Правда ли,что хотят ликвидировать систему ОМС?

Если мы захотим узнать, какая часть денег , выделяемых на медицину, доходит практическому здравоохранению, то оказывается, по разным данным до 15 процентов от всех расходов на здравоохранение уходит только собственно на содержание страховых компаний и учреждений фонда обязательного медицинского страхованиия. (ОМС)

(в 2016г-примерно 238 млрд.р!)

Пресса пестрит заголовками, красноречиво говорящими о том, что ФОМС и ТФОМС ,как организации, финансово явно не бедствуют. Где-то открыты новые офисные здания, где то руководителям приобретают супердорогие квартиры и автомашины, где-то выписывают баснословные премии и т.д.

Упрощенно схему перераспределения медицинского бюджета можно представить так.

Деньги, собираемые с работодателей (примерно 6процентов от фонда зарплаты) ,попадают в федеральный, а затем и в территориальный фонд ОМС. Затем они перераспределяются между страховыми компаниями, ведущими деятельность в сфере ОМС в данном субъекте федерации.

Например, в моей области страхованием в сфере ОМС занимаются три страховых компании. Все население, застрахованное в системе ОМС, поделено между этими тремя игроками.

Территориальный ФОМС распределяет финансирование между страховыми компаниями согласно количеству застрахованного населения и текущим тарифам. Лечебные учреждения выставляют счета страховым компаниям за пролеченное застрахованное население и получают от них оплату.

Все страховые компании, в отличие от вышестоящих и нижестоящих организаций - частные фирмы, мотивированные на извлечение прибыли. Прибыль формируется по факту необращения застрахованного населения за медицинскими услугами, а также от штрафов, налагаемых на медицинские организации за допущенные нарушения.

Доходит до абсурда - государственная организация ТФОМС, чтобы осуществлять финансирование государственного же учреждения здравоохранения, пользуется услугами частной страховой компании.

Таким образом, от каждого рубля, выделяемого на здравоохранение, понемногу откусывают и ФОМС, и страховые компании, и до лечебных учреждений финансы доходят в очень урезанном виде.

Получается замкнутый круг – выявляется некое нарушение, прямо или косвенно связанное с дефицитом финансирования - например, нет нужных лекарств, оборудования, специалистов. За это клинику штрафует страховая компания, и финансирование становится еще меньше.

В итоге из весьма скудного финансирования (а за последние 5-6 лет бюджетные расходы на здравоохранение практически не изменились) весьма приличная часть идет на содержание сторонних структур, не оказывающих никакой медицинской помощи населению. Высшему руководству страны пришлось обратить внимание на эту проблему. В. Матвиенко уже высказывалась по этому поводу.

В одном из проектов реформирования здравоохранения предлагается полностью ликвидировать органы ОМС и отменить, за ненадобностью , всю систему обязательного медстрахования ,а страховым компаниям предложить расширить работу по добровольному страхованию населения. Средства же из бывших фондов ОМС доводить до лечебных учреждений напрямую, без посредников. Функции управления здравоохранением и контроля ,как и ранее ,будут осуществлять органы управления здравоохранением.