18 541 subscriber

«Машина Марли», проработавшая 133 года без изменений

70k full reads
86k story viewsUnique page visitors
70k read the story to the endThat's 82% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Даже сегодня это гидротехническое устройство (сохранись оно до наших ней), внушало бы уважение своим масштабом. А уж для XVII века это было поистине фантастическим механизмом. Название свое «Машина Марли» получило от дворца Марли, рядом с которым было сооружено голландцем Реннекеном Суалемом, архитектором и новатором. Заказчиком этого уникальной конструкции выступал сам Людовик ХIV, а назначением устройства было снабжение водой Версальского Парка с его фонтанами и прудами.

Технический разрез (как говорит Википедия)
Технический разрез (как говорит Википедия)

Сооружение установки было начато в 1681-ом и закончено в 1684-ом. Шестнадцатого июня «машина» начала свою работу: поднимала воду из Сены на высоту сто шестьдесят метров и расстояние от реки около пяти км в «бассейн Марли». А затем, по специально изготовленному акведуку длиной восемь км, вода поступала в Версальский Парк.

«Машина Марли», проработавшая 133 года без изменений

Грандиознейшая конструкция включала в себя четырнадцать двенадцатиметровых колес, которые приводили в действие двести двадцать один водяной насос (шестьдесят четыре располагались внизу, семьдесят девять и семьдесят восемь располагались у двух водозаборных колодцев). Они обеспечивали подачу порядка двухсот кубометров воды в час.

«Машина Марли», проработавшая 133 года без изменений

При строительстве было использовано восемьдесят пять тонн дерева, семнадцать железа, и по восемьсот пятьдесят тонн свинца и меди. На грандиозной стройке было задействовано около двух тысяч человек, дальнейшим обслуживанием устройства занималось шестьдесят сотрудников «Общества водоснабжения Версаля» .

Деревянные колеса "Машины Марли"
Деревянные колеса "Машины Марли"

Машина получилась грандиозной, сверхдорогой, шумной и довольно часто ломающейся. Тем не менее в таком виде, по первоначальной задумке, «Машина Марли» проработала сто тридцать три года! В 1800-ом году появляется план по реконструкции гидроустройства, который так и не был осуществлен. Вместо этого в 1817-ом она была разобрана и заменена на паровое устройство Сесиля и Мартена, затем (в 1859-ом) на установку Дюфре, а в 1968 появились электронасосы, которые питают Версальский парк по сегодняшний день.

«Машина Марли», проработавшая 133 года без изменений

От уникальной установки (которую любили изображать художники XIX века) до наших дней дожило совсем немного: водонапорный павильон, пристройка у Сены, и жилые дома техперсонала.

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!