17 745 subscribers

Японский пулеметный велосипедный танк «ХАНА тип 98»

65k full reads
71k story viewsUnique page visitors
65k read the story to the endThat's 92% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Войны требуют огромных ресурсов. Результатом нехватки материалов порой является появление удивительных и странных устройств. Как, например, «ХАНА тип 98» - пехотный пулеметный танк с «педальным» приводом, или, говоря проще, велотанк. Название (для не японца) звучит достаточно грозно, хотя на самом деле переводится с языка страны восходящего Солнца как цветок. Именно в Японии и был разработан этот чудный (или чудной?) аппарат.

В наступлении "Хана"!
В наступлении "Хана"!
В наступлении "Хана"!

К слову подобные устройства пробовали конструировать и в Германии, и в СССР, и в ряде других странах, но воплотить в «железе» да еще и серийно смогли только японцы. Этому «способствовало» вторжение Японии в Китай в 1937-ом – японские офицеры говорили, что появление даже самого старого танка на поле боя пугало китайских солдат настолько, что они разбегались. Вот только промышленность Японии того времени была в ужасном состоянии. В 1938-ом была поставлена задача: нужна простая, дешевая установка, похожая на танк, и имеющая на борту, пусть не пушки, но мощные пулеметы.

Японский пулеметный велосипедный танк «ХАНА тип 98»

И такая машина была придумана инженером Масамунэ Анно – велоколяска с четырьмя ведущими колесами, на которую крепился короб из фанеры с закрепленными стальными листами (лобовая «броня» толщиной четыре мм!). Короб имел башню, «умевшую» вращаться, в которой размещался пулемет «тип 92», калибром семь и семь десятых миллиметра. Формой короб напоминал танк Renault FT. Для имитации гусениц натягивалась брезентовая (реже - резинова) лента. Экипаж составляли три «велосипедиста», каждый со своими педалями – водитель, пулеметчик (он же – командир «танка») и помощник водителя.

Компоновочная схема "Хана тип 98"
Компоновочная схема "Хана тип 98"
Компоновочная схема "Хана тип 98"

Первые бои «Хана» произошли в 1939-ом году и выявили множество недостатков таких устройств – малая проходимость (вплоть до того, что проще было толкать танк снаружи, чем ехать внутри), смешная броня, пробиваемая пулями из винтовок, «лишние» детали – «гусеницы» цеплялись за кусты и бойцы их почти сразу отрывали от корпуса. Плюсы тоже были: на таких танках могли передвигаться любые солдаты, без обучения, высокая ремонтопригодность. Ну и пулемет, есть пулемет!

Это уже "разработки" немецких конструкторов
Это уже "разработки" немецких конструкторов
Это уже "разработки" немецких конструкторов

Весил фанерный танк с вооружением около ста шестидесяти кг, а с экипажем около четырехсот. Первая пария велотанков собиралась компанией Мицубиси. После реальных боев была произведена модификация велотанка: «Хана тип 99», получивший сдвоенные колеса, усиленную на 2-мм броню и дополнительный пулемет для водителя (ручной, «тип 96» калибра шесть с половиной мм).

Схемы раскраски "Хана тип 98" и "тип 99"
Схемы раскраски "Хана тип 98" и "тип 99"
Схемы раскраски "Хана тип 98" и "тип 99"

В августе 1945-го советские войска участвовали в последнем для «Хана» бою под Муданьцзяном. Пугавшие китайцев фанерные «бронемашины» были разбиты пятью фугасными снарядами настоящей артиллерии. Так закончилась история уникального японского велосипедного танка.

А вот на таких "фанерных велотанках" отрабатывали навыки обороны в Германии после Первой мировой - настоящих иметь им не разрешалось.
А вот на таких "фанерных велотанках" отрабатывали навыки обороны в Германии после Первой мировой - настоящих иметь им не разрешалось.
А вот на таких "фанерных велотанках" отрабатывали навыки обороны в Германии после Первой мировой - настоящих иметь им не разрешалось.

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!