Где есть кольцевые линии метрополитена и где они могут появиться?

11 January

Москву трудно представить без кольцевой линии метрополитена. Она полностью открыта в 1954 году. 19 километров, 12 станций, все являются памятниками архитектуры. Все станции являются пересадочными на другую линию. Движение замкнутое, исключительно по кольцу.

В 2023 году в Москве может полностью открыться Большая Кольцевая линия. Длина составит около 70 километров. Москва станет третьим городом мира с двумя кольцевыми линиями метрополитена. Но там не будет замкнутого движения только и исключительно по кольцу - в состав линии войдёт ответвление "Хорошёвская" - "Шелепиха" - "Деловой Центр".

Так будет выглядеть линия.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)  Названия некоторых станций ныне изменились в худшую сторону (дублируют    другие станции).
Так будет выглядеть линия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0) Названия некоторых станций ныне изменились в худшую сторону (дублируют другие станции).

------------

Между тем, кольцевые линии метрополитена - явление редкое. Их до сих пор в мире очень мало.

Первая замкнутая кольцевая линия метрополитена была открыта в 1896 году в городе Глазго (Glasgow). Это крупнейший город Шотландии - составной части Великобритании с широкой автономией. Столицей Шотландии не является.

Метрополитен Глазго удивителен во всём. Колея 1219 мм - нигде более такой нет. Замкнутое кольцо длиной 10,4 км, 15 станций. Выглядит миниатюрным. С момента открытия метрополитен в части конфигурации не менялся.

С 1896 года в Глазго не построили ни одной новой станции, ни одного нового участка! Хотя это миллионный город. Жители Новосибирска жалуются, что десять лет ждут новую станцию - а в Глазго ждут 125 лет.

В городе есть ещё несколько подземных "метроподобных" станций, но они относятся к железной дороге общего пользования и не рассматриваются как городской транспорт.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD_%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD_%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD_%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD_%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE

-----

Лондон. Официально есть Кольцевая линия (Circle line), но на самом деле она таковой не является с 2009 года. Станция Edgware Road там является тупиком, нужно переходить на соседнюю станцию. Добавлю, чтобы внести ясность.

Первый участок Кольцевой линии открыт в 1863 году и считается первым участком первого в мире Лондонского метрополитена.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD)

До 2009 года линия работала именно как кольцо.

Схема линии в прежнем виде (до 2009 года).
Схема линии в прежнем виде (до 2009 года).

В результате открытия участка до Hammersmith схема движения стала линейной. От Hammersmith до Edgware Road по всему бывшему кольцу. На Edgware Road - оборот состава.

Пекин. Один из двух городов с уже действующими двумя кольцевыми линиями (второй - Мадрид) и единственный, где одна линия находится внутри другой. Первая полностью открыта в 1987 году, 23 км. Вторая - в 2013 году, 57 км.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD

Мадрид. Первая кольцевая линия (№6) открыта в 1995 году. 23 км, 28 станций. Вторая в 2003 году. Тоже 28 станций, но 41 км. Обе полностью подземные. Линии никак не пересекаются и одна не находится внутри другой. Движение на обеих линиях замкнутое - всё как в Москве.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD

Южную кольцевую линию я проездил полностью, центральную - частично.

Станция Puerta del Sur (южные ворота) на второй кольцевой линии.
Станция Puerta del Sur (южные ворота) на второй кольцевой линии.

http://infojd.ru/dop/poezdka2018fr.html

Чэнду, Китай. Кольцевая линия (№7) открыта в декабре 2017 года. Длина линии — 38,6 км, 31 станция. Движение замкнутое, без ответвлений.

http://urbanrail.net/as/cn/chdu/chengdu.htm
http://urbanrail.net/as/cn/chdu/chengdu.htm
http://urbanrail.net/as/cn/chdu/chengdu.htm
http://urbanrail.net/as/cn/chdu/chengdu.htm

Шанхай. Линия 4, полностью открыта в 2007 году. Частично совместное движение с другой линией.

http://urbanrail.net/as/cn/shan/shanghai.htm
http://urbanrail.net/as/cn/shan/shanghai.htm

Сеул. Линия №2, представляет собой кольцо с двумя ответвлениями. Есть разные маршруты. Примерно на половине протяжённости - наземные участки.

http://urbanrail.net/as/kr/seoul/seoul.htm
http://urbanrail.net/as/kr/seoul/seoul.htm
http://urbanrail.net/as/kr/seoul/seoul.htm
http://urbanrail.net/as/kr/seoul/seoul.htm
http://urbanrail.net/as/kr/seoul/seoul.htm
http://urbanrail.net/as/kr/seoul/seoul.htm

Чунцин, Китай. Кольцевая линия полностью открыта 20 января 2021 года. Предположительно есть общий маршрут с другой линией.

http://urbanrail.net/as/cn/chon/chongqing.htm
http://urbanrail.net/as/cn/chon/chongqing.htm

Гуаньчжоу, Китай. Кольцевая линия строится.

http://urbanrail.net/as/cn/guan/guangzhou.htm
http://urbanrail.net/as/cn/guan/guangzhou.htm

Нагоя, Япония. Кольцо с ответвлением.

http://urbanrail.net/as/jp/nagoya/nagoya.htm
http://urbanrail.net/as/jp/nagoya/nagoya.htm

Сингапур. Открыта в 2009 году. Официально называется Кольцевой и на некоторых схемах рисуется так, но замкнутого кольцевого движения нет.

Где есть кольцевые линии метрополитена и где они могут появиться?

