Албания. Худшая железная дорога в мире среди условно действующих. Наибольшая досада и озлобленность за десять лет загранпоездок.

12k full reads
19k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 64% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Железные дороги Албании - одна из главных достопримечательностей этой страны.
Но проехать по ним можно только при большом везении.
Кому удалось после 2019 года - сообщайте! И сообщайте любые новости по ним.

У меня с железными дорогами Албании связаны "запредельные" негативные эмоции. В ноябре 2019 года я потратил много жёстко дефицитных дней на ожидание поезда, вдоволь помучился с отвратительным автостопом, перемещаясь из одной точки в другую в надежде застать поезд хоть где-то. И всё безрезультатно. К величайшей досаде, появилась первая посещённая заграничная страна, где я не ездил по железной дороге.

-----

Албания - небольшая страна в Южной Европе. «Задворками Европы» её никак не назвать: она находится недалеко от Италии и Греции, древнейших носителей европейской цивилизации. Территория 28 748 кв. км - совпадает, например, с Крымом, существенно меньше Московской области. Однако страна вытянута в меридиональном направлении и является горной, поэтому в ходе путешествия не покажется совсем уж маленькой.

Население 2 831 000 человек, свыше 95 процентов - этнические албанцы. В 2001 году было 3 069 000 человек, но это не означает, что страна вымирает: рождаемость превышает смертность, причём значительно. Причина такого сокращения - в том, что очень многие албанцы уехали за границу. Кто-то временно, кто-то навсегда, кто-то не определился. Есть мнение, что если учитывать жителей страны, уехавших за её пределы, то численность населения будет едва ли не на миллион выше.

Албания является моноэтничной, но при этом мультирелигиозной страной. Статистика по религии - предмет споров, но усреднённые данные таковы: 70 процентов мусульман, 30 процентов христиан, в основном католиков. Доля мусульман растёт - в начале ХХ века имелся одинаковый процент христиан и мусульман.

При всём том, Албания не является исламской страной в привычном понимании. Она не похожа не только на Чечню или Дагестан, но даже и на Турцию. Религиозность населения низкая.

Название происходит от латинского alba - белый. На национальном языке Shqiperia (Шкиперия). Албанский язык не сходен с каким-либо другим языком мира.

В первой половине ХХ века Албания была единственной безжелезнодорожной страной континентальной Европы. Железная дорога была открыта только в 1947 году - по крайней мере, так считается на официальном уровне. На самом деле до этого были небольшие «промышленные» узкоколейные линии, не имевшие серьёзного значения. Возможно, первая из них появилась ещё в 1890-е годы. Расположение этих линий и период их действия - предмет споров.

Схема железных дорог Албании. Ныне пассажирское движение формально должно оставаться  только по трём маршрутам: Дуррес - Шкодер, Дуррес - Эльбасан, Дуррес - Кашар.
Схема железных дорог Албании. Ныне пассажирское движение формально должно оставаться только по трём маршрутам: Дуррес - Шкодер, Дуррес - Эльбасан, Дуррес - Кашар.
Схема железных дорог Албании. Ныне пассажирское движение формально должно оставаться только по трём маршрутам: Дуррес - Шкодер, Дуррес - Эльбасан, Дуррес - Кашар.

Железная дорога Албании построена диктатором Энвером Ходжей, пришедшим к власти в 1944 году после изгнания немецких оккупационных войск. Только благодаря ему появились железные дороги, именно он их создал! Похоже, что он был «фанатом» железных дорог. Построил железнодорожную сеть - до его прихода к власти железных дорог не было. Считал их главным видом транспорта. Всё население ездило по железной дороге, много миллионов пассажиров в год. Владеть автомобилем частным лицам запрещалось, автомобили были только у представителей элиты и приближённых к ним.

При Ходже Албания была аналогом нынешней Северной Кореи, лишь слегка смягчённым. Тоже наглухо закрытая страна, отгороженная от внешнего мира и превращённая в большой военный лагерь, с «запредельным» уровнем милитаризации. Здесь было построено 700 тысяч бетонных бункеров. Тоже специфическая идеология - хоть и коммунистическая, но отличающаяся от классического социализма в советском стиле. Тоже полный запрет любой религии.

В первые одиннадцать лет «ходжистская» Албания дружила с Советским Союзом. В этот короткий период некоторые албанцы получили образование в Советском Союзе, и даже албанский язык пополнился некоторыми словами из русского, а в Хабаровске появилась Албанская улица. Но в 1956 власти СССР открыто провозгласили «десталинизацию». Албания, как и Китай, была этим возмущена. Её власти заявили, что СССР, очерняя великого Сталина, отрёкся от настоящего коммунизма.

