Принудительная эвакуация автомобиля. В каких случаях может произойти и что делать?

257 full reads
432 story viewsUnique page visitors
257 read the story to the endThat's 59% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Эвакуация автомобиля (задержание транспортного средства) - действие, которое должно пресекать нарушение правил эксплуатации, использования и управления транспортным средством. Порядок задержания транспортного средства расписан в статье 27.13 КоАП РФ.

Задержание обычно происходит посредством погрузки автомобиля на грузовой транспорт ("эвакуатор") и отправки его специализированную стоянку (обиходное название штрафстоянка).

Автомобиль могут задержать и увезти как в присутствии водителя в момент задержания, так и без его присутствия.

Первая ситуация - если водитель был выявлен в состоянии опьянения, без "прав" на управление транспортным средством (не отсутствие "прав" при себе, а их отсутствие в принципе, в том числе истекший срок действия), или без документов на транспортное средство. При этом в автомобиле нет трезвого человека с "правами".

А также, чисто теоретически - с неработающей тормозной системой или рулевым управлением. На самом деле в таком случае автомобиль дальше первого столба не уедет, и как его могут остановить инспекторы ГАИ в такой ситуации - непонятно.

В таких случаях я считаю эвакуацию нормальной мерой: не надо ездить пьяным за рулём! Автомобиль вернут со штрафстоянки трезвому человеку. Если промедлить с этим - возвращать придётся не тому человеку, у которого автомобиль забрали, так как он за пьянство должен быть лишён "прав", а сотрудники штрафстоянки обязаны проверять их наличие. Но обычно от момента нарушения до принятия решения о лишении "прав" проходит несколько дней.

Другая и гораздо более распространённая ситуация - когда автомобиль увезли в отсутствие водителя. Поводом для этого служит неправильная парковка.

Автомобиль могут забрать и из разрешённого места стоянки, если он на вид выглядит как хлам, годами не двигался и, особенно, если при этом ещё и нет номеров. Тогда он отправляется не на платную спецстоянку, а вначале на бесплатную спецплощадку хранения, затем на утилизацию. Но это отдельная тема.

Проблема в том, что в крупных городах России - крайний дефицит парковочных мест. При этом запрет на парковку в виде очень частых знаков "остановка запрещена", "стоянка запрещена" - по сути, способ выкачивания денег из населения. Эвакуация "неправильно" припаркованных автомобилей - сверхприбыльный бизнес.

Поэтому знаки "остановка запрещена" и "стоянка запрещена" ставят повсюду, даже там, где им делать нечего. Поэтому их нередко специально маскируют среди деревьев, разворачивают вдоль проезжей части, чтобы сложнее было заметить.

Ваш автомобиль могут эвакуировать, если он припаркован в зоне действия знака "остановка запрещена", "стоянка запрещена". Неважно, что он малозаметен или же и вовсе был установлен уже после того, как вы поставили автомобиль.

Или же если он был поставлен ближе пяти метров от пешеходного перехода. Представители ГАИ убеждены, что это расстояние отсчитывается не от "зебры", предназначенной для прохода пешеходов, а от знака 5.19 "пешеходный переход", который может находиться вдали от фактического перехода.

Принудительная эвакуация автомобиля. В каких случаях может произойти и что делать?

В Московской области при эвакуации обязательно должны присутствовать сотрудники ГАИ-ГИБДД. https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/evakuaciya-mashiny-v-podmoskove-chto-delat-esli-vash-avtomobil-otpravili-na-specstoyanku

Есть и другие причины. Например, парковка на месте, предназначенном для инвалидов, если автомобиль не внесён в реестр транспортных средств, перевозящих инвалидов, который в каждом регионе свой. Одного лишь знака "инвалид" недостаточно!

Создание помех движению. Ремонт дороги, расчистка дороги перед массовыми мероприятиями. Но в последних случаях теоретически должны не увозить на спецстоянку, а перемещать поблизости, причём бесплатно.

Решение об эвакуации автомобиля на спецстоянку в Москве может принимать как ГАИ (ГИБДД), так и ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» («АМПП»). В других регионах - обычно только ГАИ.

Принудительная эвакуация автомобиля. В каких случаях может произойти и что делать?

