамбль «дикой» природы – холмов, деревьев, рек, водоёмов и т.д.

Запретный город. Рукотворный канал.
Запретный город. Рукотворный канал.

Кроме того, в постройках Гугуна отражались представления китайцев об иерархии, и связанных с нею церемониях. Так, например, через рукотворный канал (он назывался "Река Золотой Воды"), пересекавший Запретный город были переброшены семь резных мостов, сделанных из белого мрамора. Центральный - предназначался только для императора, что подчёркивалось декором моста – фигурами драконов, считающихся символами самого правителя Поднебесной. Для членов императорской семьи предназначались два моста, расположенные справа и слева от центрального. Для высших гражданских и военных чиновников служили следующие два перехода. Крайними же мостами могли пользоваться все остальные обитатели Запретного города, поэтому они назывались публичными.

"Река Золотой Воды"
"Река Золотой Воды"

Если спросить любого китайца о количестве помещений в Запретном городе, то вам, скорее всего, ответят, что их ровно 9 999. Это не совсем соответствует действительности - в Гугуне 8 728 комнат, но слово «девять» по-китайски созвучно слову «вечный», а его четырёхкратное повторение воспринималось как благопожелание (что-то вроде «долгих лет жизни») императору и его семье.

Дворцы Запретного города
Дворцы Запретного города

Великолепен архитектурный ансамбль Запретного Города в Пекине. В его составе многочисленные павильоны, башни, террасы, храмы, мосты и беседки, где каждое здание имеет своё место, назначение и поэтическое название. В его пределах разбиты прекрасные сады с деревьями, кустарниками и цветниками, холмами и уступами, а также искусно прорытыми водными каналами и водоёмами.

Сторожевая башня Запретного города
Сторожевая башня Запретного города

Вход во дворец пролегал через Врата Небесного Спокойствия, а затем через Полуденные врата, считавшиеся главными в этом ансамбле.

Ворота Небесного Спокойствия
Ворота Небесного Спокойствия

Каждый угол крепостной стены был украшен стройными и высокими дозорными башнями.

Сторожевая башня Запретного города
Сторожевая башня Запретного города

Согласно древним канонам архитектуры вся эта территория тоже разделена на две части: южная (передняя) "Вайчао" ("Внешние палаты"), где император занимался важнейшими делами Империи; и северная (задняя) "Нэйтин" ("Внутренние палаты"), в которых протекала повседневная жизнь императорской семьи.

Запретный город. Общий план.
Запретный город. Общий план.

Запретный город охраняют шесть пар бронзовых львов-стражей, которых называют львами Будды, львами-собаками "фу" или, чаще, "ши". Они пережили всё, что происходило во дворце, начиная с XV века.

Львы Будды Запретного города.
Львы Будды Запретного города.

Интересно, что они расположены парами - лев и львица. Отличить львицу можно по фигурке львенка у одной из её передних лап.

Львы Будды Запретного города.
Львы Будды Запретного города.

А лев в когтях удерживает мяч, который символизирует власть императора над миром. А кроме того, этот шар является символом буддийского знания, который может приносить счастье и свет Истины.

Львы Будды Запретного города.
Львы Будды Запретного города.

Кроме львов, на территории Гугуна можно встретить и других животных, являющихся символическим воплощением идеи гармонии всех элементов природы (у-син). В том числе журавлей и черепах.

Бронзовые фигуры Запретного Города
Бронзовые фигуры Запретного Города

Но самым главным символом Запретного города, конечно, являются драконы - символ императорской власти, воплощение Ян и соединения всех пяти первоэлементов.

Драконы Запретного города
Драконы Запретного города
Драконы Запретного города
Драконы Запретного города

Комплекс "Внешних палат" императорского дворца включает павильоны "Тайхэдянь" ("Высшей гармонии"), "Чжунхэдянь" ("Полной гармонии") и "Баохэдянь" ("Сохранения гармонии").

Центральным сооружением Запретного города, его главной достопримечательностью является парадный тронный зал Тайхэдя́нь, что переводится как «Зал высшей гармонии». Он же является и самым большим сооружением Гугуна - его площадь более 2300 кв.м.

Кстати, название Гугун или Бывший дворец появилось после того, как он получил статус музея.

Тайхэдянь предназначался для проведения важных государственных церемоний. Его внешний вид и интерьер достаточно просты, но вызывают ощущение торжественности и праздничности.

