15 284 subscribers

Архитектор Лидваль - отец северного модерна в Петербурге

3,8k full reads

В этой статье я хочу рассказать про одного из важнейших архитекторов в истории Санкт-Петербурга, про человека, который сильно повлиял на облик нашего города и которого по праву можно называть "отцом северного модерна в Петербурге".

Фёдор Иванович Лидваль, фото взято с сайта google-info.org
Фёдор Иванович Лидваль, фото взято с сайта google-info.org

Имя Лидваля знакомо многим людям, и даже тем, кто не особо интересуется архитектурой. Фёдор Лидваль действительно является очень важной для истории Петербурга личностью - он был одним из тех, кто формировал облик нашего города в самом начале 20 века. Его по праву можно назвать мастером целой архитектурной эпохи - он был популяризатором стиля модерн (в частности северный модерн) в городе на Неве.

В конце 19 века начался очень важный для Петербурга момент - произошёл самый настоящий "строительный бум", и в городе в огромном количестве начали строиться жилые дома. И, не смотря на то, что этот процесс можно назвать массовым строительством, новые постройки не только не испортили архитектурный облик Санкт-Петербурга, но наоборот - сформировали внешний вид города таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. И одним из главных строителей этого "нового Петербурга" стал архитектор Фёдор Лидваль.

Краткий экскурс в биографию архитектора

Фёдор Иванович Лидваль родился 20 мая 1870 года в Санкт-Петербурге, однако имел шведские корни - и мать, и отец зодчего были шведами по национальности, переехавшими жить в столицу Российской Империи.

Образование Фёдор Иванович получил в России, в двух высших учебных заведениях Петербурга: в художественной академии имени Штиглица и в Высшем художественном училище (ныне Институт имени Репина). Причём в последнем университете преподавателем и наставником Лидваля являлся не менее известный в Петербурге архитектор - Леонтий Бенуа. Он в значительной степени повлиял на формирование Лидваля как самостоятельного и талантливого архитектора.

Мой отец очень любил его [Леонтия Бенуа], восхищался им. Я думаю, что влияние Бенуа было исключительно важным для студентов. Я могу утверждать, что эти академические годы были самым счастливым временем в жизни Фёдора Ивановича.
Слова принадлежат Ингрид Лидваль, дочери Фёдора Лидваля

Фотография Лидваля в период его творческого расцвета, фото взято с сайта fb.ru
Фотография Лидваля в период его творческого расцвета, фото взято с сайта fb.ru

После обучения Фёдор Иванович сразу принялся за работу и с 1899 года по 1918 год в большом количестве создавал в Петербурге свои архитектурные творения. Но, увы, после революции архитектор был вынужден покинуть страну и переехать вместе с семьей на историческую родину - в Стокгольм.

Лидваль занимался творческой деятельностью и в Швеции, но в уже куда меньших количествах - он скучал душою по Петербургу и не мог работать в полную силу. Сказался на это ещё и возраст - Лидваль переехал в Швецию в 48 лет, когда его творческая карьера приближалась к своему "закату". Умер Лидваль в Стокгольме, в возрасте 75 лет.

Самые интересные и выдающиеся постройки Лидваля

Перед тем, как начать свой рассказ о самых интересных и красивых творениях Фёдора Ивановича, хочу отметить, что я рассказываю не о всех зданиях, которые он построил, а лишь о самых выдающихся. Ещё отмечу, что здания я расставил в хронологическом порядке, а не в порядке значимости!

Доходный дом Иды Лидваль

Дата строительства: 1899-1904 годы
Адрес: Каменноостровский проспект 1-3, Малая Посадская 5, Кронверкский проспект 15

Двор перед центральной частью здания, окружённый по бокам другими корпусами здания, называется курдонер
Двор перед центральной частью здания, окружённый по бокам другими корпусами здания, называется курдонер

Удивительно, но первой самостоятельной постройкой архитектора стал доходный дом, выполненный по заказу его же матери - Иды Лидваль. В этом же доме жил и сам Фёдор Иванович, и жил он в нём до самого отъезда в Швецию в 1918 году.

Здание состоит из нескольких корпусов - одного главного, углублённого по отношению к двум другим, боковым корпусам. Есть и четвертый корпус, расположенный за центральной частью здания и выходящий на Малую Посадскую улицу. Этот корпус семья Лидвалей использовала как собственное жилье, тогда как основную часть здания со стороны Каменноостровского проспекта они сдавали в наём.

