Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

13k full reads
21k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 62% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Благодаря проведенным работам город получит не только обновленный причал для водного транспорта, но и уникальное городское пространство с парком и благоустроенное набережной.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Реставрацию и благоустройство Северного речного вокзала планируют завершить уже в этом году ко Дню города. Об этом сообщил Сергей Собянин во время его посещения.

Реставрационные работы были начаты в августе 2018 года. Сначала на объекте были проведены первоочередные противоаварийные работы. Наибольшую сложность вызвали нестабильное основание и фундамент вокзала, которые были усилены инъекционным методом. Также была проведена сложная работа по укреплению несущих конструкций здания — колонн, стен, перекрытий.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Затем началось воссоздание исторического облика и планировки вокзала с максимальным сохранением оригинальных элементов.

По состоянию на 1 июня 2020 года выполнены следующие работы:

  • устройство конструкций и перегородок, восстановление гранитного покрытия галерей по архивным фотоматериалам;
  • реставрация и воссоздание осветительных приборов (фонарей-ландышей на вентиляционных шахтах, расположенных на кровле, торшеров на площадках центральной лестницы, круглых светильников на стенах галерей);
  • восстановление обшивки и ремонт металлоконструкций и подъемного механизма шпиля;
  • восстановление покрытия эксплуатируемой кровли (с исторической раскладкой рисунка) — прогулочной площадки из асфальта и мрамора;
  • реставрация четырех якорей башни и скульптурной композиции шпиля, воссоздание четырех скульптур: «Южанки», «Красноармейца», «Северянина» и «Краснофлотца» — для установки на третьем ярусе башни;
  • воссоздание балюстрад на кровле, первом и втором этажах;
  • реставрация 24 полихромных керамических медальонов (фарфоровых блюд) — майолики восточного и западного фасадов;
  • облицовочные работы по реставрации гранитных лестниц, устройству лестничных маршей и площадок.
Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

На данный момент выполнен подбор и ведется монтаж натурального белого камня на карнизах здания. Специалисты привели в порядок покрытие фасадов, гранитную облицовку цоколей и подпорных стенок.

Заменены оконные проемы, изготовлены наружные двери, отреставрирована и воссоздана фурнитура. После монтажа были запущены системы отопления. 

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Башенным часам вернули их исторический облик, а утраченный механизм заменили новым, функционирующим с применением современных средств автоматизации.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Помимо того, завершаются отделочные работы в интерьерах вокзала. Мастера реставрируют декор (гризайль, роспись по стеклу, вентиляционные решетки, панно на холстах), занимаются внутренней отделкой потолков и стен.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Особо ценными помещениями вокзала являются главный вестибюль, зал ожидания, ресторан и кабинет специального назначения. Все они будут восстановлены в своей первоначальной красоте.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу
Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

В ходе реставрации специалисты демонтировали главный декоративный элемент вокзала — звезду, которая на протяжении 80 лет венчала шпиль здания. Ее снимали с помощью 100-тонного крана в течение двух часов.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Звезда была изготовлена в 1935 году на заводе имени Молотова из нержавеющей стали, облицованной позолоченным медным листом. В центре были закреплены серп и молот, выполненные из посеребренных гальваническим способом листов меди на клепочном соединении. Конструкцию украсили уральскими самоцветами — аметистами, топазами, александритами, горным хрусталем и аквамаринами. Каждый самоцвет был закреплен в отдельной золотой ячейке-касте.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

За время существования звезды из-за коррозии произошла деформация слоя золота, повлекшая его частичную утрату. Также была утрачена часть самоцветов. В ходе реставрационных работ все утраты восполняются по историческим фотографиям и чертежам.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

В интерьерах вокзала также сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой. Это более 500 осветительных приборов, которые находились в неудовлетворительном состоянии. За 80 лет эксплуатации они деформировались, на стеклянных плафонах появились трещины и сколы, крепежи были частично утеряны, внутренние каркасы проржавели, а электропроводка нуждалась в замене.

