Как подготовиться для консультации юриста?

Основные рекомендации этой статьи направлены на экономию времени клиента, а следовательно его денежных средств.

Учитывая, что многие юристы работают на условиях почасовой оплаты своего рабочего времени, клиенту выгодно получить юридическую помощь за максимально короткое время консультирования.

У читателя может появиться вопрос: "В чём выгода юриста, если он меньше консультирует по времени и, как следствие, получит меньше денег с клиента?"

Секрет прост: Консультирующие юристы знают, что несколько дел выгоднее, чем одно (если они сопоставимы по сложности) - за один рабочий день выгоднее консультировать несколько клиентов, чем одного, а это значит, что нужно экономить консультационное время.

Как клиенту подготовиться к консультации?

Одной из самых распространённых помех качества юридического консультирования является ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЛНЕНИЕ.

Кстати, волнение может мешать даже юристу, если у него мало консультационного опыта. Волнение может существенно снизить скорость консультирования, если клиент обладает большой амплитудой эмоциональных состояний.

Клиенты, также, могут быть подавлены ситуацией, произошедшей с ними, могут пребывать в состоянии апатии, могут испытывать тревожные состояния и задача юриста вначале оказания юридической помощи заключается в приведении клиента в адекватное рабочее состояние.

На эти действия требуется время, оплачиваемое.

Итак, с чего клиенту начать подготовку?

1. Клиент должен успокоиться перед своим обращением к юристу и зафиксировать на бумаге всё, что с ним произошло в ситуации, требующей юридических действий.

Все действия излагаются в хронологическом порядке, аналогично заявлению в полицию или в суд. Письменно должно быть изложено:

  • Что, с кем и когда произошло?
  • Каким образом произошла неблагоприятная ситуация?
  • Какие последствия в результате неблагоприятной ситуации наступили?
  • Что планирует клиент получить в результате оказания юридической помощи?

Клиент иногда забывает указать свои требования, ожидания разрешения ситуации, думая, что юрист сам всё подскажет.

Часто юрист может предложить несколько вариантов решения ситуации с различными уровнями затрат, а клиент должен выбрать в соответствии со своими целями и возможностями, но цели должны быть им обозначены заранее.

2. Клиент должен составить перечень всех документов, указывающих на присутствие неблагоприятной ситуации, перечень доказательств указывающих на правоту клиента, а также список свидетелей и косвенных доказательств, которые можно использовать при разрешении ситуации.

Если существует вероятность доступа к таким спискам посторонних, то подобные списки рекомендуется составлять мысленно, чтобы не излагать на бумаге то, что можно потерять или случайно оставить в местах доступа посторонних и возможно будущих ответчиков.

Если документальные доказательства хранятся в надёжном месте, то для визита к юристу можно сделать бумажные копии всех документов или сфотографировать их с сохранением снимков на карту памяти или флешку.

Юристу может потребоваться изучить копии документов. В трудных случаях, требующих срочных действий, юриста можно вызвать "на дом", в место нахождения клиента. Также, не нужно забывать, что обращение к юристу не исключает обращение в правоохранительные органы, иногда, юрист оказывает помощь в совершении процессуальных действий сотрудниками полиции и следственными органами.

3. При обращении к юристу за консультацией должен быть заключён договор об оказании юридических услуг. Если юрист имеет статус адвоката, то для него законодательно установлены правила соблюдения адвокатской тайны.

Юрист, не имеющий статус адвоката, руководствуется действующим законодательством, общей этикой юридической деятельности и правилами поведения тех ассоциаций, и обществ, в которых он состоит.

В договоре на оказание юридических услуг должен быть пункт о неразглашении конфиденциальных сведений, полученных от клиента.

Клиент должен выяснить способ и график оплаты услуг юриста, если есть бесплатное консультирование, то нужно узнать когда оно начинается и заканчивается. Также, нужно помнить, что даже при бесплатном консультировании услуга оказывается с момента сообщения клиентом первых сведений, поэтому договор на оказание услуг должен быть заключен в самом начале отношений.

Также, нужно обращать внимание на условия расторжения договора и штрафы в случае просрочки платежа за услуги.

4. В процессе консультации юриста клиенту нужно узнать ответы на все вопросы, которые клиент подготовит в виде списка до начала консультации.

Если клиенту трудно сформулировать свои вопросы по причине волнения, то можно задать стандартный набор вопросов:

  • Какие права есть у клиента в обсуждаемой ситуации?
  • Какие нормы законодательства устанавливают права клиента?
  • Как реализуются права клиента, насколько реально ими воспользоваться?
  • Существует ли практика рассмотрения судебных споров или досудебного регулирования ситуации клиента?
  • Какие могут быть расходы в процессе защиты прав клиента (в общем и детально)?
  • Что нужно предпринять для защиты своих прав и обеспечения доказательств?
  • Какие документы нужно собрать для обоснования своих законных требований? Какие существуют способы получения документов в конкретной ситуации клиента? Как оформить правоустанавливающие и обеспечительные документы?
  • Какая процедура подачи документов в суд, надзорные и правоохранительные органы? Какие действия нужно предпринять в случае отказа в приёме документов?
  • Какие оптимальные действия в ситуации клиента с точки зрения юриста (юридический совет)?

В процессе получения консультации клиенту полезно делать пометки важных для него моментов, а также по результатам консультирования клиенту нужно получить от юриста письменное юридическое заключение.

ПОДГОТОВКА КЛИЕНТОМ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ШАГОВ НА ПУТИ ЗАЩИТЫ КЛИЕНТОМ СВОИХ ПРАВ.

На этом канале вы можете ознакомиться с особенностями самостоятельного составления претензии в различных случаях - "Как составить претензию".

Или, узнать как доверять юристу или пожаловаться на действия юриста при оказании консультаций - "Знание того, как пожаловаться на юриста может повысить доверие при консультациях".

16 апреля 2019 года. (изменения текста от 7 июня 2019 года)

автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.

Сохраните адрес этой статьи в своих закладках браузера, как полезную информацию.
Участвуйте в обсуждении статьи, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).