Железная дорога в Аэропорт Курумоч (Самара).Линия, которой хронически «не везёт», хотя это один из самых старых «аэроэкспрессов»

1,7k full reads
2,3k story viewsUnique page visitors
1,7k read the story to the endThat's 73% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Железнодорожная линия Курумоч — Аэропорт Курумоч находится в Самарской области Российской Федерации. Протяжённость железнодорожной линии составляет 10 километров. Линия однопутная, электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Куйбышевская железная дорога.


Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.
Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.
Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1993 году.
Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1993 году.
Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1993 году.
Линия появилась благодаря строительству аэропорта. Название как аэропорту, так и начальной станции линии дано по селу Курýмоч.

Официальная дата основания аэропорта Курумоч — 19 декабря 1957 года. Регулярные пассажирские рейсы открыты 15 мая 1961 года.

Аэропорт Курумоч строился как замена аэропорта Смышляевка, расположенного в черте Самары (Куйбышева). От города до аэропорта неблизко — почти пятьдесят километров. Приблизительно на таком же расстоянии от аэропорта находится Тольятти — второй по величине город Самарской области.

Железнодорожная линия Курумоч — Аэропорт Курумоч строилась одновременно с аэропортом. В 1965 году она была электрифицирована для движения пригородных поездов.



По состоянию на 2019 год, на линии было три периода пассажирского движения. Первый: ориентировочно с 1965 по 1990 год. Были электропоезда сообщением Куйбышев — Аэропорт Курумоч.

Второй период: октябрь 2008 года — лето 2009 года. Электропоезда сообщением Самара — Аэропорт Курумоч. Перед открытием их движения линию отремонтировали, построили высокую платформу на станции Аэропорт Курумоч.

Третий период: 2 августа 2016 года — 31 декабря 2018 года. Электропоезда сообщением Самара — Аэропорт Курумоч. У них была завышенная стоимость проезда (относительно прочих электропоездов) и уменьшенное число остановок.

Расписание движения электропоездов, июнь 2017 года.
Расписание движения электропоездов, июнь 2017 года.
Расписание движения электропоездов, июнь 2017 года.


Расписание движения электропоездов, июнь 2018 года.
Расписание движения электропоездов, июнь 2018 года.
Расписание движения электропоездов, июнь 2018 года.

Интересно, что в первый период движения электропоездов, то есть ориентировочно до 1990 года, аэропорт Куйбышев-Курумоч был одним из всего лишь трёх аэропортов СССР с движением "целевых" электропоездов, по тупиковой линии именно в аэропорт. Другие - Москва-Домодедово и Норильск-Алыкель. Аэропорт Москва-Внуково под эту категорию не подходил: там мало того что от станции электропоездов до аэровокзала было полтора километра, но и приемлемой для пешехода дороги не было. А тут она была, и электропоезда всё же позиционировались как аэропортовый транспорт.

Линия наиболее активно работала в период Чемпионата мира по футболу в июне 2018 года. Но и тогда объём движения был, мягко говоря, не очень плотным.

Существенным недостатком является тот факт, что станция Аэропорт Курумоч находится в стороне от здания аэровокзала. Старое пассажирское здание находится приблизительно в километре от станции. Новый гигантский аэровокзал, открытый к Чемпионату мира по футболу 2018 года, находится приблизительно в двух километрах. Продлить линию к этому зданию «забыли».

Я впервые побывал здесь 9 ноября 2009 года. Самолётом авиакомпании «Авианова» прибываю из Москвы-Внуково в Самару-Курумоч. Пешком к недействующей платформе.

Двигаюсь десять километров пешком по шпалам в темноте. Ночёвка в окрестностях станции Курумоч. Утренним электропоездом в Самару.


26 сентября 2017 года мне удалось проехать по линии в электропоезде. Полное описание экспедиции:
http://infojd.ru/dop/poezdka2017ks.html.

Электропоезд хороший и комфортный. Но, к сожалению, на последнем участке почти пустой.

Электропоезд прибыл на станцию Аэропорт Курумоч.  Сентябрь 2017 года.
Электропоезд прибыл на станцию Аэропорт Курумоч. Сентябрь 2017 года.
Электропоезд прибыл на станцию Аэропорт Курумоч. Сентябрь 2017 года.


Для сообщения с аэропортом линия в нынешнем виде почти не используется из-за удалённости от аэровокзала. Хотя после прибытия электропоезда к аэровокзалу отправляется согласованный бесплатный микроавтобус.

Следовало бы вспомнить о том, что вблизи аэропорта находится посёлок Берёза, часть жителей которого работает в Самаре. Но расписание движения электропоездов не позволяет ездить из Берёзы на работу в город.

Является недостатком и отсутствие промежуточных остановок. В «первую эпоху» движения электропоездов была промежуточная платформа 3-й километр у села Курумоч.



По состоянию на 2020 год, пассажирских перевозок на линии нет.


ИЗОБРАЖЕНИЯ

СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (СТАНЦИЯ АЭРОПОРТ КУРУМОЧ)






19.01.2019 © С. Болашенко

назад

на главную страницу