В процессе реставрации люстры и бра очищают от грязи, исправляют деформированные металлические детали, устраняют трещины и укрепляют конструкции.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Утраченные элементы воссоздаются, а разбитые плафоны заменяются новыми. Их изготавливают из стекла, которое было специально заказано на стекольном заводе в Пензе. В осветительных приборах устанавливаются новые электропроводка и патроны, что обеспечит их безопасную эксплуатацию и экономию электрической энергии.

Наиболее сложные работы проведены на большой люстре вокзала весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один луч и вовсе сломан.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Провести реставрацию осветительных приборов помог счастливый случай. Специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические.

После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством с транспортной функцией. Оно будет круглый год доступно для посетителей. Там расположатся ресторан, кафе и магазины с сувенирами. Здание будет приспособлено для маломобильных граждан. Фасады украсит архитектурно-художественная подсветка.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

После завершения работ планируется организовать регулярные речные пассажирские перевозки, связывающие Москву с Подмосковьем и другими регионами, а также развивать туристические маршруты.

Порт пяти морей: масштабный замысел и воплощение

Вокзал располагается на берегу Химкинского водохранилища по адресу: Ленинградское шоссе, владение 51. Здание было построено в 1932–1937 годах по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского одновременно с каналом имени Москвы, еще до заполнения Химкинского водохранилища.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Главная тема в архитектурно-художественном оформлении Северного речного вокзала — представление Москвы как порта пяти морей. Ведь благодаря открытию канала имени Москвы в 1930-х годах речные суда, отправлявшиеся отсюда, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.

Силуэт здания Северного речного вокзала напоминает огромный двухпалубный корабль. Его композиция строго симметрична. Центральная часть с главным входом и башней — это тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму, вереница колонн — огороженную палубу, а шпиль со звездой на башне — это мачта, на которую еще не водрузили парус.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Общая площадь трехэтажного здания вокзала составляет 5,3 тысячи квадратных метров, протяженность вдоль берега — 150 метров. Высота шпиля — 27 метров. К причалу спускается парадная лестница. Интерьеры были богато декорированы живописью.

Стены здания практически не видны за многочисленными галереями. Повторения пилонов, столбов, облегченных колонн, арок придают ему прозрачность и легкость. Оси оформлены как арки галерей. Общее количество столбов на втором этаже — 150, колонн и столбов на третьем этаже — 88.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Башню вокзала завершает 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. Согласно проекту, с началом навигации он должен был выдвигаться из башни, а по ее окончании убираться внутрь. Однако фактически механизм запускался всего несколько раз.

Здание вокзала является памятником архитектуры регионального значения и одним из узнаваемых символов Москвы, который можно увидеть во многих отечественных кинофильмах — «Волге-Волге», «Новой Москве», «Коллегах», «Гонках по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

По замыслу создателей, Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан.

Поэтому здесь открылся первоклассный ресторан, а поблизости был разбит парк, украшенный фонтанами и скульптурой.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Причал Северного речного вокзала может принимать до 24 судов в сутки. На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 миллиона человек.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Однако с начала 1990-х годов речные перевозки стали стремительно сокращаться. Так, в 2018 году было обслужено всего лишь около 200 тысяч пассажиров круизных судов и 120 тысяч пассажиров экскурсионно-прогулочных судов.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

Сокращение перевозок стало основной причиной упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок. Здесь размещались ларьки, в непригодных для торговли помещениях были камеры хранения. Здание начало крениться и в 2009 году было закрыто из-за аварийного состояния.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу

В 2015 году Северный речной вокзал был передан в собственность города, после чего началась подготовка к его реставрации. Проект, разработанный по заказу Правительства Москвы, предусматривает возрождение исторической функции вокзала как транспортного объекта и места для круглогодичного отдыха москвичей.

Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу
Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу
Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу
Реконструкция Северного речного вокзала подходит к концу
Понравилась статья? Ставьте лайки и комментируйте – это нас вдохновляет;)
Хотите стать еще ближе к миру круизов? Подписывайтесь на канал "Флот и Круизы" и на наши рассылки. В них мы делимся подробной информацией о маршрутах, новинках и действующих предложениях компаний со всего мира, представленных на сайте "Инфофлот".