Все последующие годы отношения между Албанией и СССР были враждебными. Главными союзниками тут считали маоистский Китай и Северную Корею. Однако некоторые экономические отношения с восточноевропейскими социалистическими странами поддерживались, и главными локомотивами на железной дороге стали тепловозы ЧМЭ3 из Праги.

Железная дорога Албании была очень сложной в постройке. Страна горная, тут бесчисленные виадуки, тоннели. И столько труда пропало зря.

Первая линия Дуррес - Прогожина - Пекин (направление на Эльбасан, не путать со столицей Китая) была открыта в 1947 году. Немногим позднее была открыта линия Дуррес - Тирана, соединяющая главный морской порт со столицей. Центром железных дорог был и остаётся Дуррес.

Первые паровозы поступили из Советского Союза. Колея - стандартная общемировая, 1435 мм.

В 1970-е годы была построена исключительно сложная и дорогостоящая горная линия Эльбасан - Преньяс - Поградец, с множеством тоннелей и огромных виадуков. Она не действует с 2012 года.

Первые почти 40 лет (1947-1986) железная дорога Албании была физически изолирована от внешнего мира. Албания являлась единственной страной континентальной Европы с абсолютно изолированной железной дорогой. В Швецию и Норвегию до строительства мостов через проливы теоретически можно было проехать через СССР и Финляндию, пусть и с двухкратной сменой колеи.

В сентябре 1986 года произошло важнейшее историческое событие: была открыта линия Шкодер - Титоград, ныне Подгорица. Албания вышла из изоляции и соединилась с внешним миром.

Линия Шкодер - Титоград была открыта уже после смерти тоталитарного диктатора Ходжи (11 апреля 1985 года), хотя начала строиться при его жизни и правлении.

Преобладает мнение, что пассажирских перевозок на этой линии не было. Но откуда мы можем знать, что пассажирского движения на ней не было хотя бы кратковременно? Короткое время могло быть, около 1992 года, когда резко сменился режим, «европейской Северной Корее» пришёл конец, была эйфория по этому поводу, стали активно налаживать международные связи. Чисто технически, продлить поезд Тирана - Шкодер до Подгорицы, это всего лишь лишний час езды без учёта стоянок для пограничного контроля.

Было, к примеру, в начале 1990-х годов сквозное пассажирское движение даже по линии 1520 мм Владимир-Волынский - Олкуш (Катовице), хотя кто бы сейчас поверил.

Жёсткий режим кончился почти сразу после после смерти Ходжи - он не подготовил себе преемника, в отличие от похожего северокорейского диктатора Ким Ир Сена. Да и сохранить подобный сумасбродный режим в центре Европы в любом случае было бы намного сложнее, чем в Азии.

В 1990 году начались народные волнения, стали массово громить коммунистическую символику, сбрасывать памятники Ходже и Сталину. Единственный существовавший на тот момент в мире город Сталин в 1990 году был переименован в Кучова. Коммунистическая власть пыталась сопротивляться, окончательная смена режима произошла в 1992 году. Вдова диктатора Энвера Ходжи Неджмие в 1991 году была заключена в тюрьму, освобождена в 1997 году. На момент путешествия в ноябре 2019 года она была жива и ей было 98 лет.

С конца 1980-х годов на железной дороге Албании только деградация и ничего больше. С каждым годом пути, локомотивы и вагоны всё больше гниют. После Ходжи тут полный пофигизм. Нет ничего печальнее на свете, чем железная дорога Албании.

Поградец кончился в 2012 году, Влёра чуть позже, потом и Тирана. Линию в непосредственно в Тирану разобрали, конечной станцией стал Кашар в 8 километрах ближе снесённой станции Тирана.

Тридцать лет нет почти никакого позитивного изменения, кроме единичных поставок «новых» вагонов из Польши и Чехии, на самом деле старых и списанных в этих странах! И вообще ничего нового. Ну, разве что шпалы изредка где-то меняют. Всё меньше маршрутов и пассажиров, больше ветшают пути.

На железной дороге всей страны!!! осталось, возможно, три штуки исправных тепловозов ЧМЭЗ, в лучшем случае пять или семь. Тем более трудно сказать точно, потому что сегодня исправен - завтра сломался и запчасти взять негде.

Никаких тепловозов, кроме ЧМЭ3, в Албании нет. Несколько десятков ЧМЭ3 гниют, от полного сгнивания до ремонтопригодных. Штук шесть пассажирских вагонов, которые могут ездить, ещё пара десятков разбитых, которых, казалось бы, выпускать на линию нельзя. Десяток-другой работников, почти все - старики или близко к тому. По-английски знают хорошо если три слова.

В 2019 году официально заявлены три маршрута движения поездов: Дуррес - Шкодер, Дуррес - Эльбасан и Дуррес - Кашар, причём на первых двух две пары ежедневно, на третьем одна пара ежедневно. Так на официальном сайте.

