Х-12 - атомный поезд, недоехавший в будущее. Ч.1

Часть 1. Читать часть 2 на "НМ"

Первой «ласточкой» поездов с атомной силовой установкой, можно считать статью в «Механик Иллюстрейтед» в 1946 году, в которой рассказывалось о возможности применения атомного реактора в железнодорожном транспорте.

Как это ни прозвучит странно, но первый поезд с атомным двигателем в СССР начали разрабатывать только в восьмидесятых годах двадцатого века, хотя проекты предлагались еще в пятидесятых. Например, точно известно, что в 1956 году в Техническом университете имени Баумана два студента, В.Шайков и А.Степанов, под руководством профессора И.Ф.Суворовцева защитили дипломный проект грузового атомовоза мощностью 5500 л.с.

А.Степанов, В.Шайков и  И.Суровцев на фоне чертежей атомного локомотива
А.Степанов, В.Шайков и И.Суровцев на фоне чертежей атомного локомотива

Однако эти работы так и остались всего лишь «чертежами и расчетами», как и американский проект 1954 года, выполненный в университете Юты и продемонстрированный на «Вставке по промышленному использованию атомной энергии» в 1956-ом. Хотелось бы рассказать про наш проект, но про американский атомоход информации несравненно больше.

В 1952 году профессор Лайл Борст поставил своим студентам, изучавшим ядерные технологии, достаточно сложную задачу для выпускного дипломного проекта. Но зато предоставленные студентами расчеты доказывали принципиальную возможность создания ядерного реактора малого размера, для использования в самых различных направлениях, в том числе и создании «атомного поезда». Лайл Борст организовал команду из аспирантов и выпускников, и сам возглавил дальнейшие исследования.

Х-12 - первые три тележки
Х-12 - первые три тележки

Проблем возникало немало – габариты реактора требовались строго определенными, чтобы соблюсти требования перевозок по железной дороге. Да и проектирование атомного локомотива требовало знаний по постройке подобных устройств. Профессор привлекал все больше людей из других компаний. Активизацией работ стало получение в 1953 году правительственного гранта на разработки. Так возник проект атомного локомотива Х-12.

Х-12 - вторая, третья и последняя тележки
Х-12 - вторая, третья и последняя тележки

Основные моменты конструкции были решены к 1954 году. Х-12 получил двухсекционную компоновку: первая – силовая, включала в себя реактор, турбину, генератор, а вторая предназначалась для отвода тепла от реактора. Первая секция размещалась на трех тележках с тремя осями, вторая – на двух. Длина локомотива составила почти пятьдесят метров, а вес – триста шестьдесят тонн.

Схема Х-12
Схема Х-12

Ведущими были девять осей первой секции и три оси первой тележки второй секции - итого двенадцать ведущих осей!

Часть 1. Читать часть 2 на "НМ"

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!