В боковом корпусе наблюдаются все черты модерна: и плавные изгибы, и окна необычных и разнообразных форм, и эркеры необычной формы
В боковом корпусе наблюдаются все черты модерна: и плавные изгибы, и окна необычных и разнообразных форм, и эркеры необычной формы

Доходный дом Лидваль обладает чёткими чертами северного модерна: начиная от натуральных материалов различной фактуры в отделке, и заканчивая плавными изгибами очертаний корпусов.

Решётка, ограждающая территорию доходного дома от Каменноостровского проспекта, тоже является практически произведением искусства
Решётка, ограждающая территорию доходного дома от Каменноостровского проспекта, тоже является практически произведением искусства

Можно сказать, что первой своей постройкой Фёдор Лидваль наметил направление всей своей архитектурной деятельности, ведь северный модерн был хоть и не единственным, но главным стилем, в котором "творил" Лидваль на протяжении всей своей жизни. Более того, это здание повлияло и на всю архитектуру Петербурга в целом - оно дало толчок для появления в столице северного модерна.

Доходный дом Мельцера

Дата постройки: 1904-1905 годы
Адрес: Большая Конюшенная улица 19, Волынский переулок 6-8

Эркер с завершением в виде башенки - доминирующая часть здания. Она притягивает к себе внимание, да и видна она с самого Невского проспекта
Эркер с завершением в виде башенки - доминирующая часть здания. Она притягивает к себе внимание, да и видна она с самого Невского проспекта

По-моему мнению, доходный дом Мельцера - самое красивое здание, построенное Лидвалем. В нём прямо-таки ощущается дух Скандинавской культуры, что и задумывалось при строительстве.

На момент строительства, доходный дом стал доминантой целого района города, однако пробыл он ей недолго - через четыре года напротив него построили здание, известное в наше время как ДЛТ. У них примерно одинаковая высота, и своими угловыми башнями они формируют своеобразный ансамбль Большой Конюшенной улицы.

Основную красоту здания составляют материалы, из которых оно изготовлено, и тот факт, как искусно и мастерски Лидваль расположил их на фасаде
Основную красоту здания составляют материалы, из которых оно изготовлено, и тот факт, как искусно и мастерски Лидваль расположил их на фасаде

Отдельного внимания заслуживают материалы, из которых был создан дом Мельцера. Часть здания состоит из гранита, который переменятся штукатуркой коричневого цвета. В это же время дом украшают настоящие камни, которые чередуются в здании с кирпичной кладкой. Целая солянка из материалов использована Лидвалем так, что это не выглядит хаотично и сумбурно, а наоборот, формирует уникальный облик здания, в котором каждая деталь сочетается с другой деталью. Этим мне и нравится северный модерн!

На этом фото видно, что фасад здания состоит из четырёх видов материала, но при этом он всё равно выглядит гармонично и ничего в нём не режет глаз
На этом фото видно, что фасад здания состоит из четырёх видов материала, но при этом он всё равно выглядит гармонично и ничего в нём не режет глаз

Дом Мельцера - прекрасное здание, ещё раз подтверждающее нам талант Лидваля как архитектора.

Так выглядит доходный дом Мельцера со стороны Волынского переулка. С такого ракурса здание немного напоминает другие творения северного модерна: дом Коллана и дом Капустина
Так выглядит доходный дом Мельцера со стороны Волынского переулка. С такого ракурса здание немного напоминает другие творения северного модерна: дом Коллана и дом Капустина

Здание Азовско-Донского банка

Дата постройки: 1907-1913 годы
Адрес: Большая Морская улица 3-5

Архитектор Лидваль - отец северного модерна в Петербурге

Одна из немногих построек Лидваля, не связанная с модерном напрямую. Да, в здании есть некоторые его черты (в основном это форма окон), однако всё-таки здание является представителем стиля неоклассицизм. И это не удивительно - на стыке первого и второго десятилетий 20 века в Петербурге снова в моду вошло возвращение к архитектурным истокам.

Архитектор Лидваль - отец северного модерна в Петербурге

Здание банка выглядит очень помпезно и богато не случайно - раньше внешний вид здания отражал богатство компании, в связи с чем банки давали заказы архитекторам на помпезные и отражающие их достаток фасады зданий для привлечения большего количества потребителей.

