Закрытые города (ЗАТО). Их существование нарушает Конституцию России. Такого не должно быть!

7,3k full reads
18k story viewsUnique page visitors
7,3k read the story to the endThat's 40% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

В России существуют "закрытые города", имеющие официальный статус "Закрытое административно-территориальное образование" (ЗАТО): Саров, Северск, Озёрск и ещё около пятидесяти, куда почти невозможно попасть даже на короткое время. И их наличие нарушает Конституцию Российской Федерации.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Конституция России гарантирует свободное передвижение. Но запретные или полузапретные территории есть, и в обозримом будущем останутся.

ЗАТО — это города, основная специализация которых связана с научной или военной деятельностью. Закрытость изначально была по соображениям секретности.

В период существования СССР такие города были не только строго отгорожены от внешнего мира, но и сам факт их существования считался тайной. "Секрет", который был всем известен - но тем не менее.

Такие города, помимо обычного названия (где-то совпадало с нынешним, где-то не совпадало) имели ещё и "кодовое" название, присваивавшееся, как правило, по центру того региона, где находился закрытый город. Томск-7 (Северск), Челябинск-40 (Озёрск), Челябинск-70 (Снежинск), Красноярск-26 (Железногорск), Красноярск-45 (Зеленогорск), Пенза-19 (Заречный) и многие другие. Арзамас-16 (Кремлёв, ныне Саров) в 1954-1957 годах был в Арзамасской области.

Есть мнение, что цифры означают расстояние до "исходного" города. Это не так. Можно считать, что от Северска до Томска 7 километров, но не до центра. Равно как от Железногорска до Красноярска - но только если учитывать расстояние до окраины Красноярска. Но, к примеру, от Красноярска до Зеленогорска примерно 140 километров.

Изначально эти города значились в документации как "почтовые ящики". Причём Железногорск был вначале "п/я 9", а не "п/я 26". С тех времён до наших дней сохранилось его разговорное название "Девятка".

По неподтверждённым данным, когда-то этот цифровой код совпадал с почтовым индексом. Но в нынешних почтовых индексах Сарова нет цифр 16, в почтовых индексах Железногорска нет цифр 26.

Жителей закрытых городов при нахождении за их пределами обязывали называть своим местом жительства ближайший региональный центр - то есть житель Зеленогорска был обязан представляться жителем довольно далёкого от него Красноярска. В паспорте у него, скорее всего, была прописка там же. В официальном почтовом адресе жителей значился региональный центр. Нумерация домов на улицах, чьи названия совпадали с улицами в региональном центре - начиналась с большой цифры. Нумерация школ и других учреждений тоже начиналась с трёхзначного числа. Один лишь факт разглашения информации о существовании закрытого города теоретически мог повлечь проблемы.

На общедоступных картах в СССР, естественно, закрытые "атомные" города не обозначались. Однако некоторые нынешние ЗАТО всё же не имели секретности и обозначались на общедоступных картах СССР, в справочниках и в статистике. Таких немного: это Североморск, Полярный (Александровск).

Чёткого подхода к обозначению секретных городов на топографических картах в СССР не было. Напоминаю, что все топографические карты до 1990 года имели гриф "Секретно", он был обязательно пропечатан в правом верхнем углу.

Тем не менее, не являлось особой редкостью попадание таких карт к обычным людям.

Те, кто увлекался серьёзным туризмом, добывали топографические карты разными способами.

Кремлёв (Арзамас-16) был обозначен под названием "Сарова". Хотя такое название (именно из шести букв) никогда не являлось официальным. Город был обозначен детально и корректно, вместе со всеми объектами.

В то же время: на месте красноярских Железногорска и Зеленогорска - на
секретных топографических картах один только лес. Города секретные,но ведь и карты тоже секретные, предназначались для военных!

Карта 1977 года. Из http://infojd.ru/28/berechino_karty.html  . Официальными названиями на тот момент были Кремлёв и Арзамас-16. Казалось бы, город не менее секретный, чем Красноярск-26 - однако он был обозначен на топографических картах.
Карта 1977 года. Из http://infojd.ru/28/berechino_karty.html . Официальными названиями на тот момент были Кремлёв и Арзамас-16. Казалось бы, город не менее секретный, чем Красноярск-26 - однако он был обозначен на топографических картах.
Карта 1977 года. Из http://infojd.ru/28/berechino_karty.html . Официальными названиями на тот момент были Кремлёв и Арзамас-16. Казалось бы, город не менее секретный, чем Красноярск-26 - однако он был обозначен на топографических картах.