Тайхэдя́нь - «Зал высшей гармонии»
Тайхэдя́нь - «Зал высшей гармонии»

«Зал высшей гармонии» возносится над просторной площадью на великолепной беломраморной трёхступенчатой резной платформе, от которой устремляются вверх 86 деревянных колонн, покрытых красным лаком. Они делят пространство павильона на 11 продольных частей (нефов) и служат опорами для, украшенной фигурками птиц и зверей-охранителей, двускатной ярко жёлтой крыши, с традиционно «смотрящими» в небо углами.

Фигурки-символы крыши зала Тайхэдянь.
Фигурки-символы крыши зала Тайхэдянь.

На верхних частях колонн, внутри павильона, помещены изображения облаков, а также, символы императорской власти – драконы и фениксы.

Тайхэдя́нь - «Зал высшей гармонии»
Тайхэдя́нь - «Зал высшей гармонии»

Между этих величественных опор расположены изящные вазы-курительницы. Ступени ведут к императорскому трону, над которым красуется надпидсь: «Властитель Людей и Великий План»

Тайхэдя́нь - «Зал высшей гармонии»
Тайхэдя́нь - «Зал высшей гармонии»

Поражает воображение продуманная система водоотвода этого сооружения, благодаря которой, во время дождя можно полюбоваться, как на трёх мраморных террасах Тайхэдяня, расположенных одна над другой, из пастей 1142 драконов извергаются потоки воды.

Драконы террас зала Тайхэдя́нь
Драконы террас зала Тайхэдя́нь

К тронному залу Тайхэдянь ведёт центральная лестница, украшенная рельефом удивительной красоты. Ступать по ней имел право лишь император. Девять белоснежных драконов красовались на мраморных плитах, причудливо извиваясь, и демонстрируя свои чешуйчатые тела, когтистые лапы и зубастые оскалы.

Мраморный рельеф с драконами.
Мраморный рельеф с драконами.
Мраморный рельеф с драконами.
Мраморный рельеф с драконами.

Центральная ось, пересекавшая город устремлялась на север, во внутренние палаты. Это было место, где император проводил досуг, и где жила, его многочисленна семья. Вдоль главной магистрали выстроились три главных дворца-резиденции.

Ворота Небесной Чистоты разделяют дворец на Внешний и Внутренний Двор.
Ворота Небесной Чистоты разделяют дворец на Внешний и Внутренний Двор.

Император, как живое воплощение Ян, и, соответственно, Неба, жил во дворце "Цяньцингун" - "Дворец Небесной чистоты". Императрица считалась проявлением Инь и Земли, и потому её апартаменты именовались - "Куньнингун" -"Дворец Земного спокойствия". А для того. чтобы Ян и Инь, соединившись, могли пребывать в гармонии, между этими двумя покоями был отстроен Зал "Цзяотайдянь" - "Дворец соединения и процветания".

Зал Соединения и Процветания.
Зал Соединения и Процветания.
Внутренние помещения императорских покоев.
Внутренние помещения императорских покоев.

Кроме главных залов, во внутренних покоях находились многочисленные жилые помещения членов семьи и приближенных слуг.

Запретный город. Пекин.
Запретный город. Пекин.

Украшением внутреннего дворца были три живописных парка - Сад Долголетия, Сад Доброты и Спокойствия и Императорский сад. И сам Запретный город окружён тремя искусно созданными садами, также нареченными императорскими. (О садово-парковом искусстве, и обязательных компонентах китайского сада читайте в этой статье).

Императорские сады Запретного горда.
Императорские сады Запретного горда.
Мраморная ладья императорского сада в Пекине.
Мраморная ладья императорского сада в Пекине.

Сегодня Гугун или "Бывший дворец" признан самым масштабным дворцовым комплексом в мире. Его общая площадь составляет 720 тыс. квадратных метров. Он включен в список всемирного наследия человечества, как крупнейшее собрание древних деревянных строений.

Запретный город пережил правление 24 императоров из династий Мин и Цин. Сейчас это музей в Пекине, принимающий ежегодно миллионы туристов из всех стран мира.

Запретный город в Пекине

Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому предлагаю вам ещё посмотреть короткий фильм о Запретном городе на моем youtube-канале:

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:

Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город - Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.