Впервые в истории пассажирский поезд широкой колеи прибыл в Переславль! Мечты сбываются, РЖД радует!

17k full reads
34k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 49% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Переславль (официально Переславль-Залесский, в разговорной речи "-Залесский" не произносят) - город в Ярославской области, в 167 километрах от Москвы-Ярославской по железной дороге и немного ближе по автодороге.

Близко от Москвы - но здесь не Московская железная дорога, а Северная железная дорога. И, что наиболее досадно для местных жителей, не Московская область. Хотя ещё более досадно это жителям Александрова, где и вовсе 112 километров от центра Москвы - но тоже не Московская область.

Качество жизни в Московской области и всех соседних областях сильно отличается. В первом случае - высокий уровень благоустройства, частые государственные автобусы, бесплатные для половины населения, бесплатный проезд по Москве для многих, более высокая заработная плата, хотя и ниже, чем в Москве. Отсутствие статуса "полностью иногороднего" в Москве.

Преимуществ у жизни в Московской области - множество. Но так сложилось, что в юго-восточном и западном направлениях Московская область продолжается на 170 километров от центра Москвы, а в восточном и северо-восточном - лишь на 90 километров.

Переславль - важное место для русской истории. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким в качестве будущей столицы Северо-Восточной Руси. Город находится в местности, которая в то время была известна как Залесье. Поэтому - Залесский для отличия от других Переяславлей : Русского (ныне Переяслав, Киевская область Украины) и Рязанского (ныне Рязань).

В каждом из трёх Переяславлей имелась и имеется река Трубеж. Самый старый и главный из трёх Переяславлей - Русский. Третий Переяславль был в 1778 году переименован в Рязань честь другого города, находившегося в пятидесяти километрах от него и не восстановленного после разгрома монголами в 1237 году. Буква "я" из названия города официально убрана только в 1920-е годы, хотя задолго до этого употреблялась не всегда.

Русский Переяславль: там обратная ситуация, "я" оставлена, но убраны "ль". Известен Переяславской Радой в 1654 году, к её 300-летию получил официальную добавку "-Хмельницкий", позже она была убрана.

Переславль-Залесский насыщен достопримечательностями и сохраняет дух старой Руси. Это родина великого князя святого Александра Невского. Здесь находится одно из самых старых зданий России - Спасо-Преображенский собор 1152 года постройки.

Город находится на берегу озера Плещеево - самого крупного естественного водоёма в радиусе двухсот километров от Москвы.

Железная дорога Москва - Ярославль, открытая в 1869 году, прошла в двадцати километрах от Переславля. Уже тогда были планы строительства тупиковой линии в город. Но их реализовали лишь почти через сто лет.

Первой железной дорогой в Переславле была узкоколейная железная дорога в 1930-е годы. Узкоколейная железная дорога Купанского транспортного управления, http://infojd.ru/07/kupanskoetu.html . Связи с широкой колеёй не было, подвижной состав доставляли гужевым транспортом.

Строительство железной дороги Берендеево - Переславль началось в 1947 году, шло "медленно и мучительно". Первый поезд прибыл 6 января 1956 года. В постоянную эксплуатацию принята в 1964 году. «Железнодорожная линия Берендеево — Переславль».

Пассажирских перевозок тут никогда не было, ни один пассажирский поезд до 3 октября 2020 года не прошёл. Если не сто, то 99 процентов вероятности.

Коллекционеры расписаний собрали расписания движения пассажирских и пригородных поездов почти за все годы - но в них ни разу не упоминается Переславль.

На всех прочих аналогичных линиях, даже там, где пассажирские перевозки давно отменили (Семибратово - Гаврилов Ям, Луховицы - Зарайск «Железнодорожная линия Луховицы — Зарайск») есть остатки промежуточных пассажирских платформ или хотя бы их обозначения на картах. Здесь - ни одной платформы ни на местности, ни на карте. Хотя платформы были бы нужны у сёл Петровское, Ефимьево, Добрилово, Загорье и Красное.

Краевед Андрей Фоменко собрал, оцифровал и выложил в сеть "интернет" огромное количество публикаций из переславских газет с 1920-х годов. В них хорошо освещается сложная история строительства железной дороги - но ничего не говорится о прибытии пассажирского поезда. А это было бы важнейшим событием для города.

Кто-то, вроде как, вспоминал, что ездил по этой железной дороге, без деталей. Значит, в локомотиве или путейской дрезине. Когда-то это было просто. Легко было даже попросить машиниста остановить грузовой поезд в нужном месте. Уже давно, разумеется, это не так.

Пассажирские поезда в Переславль прибывали, но по узкоколейной железной дороге. Она вела в другую сторону. Их движение существовало много десятков лет. Узкоколейная железная дорога погромлена спятившими осатаневшими варварами в 2004 году.