В Москве эвакуацией занимаются без участия ГАИ- ГИБДД. https://auto.rambler.ru/roadaccidents/42610584-evakuatsiya-avtomobilya-na-shtrafstoyanku-kak-vyzvat-evakuator-pravila-i-poryadok-evakuatsii/

Стандартная схема такая. По городу ездит автомобиль ГАИ в компании с автомобилем-эвакуатором. Он принадлежит коммерческой структуре, не являющейся государственным силовым органом.

Эвакуаторы и спецстоянки - это частный бизнес, приносящий колоссальную прибыль.

Ищут транспорт, припаркованный с нарушениями (истинными или сомнительными). Сотрудник ГАИ фотографирует автомобиль и место его стоянки. Для этого могут использовать обычный мобильный телефон. Снимает видеоролик на несколько секунд, в котором называет причину эвакуации.

Далее - работа частного бизнеса. При эвакуации автомобиль нередко повреждают. Доказать, что повреждения именно по этой причине - почти невозможно.

По закону, запрещено эвакуировать автомобиль с пассажирами, равно как запрещено требовать от них покинуть автомобиль (если это не принудительная эвакуация за вождение в пьяном виде). Если водитель вернётся до "момента начала движения эвакуатора" - обязаны прекратить процесс. Но на практике, как правило, если погрузка произошла - это уже необратимо.

Об оставленных в автомобиле вещах и животных ничего не говорится. Тут вся надежда только на то, что эвакуаторщики - "не звери". Но известны случаи эвакуации автомобилей с собаками и их последующей мучительной гибели.

Об эвакуации никто не сообщает. Несмотря на то, что по номеру автомобиля моментально вычисляется его владелец, а по имеющейся у государства базе телефонных номеров - его номер телефона.

Более того, если бы будете отслеживать свои возможные нарушения ПДД по имеющейся на сайте https://гибдд.рф/check/fines базе - ничего там не обнаружите. В момент эвакуации инспектор ГАИ лишь "подозревает" в совершении административного правонарушения, но не оформляет его. Протокол об административном правонарушении будет составлен лишь тогда, когда вы придёте в отделение ГАИ выяснять местонахождение машины.

Что делать, если вы пришли к месту, где ставили свой автомобиль, но не обнаружили его там?

Первая мысль у вас, конечно будет: по какой из двух возможных причин он исчез: криминальной (угон) или "законной" (эвакуация).

Посмотрите по сторонам, проверьте, не "спрятаны" ли в кустах дорожные знаки, запрещающие остановку или стоянку. Не велись ли на этом месте дорожные работы, которым ваш автомобиль мог помешать.

Если ничего подобного нет - значит, мог быть угон, хотя и в этом случае могла быть эвакуация по каким-то неявным причинам. Угон в наше время, когда повсюду видеокамеры, всё контролируется и преступность традиционных форм стала редкостью - исчезающее явление.

С вероятностью 99 процентов, автомобиль принудительно отправили на платную спецстоянку.

В Москве надо звонить на номер +7 (495) 539-54-54 или 3210, или заходить на сайт https://www.mos.ru/services/evakuirovali-avto/ , сообщив госномер автомобиля.

Москва - самое передовое и цивилизованное место в России, там всё проще. Возможно, вам удастся вернуть автомобиль довольно быстро, посетив для этого только спецстоянку.

Если автомобиль был прокатным, то вы можете его не возвращать, но прокатная компания спишет крупную сумму, обычно не меньше 17 000 рублей.

Принудительная эвакуация автомобиля. В каких случаях может произойти и что делать?

Спецстоянка в Москве. https://www.amur.kp.ru/daily/26767.4/3798754/

В других городах - хуже. Выясняйте адрес ближайшего отдела ГАИ и сразу идите туда. Вначале нужно обращаться в дежурную часть. Там в основном оформляют ДТП, что небыстрое дело.

Постояли час в очереди, сообщили о своей проблеме. Дежурный сотрудник выясняет, кто занимался эвакуацией вашего автомобиля. Теперь нужно дождаться именно этого сотрудника, на что, скорее всего, уйдёт ещё несколько часов. Он покажет фотографии неправильной, по его мнению, парковки. Можно поспорить с ним, можно оспорить в вышестоящих органах - но практика показывает, что это бесполезно.

В отделе ГАИ, даже в дежурной части, есть часовой перерыв на обед. Удастся ли оформить документы в выходной день - не знаю.

Придётся согласиться и подписывать протокол о нарушении ПДД. Понадобится: свидетельство о регистрации на эвакуированный автомобиль, водительское удостоверение, полис ОСАГО. Если всё это осталось в автомобиле - первым делом выясняйте адрес спецстоянки, отправляйтесь туда и забирайте. Автомобиль вам без документов из ГАИ не отдадут, но вещи из него вы имеете право забрать.

