Самое образованное дворянство в Европе – русское.

При рождении ребенок дворянского сословия передавался из рук матери кормилице. Как правило, брали на эту роль женщину, которая сама недавно родила, из крепостных, из дворовых. Что бы при этом была здорова, краснощека и в дурных привычках не замечена.

Едва ребенку исполнялось года три, к нему приставлялись мамушки, нянюшки и дядюшки. Чем богаче была семья, тем больше людей включались в воспитание ребенка.

В середине 18 века состоятельные люди стали выписывать из-за рубежа бонн и гувернанток. Домашнее обучение в те времена было самым распространенным.

Дворянский отпрыск должен был уметь хорошо изъясняться на французском языке. Кстати, до середины 18 века в приоритете был немецкий язык. Связано это было с эпохой Петра.

Если дворянин не знал французского, то его могли осмеять в высшем свете. К языку полагалось и хорошее знание литературы. Сохранился документ, составленный для представителя высшего света, молодого графа Шереметева.

Этот план состоит из 3 частей:

1. Общее для воспитания и увеселения отпрыска от 12 до 14 лет.

2. Повседневные занятия

3. Заключительное примечание

Графу полагалось в процессе обучения стать христианином, человеком, просвещенным во многих  областях. Примерно так воспитывались все дворяне. Подросток должен хорошо знать православие, читать библию и религиозные тексты. Гувернантка обязана была знать историю государства Российского и познакомить с ней своего подопечного.

В 18 веке дворянские семьи сильно различались по достатку. У кого-то была всего одна захудалая деревенька, а кто-то по части финансов не уступал императорской семье. Поэтому и образование было разным. Хватало средств, то ребенка знакомили с геральдикой, инженерным делом, артиллерией, танцами, этикетом. А это все носило дополнительные расходы. Гувернеров у ребенка было несколько.

Между прочим, в те времена русское дворянство по образованию, манерам, общим знаниям считалось лучшим в Европе. Часто не самое богатое имение обладало внушительной библиотекой. Русские князья, дворяне наизусть читали отрывки поэм на французском, цитировали Дидро и считали, что мир не ограничивается Москвой, Петербургом и Парижем.

19 век каких-то изменений в плане образования не принес. Ведущее сословие в России имело внушительный багаж знаний, а вот остальное население было безграмотным, читали с трудом очень немногие, а писали так вообще единицы.