Доходный дом Нобеля

Дата постройки: 1910-1911
Адрес: Лесной проспект 20

Архитектор Лидваль - отец северного модерна в Петербурге

Данный дом был построен для рабочих завода "Людвиг Нобель" по заказу владельца этого завода, Эммануила Нобеля - племянника легендарного Альфреда Нобеля, учредителя всемирно известной нобелевской премии. Более того, за счёт промышленной деятельности Нобеля, в России появился первый дизельный двигатель! Вот такой вот след оставила известная династия Нобелей в Санкт-Петербурге!

Архитектор Лидваль - отец северного модерна в Петербурге

С архитектурной точки зрения это здание выглядит довольно аскетично в плане деталей фасада - нет необычных окон и обилия декоративных деталей. Однако, у этого дома есть другие преимущества.

Стены здания покрыты шероховатой штукатуркой серого цвета, что придаёт зданию индивидуальности в сравнении с другими зданиями района. Но главной отличительной чертой дома являются продолговатые ряды арок, а также небольшая башенка, несимметрично расположенная по отношению к главному фасаду здания.

И сами арки, и характерные фонари внутри них, отсылают нас к "Толстовскому дому", который, как и дом Нобеля, начал строиться в 1910 году. Но о о нём чуть позже
И сами арки, и характерные фонари внутри них, отсылают нас к "Толстовскому дому", который, как и дом Нобеля, начал строиться в 1910 году. Но о о нём чуть позже

Доходный дом Нобеля - очередное здание, построенное в стиле северного модерна, что довольно нетипично для района, в котором он расположен. Посмотрев на его фотографию, можно подумать, что дом находится на Петроградке или в центральной части города. Однако, расположен он прямо в районе промзон, у метро Выборгская. Так что дом Нобеля, пожалуй, главное украшение этих мест, спасибо за это и Лидвалю, и Нобелю!

Доходный дом Толстого

Дата постройки: 1910-1912
Адрес: улица Рубинштейна 15-17, набережная реки Фонтанки 54

Так выглядит доступная часть доходного дома Толстого. Остальная его часть (дворовая) закрыта за забором
Так выглядит доступная часть доходного дома Толстого. Остальная его часть (дворовая) закрыта за забором

Доходный дом Толстого (или просто "Толстовский дом") очень важная для Санкт-Петербурга постройка не только с точки зрения архитектуры, но и с точки зрения градостроения. Дело в том, что этот дом фактически можно назвать одним из первых жилых комплексов в России - пространство его внутреннего двора продумано так, что на промежутке между набережной реки Фонтанки и улицей Рубинштейна умещается два внешних корпуса (выходят на улицу) и два корпуса внутри двора. При этом сам двор имеет довольно большой размер - это не обычный двор-колодец, а двор со сквозным проходом и большим функциональным пространством.

Вот так выглядит центральная часть двора (в арках по обе стороны от неё - тоже дворы). К сожалению, в наше время пространство двора занято машинами, которые немного портят уютный внешний вид дома
Вот так выглядит центральная часть двора (в арках по обе стороны от неё - тоже дворы). К сожалению, в наше время пространство двора занято машинами, которые немного портят уютный внешний вид дома

Таким образом, можно сказать, что Лидваль превзошёл время и создал жилой массив с рациональной и логичной внутридворовой планировкой - в будущем над этими идеями будут во всю трудиться архитекторы-конструктивисты, а после эти идеи будут использовать градостроители при планировке целых кварталов новых районов в городах.

Ряд арок с выходом на набережную Фонтанки
Ряд арок с выходом на набережную Фонтанки

Что касается архитектуры, то в ней ощущается почерк зрелого архитектора-Лидваля. То есть, это не просто северный модерн, а северный модерн с отсылкой к старой архитектуре (к примеру, арки) и умеренным количеством деталей на фасаде.

Архитектор Лидваль - отец северного модерна в Петербурге

К сожалению, двор Толстовского дома закрыт для посетителей забором. Конечно, проникнуть туда не сложно (лично я подождал две минуты, пока не встретил выходящих из двора жителей дома), но всё равно неприятно, что такое классное общественное пространство, очень ценное с архитектурной точки зрения, пытаются огородить от людей.

Всё таки Толстовский дом впечатляет не только своими пространственными приёмами, но и прекрасной архитектурой. На такие дома просто приятно смотреть!
Всё таки Толстовский дом впечатляет не только своими пространственными приёмами, но и прекрасной архитектурой. На такие дома просто приятно смотреть!

