дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Валентин Плучек – "Карабас-Барабас" театра сатиры.

17 August 2018

17 августа 2002 – 4 сентября 1909

Валентин Плучек, легендарный советский театральный режиссер родился в Москве. Он по происхождению был евреем. Детство у мальчика вышло не особо счастливым. Любимый отец умер рано, а следующего избранника матери Валя невзлюбил и убежал из дома. Скитался, общался с сорванцами и угодил  в детский дом.

Ни в детстве, ни в юности мальчик о театре не помышлял. А вот рисовать любил. Но живопись не была единственной страстью. Плучек очень любил литературу и преклонялся перед Маяковским и режиссером Мейерхольдом.

Начало творческой жизни

В 20-х годах у Мейерхольда имелась своя творческая мастерская, вот туда Плучек и поступил, выдержал серьезный конкурс. Он кстати не сразу захотел пойти в режиссеры. Валентин Плучек решил сам играть на сцене. Но со временем понял, профессия актера очень зависима и параллельно стал обучаться на режиссера. На сцену он все-таки вышел в пьесе “Ревизор”. И роль была из серии “кушать подано”, но все равно зрители начинающего актера заметили.

Театр Мейерхольда по праву считался театром одного режиссера - Мейерхольда. Многие из-за этого уходили, но не Плучек. Только с подачи гения Всеволода Эмильевича Валентин смог себя найти. А пока учился у мастера, для души основал свой собственный маленький театр. В дальнейшей жизни Валентин несколько раз основывал театр с нуля.

А в конце 90-х годов Плучек стал самостоятельным, смог громко о себе заявить. Драматург Арбузов предложил создать собственную студию. Режиссёр, по тем годам, еще вполне молодой мужчина, согласился. Он с энтузиазмом пробовал новое.

Арбузовскую мастерскую отличала свобода. Актер сам выбирал роль, сам бывало и дописывал как хотел. Режиссер и драматург не ограничивали рамками, а умело брали от актера лучшее, что тот мог предложить. Арбузовская затея имела все шансы стать замечательным театром, но вмешалась война. Остался всего один спектакль, но какой! “Город на заре”, в постановке отразилось мастерство режиссера. Острая постановка, знание психологии, прекрасные живучие персонажи - все это и позволило спектаклю дожить до наших дней.

После войны Плучек вернулся в Москву и устроился на работу в театр Сатиры. На спектакли “Не ваше дело”, “Пролитая чаша”, “Баня” ходила вся Москва по многу раз. Театр стал неожиданно приносить большой доход. В 1957 году Плучек стал главным режиссером театра сатиры и проработал в нем до конца жизни.

И бог и царь

Есть два Плучека, один был гениальным режиссером, беспощадным к актерским недостаткам и тот Валентин Николаевич, воспоминания о котором засветились во многих скандальных мемуарах.

И все-таки поработать с Плучеком мечтали многие. В театре работали Ольга Аросева, Вера Васильева, Татьяна Пельтцер: молодые и талантливые. На всех ролей не хватало. Вы представляете, какие интриги плелись, какие были заговоры. Почитайте воспоминания актеров, театр - самая настоящая клоака.

Как режиссер, сатиру Плучек не любил, ставил комедийные и драматические спектакли. В те годы в стране царила цензура. Каждый театр в сезоне должен иметь в репертуаре определенное количество советских спектаклей с понятной тематикой. А Плучек ставил пьесы Грибоедова, Гоголя, француза Бомарше, американца Шоу. И никто не был против. Уважали талант и несгибаемость руководителя.

У Валентина всегда были любимчики среди актеров. Кому-то он давал роли, а кто-то многие годы не имел ничего, только числился. Помните дефицит в СССР? Некоторые актеры намекали, что роль могла уйти к актеру, который принес Плучеку удачный сервиз, деликатесы и прочие нужные вещи. Молодые актрисы шептались о том, что режиссер частенько приглашал девушек поговорить о искусстве наедине в свой кабинет.

Он очень любил Андрея Миронова, Татьяну Васильеву, а вот у Веры Васильевой за несправедливое отношение даже попросил прощение.

Смерть настигла художественного руководителя театра Сатиры 17 августа 2002 года в возрасте 92 лет.