Я не знаю, было ли такое реально и возможно ли это физически. Скорее всего, в реальности для такого движения не хватит имеющихся тепловозов и вагонов. (Нужно самое меньшее четыре исправных тепловоза и восемь вагонов при двухвагонной составности поезда, есть ли столько?)



Вокзал на станции Шкодер железной дороги Албании.
Вокзал на станции Шкодер железной дороги Албании.
Вокзал на станции Шкодер железной дороги Албании.


Станция Шкодер. Тепловоз ЧМЭ3, как выяснилось по путевой записке, привёл сюда пассажирский поезд не далее как вчера,
обогнался и замер. На сколько дней - никто не знает. Официально тут две пары поездов в день. Абсолютно никакой
внятной информации о причинах отмены, наиболее распространённая версия - кончилось топливо.
Станция Шкодер. Тепловоз ЧМЭ3, как выяснилось по путевой записке, привёл сюда пассажирский поезд не далее как вчера, обогнался и замер. На сколько дней - никто не знает. Официально тут две пары поездов в день. Абсолютно никакой внятной информации о причинах отмены, наиболее распространённая версия - кончилось топливо.
Станция Шкодер. Тепловоз ЧМЭ3, как выяснилось по путевой записке, привёл сюда пассажирский поезд не далее как вчера, обогнался и замер. На сколько дней - никто не знает. Официально тут две пары поездов в день. Абсолютно никакой внятной информации о причинах отмены, наиболее распространённая версия - кончилось топливо.


У станции Шкодер, линия на Дуррес.
У станции Шкодер, линия на Дуррес.
У станции Шкодер, линия на Дуррес.


Станция Шкодер.
Станция Шкодер.
Станция Шкодер.


Станция Шкодер, северная горловина, вид в сторону Подгорицы. Пассажирского движения на Подгорицу 
нет очень давно, раз в несколько дней могут быть грузовые поезда.
Станция Шкодер, северная горловина, вид в сторону Подгорицы. Пассажирского движения на Подгорицу нет очень давно, раз в несколько дней могут быть грузовые поезда.
Станция Шкодер, северная горловина, вид в сторону Подгорицы. Пассажирского движения на Подгорицу нет очень давно, раз в несколько дней могут быть грузовые поезда.

 
Шкодер. Действующих «обменников» не найдено, снимаю албанские деньги в банкомате.
Шкодер. Действующих «обменников» не найдено, снимаю албанские деньги в банкомате.
Шкодер. Действующих «обменников» не найдено, снимаю албанские деньги в банкомате.


В центре Шкодера. Здесь Албания выглядит нормальной европейской страной, отличие которой от прочей Европы - 
лишь в катастрофическом состоянии железной дороги.
В центре Шкодера. Здесь Албания выглядит нормальной европейской страной, отличие которой от прочей Европы - лишь в катастрофическом состоянии железной дороги.
В центре Шкодера. Здесь Албания выглядит нормальной европейской страной, отличие которой от прочей Европы - лишь в катастрофическом состоянии железной дороги.

Ноябрь 2019 года. поезда стоят. В Шкодере, Дурресе, Эльбасане у платформы вагоны с ЧМЭ3, под которым ржавые рельсы. Из персонала, обычно старикашка, дежурный по станции и сторож одновременно, который может говорить no train или train tomorrow. Ждал как идиот завтрашнего дня и в Шкодере, и в Дурресе, ЧМЭЗ так же стоит на приколе. Ни одного другого желающего уехать поездом не видел.

Причины, почему нет движения, никто не знает. Одни говорят, нет горючего, другие - нет персонала, третьи - тепловозы сломаны.

При этом я нашёл билет с датой 26 октября, а у тепловоза в Шкодере путевую записку машинисту с датой 2 ноября. То есть на день опоздал.

НИКАКОЙ официальной информации. Ни на сайте Албанских железных дорог, ни письменно на вокзалах. И ощущение полного пофигизма и безнадёги.

Перепробовал все возможные варианты поиска информации в Гугл, почему нет движения поездов в Албании, хотя на официальном сайте http://hsh.com.al/ движение заявлено, тремя маршрутами, на двух из которых по две пары в день. А реально - полное запустение.

Искал по-английски, и по-албански, и в фэйсбуке
http://www.facebook.com/HSHALBANIA/ теоретически официальная группа, задавал вопрос (не ответили)
http://www.facebook.com/hekurudha/ (фанатская группа)
- ноль информации!

Албанская википедия
http://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=sq&u=http://sq.wikipedia.org/wiki/Hekurudha_Shqiptare&prev=search мало что полезного.