Советский Переславль был довольно крупным городом с промышленностью и девятиэтажными домами. Он был (и остаётся) четвёртым по величине городом Ярославской области после Ярославля, Рыбинска, Тутаева.

Теперь работающей промышленности здесь почти нет. Но благодаря большой воде Переславль - довольно престижное место жительства. Недвижимость здесь дороже, чем в других аналогичных местах. Всё больше превращается в "дачный пригород" Москвы. При это здесь не Московская область, причём на пути в Москву нужно проехать транзитом ещё и Владимирскую область.

3 октября 2020 года в Переславль впервые в истории прибыл ширококолейный пассажирский поезд. То, что могло бы случиться ещё в 1870-е годы, ведь по-нормальному уже тогда должно было быть построено ответвление, как в аналогичный Зарайск. Но это произошло только 3 октября 2020 года!

Благодарить за это надо руководство компании "РЖД", которое в последние несколько лет много делает для развития пассажирских перевозок и туризма. На удивление много позитивных новостей в последние три года!

Раньше мне приходилось писать про "РЖД" исключительно плохо. Было за что. Примерно до 2016 года была катастрофа. А теперь в основном хорошее. И то, что произошло сейчас - это воплощение мечты, казавшейся безнадёжной!

Пока что это был разовый поезд. Оператор - компания "РЖД-Тур". В списке пассажирских поездов его найти было нельзя. Проезд (от Москвы до Переславля в обе стороны плюс экскурсии в городе) - 3950 рублей в сидячем вагоне. В купейном 4200 рублей. Детям лишь незначительно меньше. Так что с четырьмя детьми это было бы непозволительно много даже для меня.

Но это только начало. Для пропуска пассажирского поезда нужно было провести немалые работы: улучшить состояние пути на линии, построить пассажирскую платформу в Переславле. Всё это сделано, и теперь поезд можно пускать на постоянной основе.

Поезд особо не рекламировался. Наоборот, чуть ли не скрывался. Но я узнал.

Решаю встречать поезд на перегоне, а обратно - ехать поездом.

Выезжаю из Твери. Быстрая перебежка с Ленинградского вокзала на Ярославский. Электропоезд Москва - Пушкино, Москва - Александров от Пушкино до Александрова, электропоезд Александров - Ярославль до Берендеево.

Станция Берендеево и первые пять километров линии Берендеево - Переславль просто забиты любителями железных дорог. Откуда их взялось столько ??!! Не все они позитивные, хотя и большинство.

Мне вслед несётся: Иванов, Иванов! Постой, давай сфотографируемся! Но я должен пройти 22 километра за три часа и прибыть в Переславль в 13:00, что очень непростая задача. (Реально прибыл в 13:20).

У переезда дарю три книги «ПО РЕЛЬСАМ И ПО ЗЕМЛЕ» вероятно, работникам посольства (жаль, не спросил, какой страны), приехавшим на автомобиле с дипломатическими номерами. По первым цифрам номера 004 - США.

Поезд встречаю у пересечения с дорогой на Скоблево.

Впервые в истории пассажирский поезд широкой колеи прибыл в Переславль! Мечты сбываются, РЖД радует!

Поезд следовал от Москвы-Ярославской до Александрова с электровозом, от Александрова до Переславля с паровозом П36-0110, от Переславля до Москвы-Ярославской с тепловозом ТЭП70БС-318 приписки депо Иваново.

В Переславле нет треугольника, развернуть паровоз негде. (Когда-то, вероятно, был, ведь паровозы тут как минимум до 1960-х годов работали. Хотя могло и не быть, на небольшой скорости допускалось движение тендером вперёд, также могли использоваться безтендерные паровозы). В данной ситуации в обратном направлении паровозная тяга невозможна. Паровоз отцепили от состава и вытянули тепловозом ТЭМ14-0032 после отправления пассажирского поезда.

Состав пассажирского поезда - четыре вагона, из них один сидячий и три купейных. Все - с символикой поезда "Рускеальский экспресс". Все заполнены "под завязку", ни одного свободного места, несмотря на высокую цену и отсутствие массовой рекламы!

На станции Переславль весь день было оживлённо, туда приходили многие местные жители. Ну ещё бы - важнейшее событие в истории города за последние 60 лет! Предыдущее важнейшее событие - прибытие первого ширококолейного поезда, но он не был пассажирским.

Обратный путь от Переславля до Москвы-Ярославской - 3 часа 12 минут. Это неплохая скорость для 167 километров, а если бы не тащились за медленным электропоездом после Александрова, можно было бы ещё на как минимум на полчаса быстрее. Промежуточные остановки Берендеево и Александров были короткими и техническими. Прибытие в Москву под тепловозом, что бывает крайне редко.