Осло. На схемах есть кольцо, но замкнутого движения только по кольцу нет. Кольцевой участок используется множеством маршрутов.

http://urbanrail.net/eu/no/oslo/oslo.htm
http://urbanrail.net/eu/no/oslo/oslo.htm

Чикаго. Приблизительно то же самое, что в Осло. В центре города есть кольцо, официально петля (loop). Движения только по кольцу нет. Этот участок используется поездами множества маршрутов в качестве "большого разворотного круга". Участок полностью надземный.

http://urbanrail.net/am/chic/chicago.htm
http://urbanrail.net/am/chic/chicago.htm

Копенгаген. Открыта в 2019 году. Кроме кольцевого маршрута, на части линии есть поезда другого маршрута. Движение поездов без машиниста. 15 км, 17 станций.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD

Бухарест. Есть петлевая линия №1, приблизительно аналогичная имеющейся в Лондоне. На схеме может показаться кольцом. В действительности - линейное движение от станции Pantelimon до станции Dristor.

Где есть кольцевые линии метрополитена и где они могут появиться?

Поезд на этой линии вначале проходит через "сквозную" станцию Dristor, а затем, преодолев 16 станций, прибывает на другую, конечную станцию Dristor. Она связана переходом с первой станцией.

Гамбург. То же самое, что в Бухаресте. Линия №3 издали кажется кольцом с ответвлением. На самом деле - движение линейное от Wandsbek-Gartenstadt до Barmbek. На линии - две разные станции с одинаковым названием Barmbek.

http://urbanrail.net/eu/de/hh/hamburg.htm
http://urbanrail.net/eu/de/hh/hamburg.htm

Брюссель. Приблизительно такая же ситуация, как в Бухаресте и Гамбурге. Петля, две станции Simonis, одна из которых - конечная.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD

Бангкок. Аналог Бухареста.

http://urbanrail.net/as/bang/bangkok.htm
http://urbanrail.net/as/bang/bangkok.htm

Майами. В центре города есть "Miami Downtown Metromover."

Это не метро. Эстакадный шинный транспорт внешне поначалу может показаться похожим на московский монорельс. Но «рельсов» в нём два.

Кабинки на шинном ходу, движутся на электрической тяге, в центре - металлический рельс, являющийся контактным и направляющим. Маршруты короткие. Движение кабинок происходит без водителя. Проезд абсолютно бесплатный - никаких турникетов, карточек, валидаторов.

Действуют три маршрута, один из которых — одностороннее кольцо, ещё два - петлевые. http://infojd.ru/dop/poezdka2014us-1.html - фото

http://urbanrail.net/am/miam/miami.htm
http://urbanrail.net/am/miam/miami.htm

.

.

Как видно, полностью замкнутые кольцевые линии метрополитена, аналогичные московской, с только замкнутым движением, есть лишь в Глазго, Мадриде, Пекине, Чэнду.

-----------------------------------------------

Похоже на метро, но не метро. Токио, линия Яманотэ. Действует с 1925 года. Наземные электропоезда.

Где есть кольцевые линии метрополитена и где они могут появиться?

Осака, Япония. Кольцевая линия наземных электропоездов.

http://urbanrail.net/as/jp/osaka/osaka.htm
http://urbanrail.net/as/jp/osaka/osaka.htm

Берлин. Наземные городские электропоезда. Есть кольцо, на большей части которого, кроме кольцевого маршрута, курсируют и поезда других маршрутов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0

Москва, МЦК http://infojd.ru/06/mojd.html . Линия построена в 1908 году, но активное пассажирское движение началось в 2016 году (минимальное, почти незаметное было до 1934 года). Городские электропоезда, полностью изолированные от внешней среды. В отличие от Берлина - только замкнутое движение по кольцу, никаких других маршрутов нет. Самый комфортабельный в мире городской транспорт!

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE

Если признать, что это тоже метрополитен, то вскоре Москва станет единственным в мире городом с тремя кольцевыми линиями.

=============================================

Где кольцевые линии появятся? В нашем мире возможные места - Санкт-Петербург, Ташкент и Минск. В первом случае строительство Кольцевой линии запланировано с 1960-х годов. Именно под неё была построена уникальная и сложнейшая двухуровневая станция "Спортивная".

https://topspb.tv/news/2017/08/17/poltavchenko-stanciyu-metro-kudrovo-gorod-budet-stroit-vmeste-s-leningradskoj-oblastyu/
https://topspb.tv/news/2017/08/17/poltavchenko-stanciyu-metro-kudrovo-gorod-budet-stroit-vmeste-s-leningradskoj-oblastyu/

Когда линия будет построена, неизвестно. Объективно говоря, это не самый нужный объект. Особенно с учётом его огромной сложности и цены.

Ташкент. Ещё недавно казалось, что кольцевая линия там появится вскоре.

https://www.gazeta.uz/ru/2019/07/03/metro/
https://www.gazeta.uz/ru/2019/07/03/metro/

Но проект пересмотрен. Возможно, кольцевой линии не будет. Несмотря на то, что её первый участок уже открыт.

Минск. Кольцевая линия добавлена в планы развития.

https://interfax.by/news/tovary_i_uslugi/transport/1168556/
https://interfax.by/news/tovary_i_uslugi/transport/1168556/

Минск - это отчасти "уменьшенная Москва". Похожая радиально-кольцевая планировка, город тоже опоясан автомобильной магистралью - МКАД, тоже нет по-настоящему большой реки, метрополитена в городе тоже больше, чем трамвая.

Возможно, появится ещё одно сходство - Кольцевая линия. Но она, если и будет, то точно не в ближайшем десятилетии.


Баку. Там тоже есть теоретические планы строительства кольцевой линии. Но их реализация представляется ещё менее вероятной или, по крайней мере, ещё более отдалённой, чем в Ташкенте и Минске.

Планы развития Бакинского метрополитена.
Планы развития Бакинского метрополитена.