«Официальные данные Министерства транспорта показывают, что Албанская железная дорога располагает 66 пассажирскими вагонами, 225 грузовыми вагонами и 25 локомотивами.» Исправных в разы меньше.

http://www.seat61.com/Albania.htm. A report in September 2019 said all trains were at a stand again, presumably another funding crisis or fuel shortage. A more recent report in October 2019 says they are running again, possibly to a reduced timetable. Тут пишут, поезда остановились в сентябре 2019 года из-за отсутствия топлива, но в октябре пошли снова.

Но в дни поездки в ноябре поезда не шли. Блин, зачем я сюда припёрся?! Столько времени потрачено зря, бесконечная досада!



Станция Дуррес, главная в Албании. Надежды на лучшее не оправдались: здесь то же самое, что в Шкодере.
Станция Дуррес, главная в Албании. Надежды на лучшее не оправдались: здесь то же самое, что в Шкодере.
Станция Дуррес, главная в Албании. Надежды на лучшее не оправдались: здесь то же самое, что в Шкодере.


Станция Дуррес, главная в Албании. Список пунктов назначения из лучших времён.
Станция Дуррес, главная в Албании. Список пунктов назначения из лучших времён.
Станция Дуррес, главная в Албании. Список пунктов назначения из лучших времён.


Станция Дуррес, главная в Албании. Этот плакат выглядит изощрённым издевательством.
Станция Дуррес, главная в Албании. Этот плакат выглядит изощрённым издевательством.
Станция Дуррес, главная в Албании. Этот плакат выглядит изощрённым издевательством.


Станция Дуррес. Немыслимо, но факт: над этим совершенно фантастическим расписанием написано, 
что оно действует с 17 октября 2019 года. (Tetor - октябрь). Такой объём движения 
почти наверняка невозможно выполнить в принципе.
Станция Дуррес. Немыслимо, но факт: над этим совершенно фантастическим расписанием написано, что оно действует с 17 октября 2019 года. (Tetor - октябрь). Такой объём движения почти наверняка невозможно выполнить в принципе.
Станция Дуррес. Немыслимо, но факт: над этим совершенно фантастическим расписанием написано, что оно действует с 17 октября 2019 года. (Tetor - октябрь). Такой объём движения почти наверняка невозможно выполнить в принципе.


Дуррес. Как выяснилось, подъездной путь в порт ликвидирован, как и подъездные пути каких-либо заводов.
Дуррес. Как выяснилось, подъездной путь в порт ликвидирован, как и подъездные пути каких-либо заводов.
Дуррес. Как выяснилось, подъездной путь в порт ликвидирован, как и подъездные пути каких-либо заводов.


Дуррес, локомотивное депо. Действующего деповского здания нет, всё ржавое и заросшее.
Дуррес, локомотивное депо. Действующего деповского здания нет, всё ржавое и заросшее.
Дуррес, локомотивное депо. Действующего деповского здания нет, всё ржавое и заросшее.


Дуррес.
Дуррес.
Дуррес.

 
Дуррес. «Флагманский» тепловоз локомотивного парка Албании (всего тут где-то пять исправных тепловозов), 
который даже недавно перекрасили.
Дуррес. «Флагманский» тепловоз локомотивного парка Албании (всего тут где-то пять исправных тепловозов), который даже недавно перекрасили.
Дуррес. «Флагманский» тепловоз локомотивного парка Албании (всего тут где-то пять исправных тепловозов), который даже недавно перекрасили.


Дуррес. Уже вышел сторож, который будет прогонять отсюда.
Дуррес. Уже вышел сторож, который будет прогонять отсюда.
Дуррес. Уже вышел сторож, который будет прогонять отсюда.


Дуррес.
Дуррес.
Дуррес.

Жду как идиот ещё и в Дурресе, "железнодорожной столице", из-за звучавших "Train tomorrow". Безрезультатно. Никакой внятной и официальной информации.

Итог - зашкаливающие негативные эмоции, озлобленность и плохое настроение на месяцы !! вперёд, дикая досада и разочарование. Оказаться в заграничной стране и не проехать по железной дороге - что может быть хуже? Мало что. Основные претензии к стране, за что считаю их гадами - не за то, что они остановили поезда, так много где бывает. А за то, что они не сообщают об этом, вообще нигде внятно не сообщают. Сообщили бы в интернете - я, естественно, сюда бы не поехал, сообщили бы внятно хотя бы на станции в Шкодере - я бы вернулся в Подгорицу и не не терял бы напрасно очень дефицитные дни, не мучился бы с мерзостным автостопом.

----------

все обновления, исправления, добавления - не здесь, а на ПОЕЗДКА В БОСНИЮ И ГЕРЦЕГОВИНУ, ЧЕРНОГОРИЮ, АЛБАНИЮ, МАКЕДОНИЮ, ГРЕЦИЮ, 2019 ГОД

ОПИСАНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН