Театр в России больше, чем театр!

20 October 2019
272 full reads
1,5 min.
286 story viewsUnique page visitors
272 read the story to the endThat's 95% of the total page views
1,5 minute — average reading time

7-й Московский Фестиваль спектаклей малых форм для детей – подлинная академия творчества и воспитания чувств. В рамках Фестиваля состоялся мастер-класс Ольги Бигильдинской, руководителя Экспериметального центра по работе со зрителями РАМТ.

Поставленная в заголовок несколько измененная строчка поэта, по смыслу полностью соответствует такому явлению как Российский академический молодежный театр, в советское время - Центральный детский театр, уже в те далекие годы проводивший большую работу со зрителями, устраивавший обсуждения наиболее значительных своих спектаклей.

В наши дни торжества виртуальности необходимость непосредственных контактов со зрительской аудиторией, тем более – молодежной, возрастает многократно. И эту необходимость остро ощущают наиболее чуткие творцы современного театра.

Художественный руководитель РАМТ Алексей Бородин подчеркивает сложность и необходимость такого подхода: «Работа со зрителями в современном театре не сугубо педагогическая, она находится на стыке просвещения, пиара и сотворчества людей театра и самих зрителей. Многие проекты, существующие сегодня в российских театрах – это уникальные авторские работы, они ведутся настоящими энтузиастами своего дела».

Открытие 7-го московского фестиваля спектаклей малых форм для детей. Фото: ТАСС
Открытие 7-го московского фестиваля спектаклей малых форм для детей. Фото: ТАСС
Открытие 7-го московского фестиваля спектаклей малых форм для детей. Фото: ТАСС

Руководитель театра-студии MINIMA (ГБОУ школа 1241 «На Красной Пресне») Лора Макмак считает, что «театральный кружок или студия возвращает ребенка из стандартизированного школьного обучения в его естественную среду – в игровой мир». «Это тоже обучение, но обучение иного рода, основанное на художественном образном моделировании, где метафора становится проводником смыслов и помогает взаимодействию. Это дает возможность развивать нестандартность мышления и позицию «я – автор» по отношению к своей жизни. В то время как гаджеты и компьютерные программы дают готовые алгоритмы, театр учит искать свой путь в любой ситуации, и мы говорим «Тупиков нет – есть только предлагаемые обстоятельства», и это – позиция творца своей жизни», – настаивает Лора Макмак.

На встречу с Ольгой Бигильдинской в одном из залов особняка Союза женщин России в самом центре Москвы собрались студенты и социальные работники, журналисты, пишущие о театре.

Предваряя разговор, председатель СЖР Екатерина Лахова обратила внимание собравшихся, что в этом особняке А. С. Пушкин написал 7 главу своего романа в стихах «Евгений Онегин», и сознание этого, несомненно, влияет на настрой его нынешних обитателей и тех, кто приходит сюда. Легендарные стены хранят творческую энергию великого поэта!

Е. Лахова подчеркнула также значение Фестиваля в укреплении тесных связей между театром и зрителем, особенно юным, говорила о необходимости сделать театр доступным даже в самых малых городах России, о подготовке театральных педагогов с социальным уклоном, о значении диалога власти с общественными организациями и творческими работниками, о благотворности международных связей для обмена опытом.

Картина, нарисованная О. Бигильдинской, отражающая огромную и уникальную работу со зрителями РАМТ, не может не впечатлять. Остается только удивляться тому, что российские СМИ, охочие до сенсаций и всяческих ноу-хау, уделяют этой работе так мало внимания в своих публикациях.

С 2009 года в РАМТ выходит неформальная молодежная интернет-газета «РАМТОГРАФ», которую выпускает Пресс-клуб театра, где обсуждаются премьеры, работа режиссеров и актеров, под рубрикой «Закулисье» рассказывается о секретах театрального мастерства.

Первым из российских театров РАМТ организовал фонд, который стал собственником целевого капитала. Новые времена диктуют новые отношения, и целевой капитал является именно такой новой формы поддержки некоммерческих инициатив: средства отдаются управляющей компании, театр же использует только процент от вложения этих средств.

Закономерно, что театр, где зрители призваны играть главную роль, выстроил прочную обратную связь со своей аудиторией, которая реализуется в семи уникальных зрительских проектах. Среди них – образовательный «Театр+», здесь в дискуссионном пространстве, придуманном РАМТом для старшеклассников, проводятся творческие встречи с мастерами театра, лекции, мастер-классы.

Программа двухгодичного курса для подростков с родителями «Театральный словарь» ориентирована на ознакомление с историей театра и знакомство с театральными профессиями.

После просмотра спектакля дети от 6 до десяти лет с родителями имеют возможность ежемесячно собираться в «Семейном клубе», чтобы расширить свое понимание «материи» театра.

Ежемесячные обсуждения премьерных постановок РАМТа под названием «Премьера» собирают группу постоянных зрителей. Некоторые подобные встречи проходят с участием режиссеров и артистов спектаклей.

А еще существуют успешно действующие проекты «Экскурсии», «Пресс-клуб» и «Учительский клуб», названия которых говорят сами за себя.

В частности, на одной из площадок 7-го Московского Фестиваля спектаклей малых форм автор многих выдающихся клубных программ режиссер-педагог РАМТ А. Е. Лисицына по своей авторской методике работы со зрителями провела мастер-класс после просмотра спектакля «Черная курица» (по программе деятельности «Семейного клуба»).

Элеонора Шумилова. Фото: ТАСС
Элеонора Шумилова. Фото: ТАСС
Элеонора Шумилова. Фото: ТАСС

Рассказывая о проектах театра, Ольга Бигильдинская неоднократно обращала внимание аудитории на огромную важность для молодежи не только «познания мира через театр», но и на осознание самого себя, своих возможностей, на рождающееся стремление к самосовершенствованию молодого человека в процессе участия в зрительских проектах, которые построены по оригинальным методикам, которые помогают расширению эмоциональной палитры участников, пробуждают мысль. Люди учатся публично говорить, формулировать свое мнение и отстаивать его.

Цели каждого из начинаний РАМТа – эстетическое и культурное развитие личности, определение своей профориентации, укрепление семьи, формирование ядра будущих зрителей, воспитание культурных и эстетических вкусов. Это ли не традиционная миссия русского театра!?

Читайте больше новостей на нашем сайте