В ГАИ огромные очереди. На все эти процедуры уйдёт полдня. Оставшиеся полдня - на попадание к спецстоянке, которая может находиться неблизко, и оформление документов на ней.

Сотрудник ГАИ издевательски скажет: вы оштрафованы на 1000 рублей, но если заплатите в течение 20 дней - всего-то на 500 рублей. Как будто не зная, что на самом деле вам придётся отдать в десятки раз больше.

Наконец, вы получаете копию постановления об административном правонарушении, в котором указан номер задержанного автомобиля. Это - главное, что требуется для его возврата. Оплачивать постановление сразу не обязательно.

С копией постановления и документами на автомобиль едете на спецстоянку, адрес которой скажут в ГАИ. Это коммерческая организация, никакого отношения к государственным силовым службам не имеющая. Тем не менее, там всё строго. Договориться частным порядком не получится.

Сотрудники спецстоянки проверят ваши документы, заполнят "акт приема и возврата задержанного транспортного средства". Настоятельно посоветуют заплатить за их "услуги" на месте через автомат для приёма платежей.

По закону, автомобиль обязаны вернуть и без оплаты непосредственно на месте. В таком случае вы заполняете обязательство заплатить и становитесь должником владельца спецстоянки. Если не заплатили - он подаёт на вас в суд.

Я думаю, что не следует этим злоупотреблять. Такая возможность облегчила жизнь тем, у кого нет денег именно в данный момент. Но если решить не платить вообще - придётся отдать ещё больше.

У всех есть счета в банках, все получают зарплату на карты. В итоге деньги принудительно снимут судебные приставы, причём в ещё большем размере.

Наконец, выезжаете. Сотрудник спецстоянки открывает ворота и говорит "до свидания". Стандартная форма вежливости, но лучше бы это место больше не видеть.

------------------

Что будет, если вообще не забирать автомобиль, цена которого меньше, чем плата за "услуги" спецстоянки? Чёткого ответа нет. Основная версия - спецстоянка потребует оплаты через суд с владельца автомобиля, выявленного по номеру. Но это дело сложное. Сумма может исчисляться многими сотнями тысяч рублей, которых у обычного человека попросту нет. Скорее всего, через некоторое время автомобиль продадут на металлолом.

Вообще же, по этой причине на спецстоянки обычно не увозят автомобили, которые на вид явно очень дешёвые.

=========================

Я только что подвергся этой каре в одном из городов к северу от Москвы. Бываю там раз в неделю-две, автомобиль использую только иногда для ближних поездок с грузом. Оставляю вблизи вокзала, там не хватает свободного места.

Все же у меня пять автомобилей, хранящихся в разных точках "большого" Московского региона, включая Тверь.

Поставил автомобиль, на первый взгляд, в нормальном месте. Знак "пешеходный переход" хоть и рядом, но он относится к другой улице - не той, на которой автомобиль был поставлен. На ней пешеходного перехода в этой точке нет вообще, с чем были согласны и сотрудники ГАИ. Пешеходный переход актуален для перпендикулярной улицы и был обращен лицевой стороной к ней. Поставлен был странно, после полос "зебры", а не до, как положено. Но до собственно "зебры", обозначающей место перехода - неблизко. Всегда замечал, что на этом месте кто-то ставит автомобиль.

У ГАИ оказалось другое мнение: 5 метров от знака "пешеходный переход" в любом направлении. Как считают эти метры - тоже вызывает вопросы.

Принудительная эвакуация автомобиля. В каких случаях может произойти и что делать?

В следующий раз автомобиль потребовался лишь спустя долгое время. Прихожу, его нет.

Отдел ГАИ, полдня на очереди там. Потом - на велосипеде к спецстоянке в десяти километрах. При минус пятнадцати и местами сильном встречном ветре.

Можно оспаривать, "напирая" на то, что знак стоял не там, где положено. Но это время, которого у меня нет.

Причина была указана только как "нарушение пункта 12.4 ПДД", без уточнения, при каких обстоятельствах.

Эвакуация в Московской области стоит около 5000 рублей, сутки хранения - около 1500 рублей. Почти вдвое дороже, чем в богатой Москве. Мне пришлось отдать очень крупную сумму.

Хороший бизнес и источник наполнения чьих-то карманов!