Раньше грузовые поезда преодолевали 22 километра от Берендеево до Переславля за полтора часа. Была скорость велосипеда.

А теперь скорость тут оказалась даже выше, чем на линиях Софрино - Красноармейск и Реутово - Балашиха! Впрочем, на них есть промежуточные остановки, а здесь нет. Скорость тут выше скорости Московского метрополитена - но там, опять же, промежуточные остановки примерно каждые полтора километра.

--------------------------

Что тут теперь надо делать. Моё мнение: нужно регулярное сообщение. Обсуждаются два варианта: пригородный поезд Александров - Переславль и прямое сообщение Москва - Переславль.

В первом случае состав пригородного поезда Иваново - Александров, вместо того, чтобы стоять без дела семь часов от прибытия в Александров до отправления обратно на Иваново, мог бы следовать в Переславль и обратно. Тогда отправление из Александрова было бы около 10:00, из Переславля - около 15:00.

Но это был бы пересадочный маршрут с традиционным подвижным составом. Практика показывает, что это не привлекает пассажиров.

Другой вариант - прямые поезда ЭС1 (ЭС2ГП) "Ласточка" Москва - Переславль, участок Берендеево - Переславль или Александров - Переславль под тепловозом.

Это более перспективный вариант. Сам по себе факт использования подвижного состава в виде поездов "Ласточка" - мощный "генератор" пассажиропотока. Странно, но это так. Когда пускали, например, поезда Санкт-Петербург - Псков в виде тепловоза и комфортных сидячих вагонов - они не заполнялись. Как только пустили поезда "Ласточка" - стали заполняться так, что мест не хватает. Хотя комфортность и время в пути остались прежними.

Учитывая, что Переславль - во многом дачное место, тут было бы логично такое же движение, как маршруте Москва - Конаково в части экспрессов, ориентированных на московских дачников: по субботам и воскресеньям утром из Москвы, вечером на Москву.

Электрификации этого участка мне, как нелюбителю электрифицированных железных дорог, не хотелось бы. К счастью, и не будет: это очень большие вложения. Даже на участке Новки - Иваново при четырёх ежедневных электропоездах под тепловозом планов электрификации в ближайшие годы нет. (Именно в ближайшие годы).

Недостатком является тот факт, что станция Переславль находится на "задворках" города. Тогда как железная дорога в виде подъездного пути уходит на территорию почти недействующей текстильной фабрики "Красное Эхо" и доходит почти до главной площади города с восьмисотлетним храмом. В принципе, можно было бы договориться об использовании этого участка и строительстве вокзала в центре города. Но это тоже очень много "бумажных" проблем и большие вложения.

Наиболее вероятным представляется запуск поездов "Ласточка" Москва - Переславль. Такие планы имеются.

Будем надеяться, что в Переславле скоро появится регулярное движение поездов, за три часа с комфортом до Москвы. И не за 3950 рублей, а по стандартной, доступной цене.

Поезд Москва - Переславль в случае регулярного движения, несомненно, должен быть пригородным. То есть по сути продление туда одного из ускоренных пригородных поездов Москва - Александров. До Александрова (112 километров) комфортные пригородные поезда, обслуживаемые сейчас составами ЭД4М, доезжают за 1:40. Затем двадцать минут на прицепку тепловоза, час до Переславля.

Целесообразно сохранить имеющиеся остановки нынешних александровских экспрессов: Северянин, Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково, Сергиев Посад, Струнино. Затем - Балакирево, Берендеево. На участке Берендеево - Переславль нужны промежуточные остановки хотя бы около Добрилово и Красного.

А паровозные туры теперь можно направить в Зарайск. Там ситуация такая же, тоже много древностей, такое же расстояние, но организационно это немного проще, так как маршрут полностью пролегает по Московской железной дороге.

У села Красное. На календаре октябрь, но погода и жара - летние!
У села Красное. На календаре октябрь, но погода и жара - летние!
У села Красное. На календаре октябрь, но погода и жара - летние!

Первый пассажирский поезд на станции Переславль.
Первый пассажирский поезд на станции Переславль.
Первый пассажирский поезд на станции Переславль.
Официальное название станции  по ТРА - Переславль, без "-Залесский".
Официальное название станции по ТРА - Переславль, без "-Залесский".
Официальное название станции по ТРА - Переславль, без "-Залесский".

Впервые в истории пассажирский поезд широкой колеи прибыл в Переславль! Мечты сбываются, РЖД радует!
Впервые в истории пассажирский поезд широкой колеи прибыл в Переславль! Мечты сбываются, РЖД радует!