Гостиница "Астория" (совместно с Козловым и К. Эйлерсом)

Дата постройки: 1911-1912 годы
Адрес: Большая Морская улица 39

Архитектор Лидваль - отец северного модерна в Петербурге

Гостиница Астория считается чуть ли не ключевым проектом в жизни Фёдора Лидваля, однако с архитектурной точки зрения она далеко не самая интересная у архитектора. Более того, архитектор работал над проектом не один, а в команде с ещё двумя архитекторами: Козловым и Эйлерсом.

Архитектор Лидваль - отец северного модерна в Петербурге

Здание стало последним объектом в архитектурном ансамбле Исаакиевской площади. При этом гостиница немного выше окружающих её зданий, что не очень правильно с точки зрения градостроительства (нарушает целостность архитектурного ансамбля), но связано это было не с замыслом архитектора, а с желанием компании-заказчика.

Гостиница Астория являлась одной из самых комфортабельных в Петербурге на момент строительства и остаётся такой же престижной в наши дни. Она вполне красива внешне, имеет удобную планировку и прекрасный интерьер, а также расположение в самом центре Санкт-Петербурга, что делает данный проект Лидваля действительно успешным.

Доходный дом Г. Эйлерса (совместно с К. Эйлерсом)

Дата постройки: 1913-1914 годы
Адрес: улица Рентгена 4

Фасад доходного дома - далеко не самое интересное, что здесь есть
Фасад доходного дома - далеко не самое интересное, что здесь есть

Это очередное здание, построенное Лидвалем для своих родственников. Дело в том, что заказчик - Герман Эйлерс, является отцом жены Лидваля, то есть тестем архитектора.

Но самое забавное, что строил это здание Лидваль совместно с братом жены и сыном заказчика, архитектором Константином Эйлерсом. Получается, что над домом работал целый семейный подряд! Надеюсь, я не запутал вас этими сложными семейными взаимосвязями.

Я столкнулся с этим домом случайно, и фотографии я делал не зная, что к дому приложил руку архитектор Лидваль. Я делал их исключительно из-за красоты здания, а если быть точнее, то из-за красоты двора-колодца этого доходного дома.

Такой величественный и помпезный вход явно не сочетается с пластиковыми дверями. Странно, что подобное допустимо в памятнике архитектуры и истории, коим и является доходный дом Эйлерса
Такой величественный и помпезный вход явно не сочетается с пластиковыми дверями. Странно, что подобное допустимо в памятнике архитектуры и истории, коим и является доходный дом Эйлерса

Скажу честно, я впервые столкнулся со зданием, фасад которого по красоте сильно уступает его двору. Поэтому удивительно, что я вообще наткнулся на этот дом и решил зайти в его двор - буду считать это счастливым везением, ведь архитектурный ансамбль двора-колодца просто прекрасен!

Похожая ситуация со двором встречалась мне в доходном доме Толстого, но там и лицевая, и дворовая часть здания одинаково красивы, когда как у дома Эйлерса особенно примечателен именно двор.

Ну и забавная деталь - декоративный горельеф с вазоном окружён двумя вентиляторами кондиционера. Этакое столкновение эпох!
Ну и забавная деталь - декоративный горельеф с вазоном окружён двумя вентиляторами кондиционера. Этакое столкновение эпох!

Доходный дом Эйлерса является практически последней полноценной постройкой Лидваля в Санкт-Петербурге (после него он успел только поработать над реконструкцией двух зданий, а также построить один доходный дом, гораздо меньшей красоты, чем рассмотренные в этой статье).

Заключение

Хочется сказать пару слов в заключении статьи и подвести её итог. Фёдор Лидваль - талантливейший архитектор, который стоит в одном ряду по степени важности для внешнего облика Петербурга с такими архитекторами 20 века, как Леонтий Бенуа, Василий Косяков и Ной Троцкий. По степени же влияния на формирование стиля модерн в России я сравнил бы Лидваля с Петербургским архитектором Бубырём, а также с двумя Московскими зодчими: Шехтелем и Кекушевым.

Другими словами, Лидваль - это архитектор, оставивший после себя огромное культурное наследие, которым мы можем любоваться каждый день просто гуляя по улицам Петербурга. Поэтому так важно помнить об архитекторах - их творения составляют очень большую часть нашей жизни - в их домах мы живём и мимо их домов мы ходим каждый день по улицам!

Если вам понравилась статья, то подписывайтесь на канал - в будущем я буду писать и о других архитекторах, а также о прочих интересных вещах, связанных с архитектурой и краеведением в Петербурге и в других городах России.

Остальные статьи из цикла "Великие архитекторы 20 века в России":