Секретность таких городов ушла в историю примерно в 1991 году. Но "закрытость" подавляющего большинства из них осталась. Ныне объясняется «мерами безопасности» и необходимостью поддержки элитарного статуса их жителей.

---------------------------------------

СПИСОК ЗАТО И ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

ЗАТО, созданные в целях обеспечения функционирования объектов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

Железногорск (Красноярск-26), Красноярский край — Горно-химический комбинат (производство плутония, хранение и переработка облучённого ядерного топлива). Есть электропоезда в качестве служебного транспорта. По периметру колючая проволока.

Зеленогорск (Красноярск-45), Красноярский край — Электрохимический завод (газоцентрифужное производство обогащённого урана-235 и других изотопов). По периметру колючая проволока (возможно, на дальних участках разрушилась).

Заречный (Пенза-19), Пензенская область — Производственное объединение «Старт» имени М. В. Проценко (сборка ядерных боеприпасов, других типов высокотехнологичного оружия и электроники). По периметру колючая проволока.

Лесной (Свердловск-45), Свердловская область — ФГУП Комбинат «Электрохимприбор» (электромагнитное разделение изотопов). По периметру колючая проволока, однако город хорошо виден из вплотную примыкающего к нему "обычного" города Нижняя Тура.

Новоуральск (Свердловск-44), Свердловская область — Уральский электрохимический комбинат (газодиффузионное обогащение урана), НПО «Центротех» (созданное на базе 6 организаций, в том числе расположенных в г. Новоуральске предприятий «Уралприбор», «Новоуральский научно-конструкторский центр» и «Уральский завод газовых центрифуг»). По периметру колючая проволока, однако город виден из вплотную примыкающего к нему посёлка Верх-Нейвинск.

Озёрск (Челябинск-40), Челябинская область — химкомбинат «Маяк» (переработка и хранение облучённого ядерного топлива и радиоактивных отходов, производство плутония). По периметру колючая проволока, кроме берега озера - там постоянные патрули на катерах, зимой на снегоходах.

Саров (Кремлёв, Арзамас-16), Нижегородская область — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (разработка ядерных боеприпасов). По периметру колючая проволока, строжайший режим охраны.

Северск (Томск-7), Томская область — Сибирский химический комбинат (производство плутония и урана-235, разделение изотопов). По периметру колючая проволока.

Снежинск (Челябинск-70), Челябинская область — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина (разработка ядерных боеприпасов). По периметру колючая проволока.

Трёхгорный (Златоуст-36), Челябинская область — Приборостроительный завод Росатома (производство ядерных боеприпасов). По периметру колючая проволока.

3 ЗАТО, созданных в целях обеспечения функционирования объектов Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»:

Звёздный городок (Московская область) — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина». Охраняется, но не очень строго.

Солнечный (Тверская область) — филиал Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина, завод «Звезда». Город находится на острове посреди озера Селигер.

Циолковский (ранее Углегорск, Амурская область) — космодром «Восточный».

1 ЗАТО, созданное в целях обеспечения функционирования объектов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации:

Радужный (Владимирская область) — Государственный лазерный полигон «Радуга». Охраняется, но не строго.

ЗАТО, созданные в целях обеспечения функционирования объектов Министерства обороны Российской Федерации:

Власиха (Московская область) — Главный штаб РВСН;

Восход (Московская область) — Ордена Красной звезды Центр связи РВСН;

Горный (Забайкальский край) — ныне расформированная 4-я ракетная Харбинская дивизия РВСН;

Звёздный (Пермский край) — ныне расформированная 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская дивизия РВСН;

Знаменск (Астраханская область) — Государственный центральный межвидовой полигон "Капустин Яр" Министерства обороны Российской Федерации;

Комаровский (Оренбургская область) — Ясненское ракетное соединение (13-я ракетная Краснознамённая дивизия);

Молодёжный (Московская область) — 142-й приёмный узел связи, 176-й центр спутниковой связи;

Озёрный (Тверская область) — Бологоевское ракетное соединение (7-я гвардейская Краснознамённая Режицкая ракетная дивизия);

Первомайский (Кировская область) — Юрьянское ракетное соединение (8-я Мелитопольская Краснознамённая ракетная дивизия);

Светлый (Саратовская область) — Татищевское ракетное соединение (60-я Таманская ракетная ордена Октябрьской революции Краснознамённая дивизия);

Свободный (Свердловская область) — Тагильское ракетное соединение (42-я ракетная дивизия);

Сибирский (Алтайский край) — Барнаульское ракетное соединение (35-я ракетная Краснознамённая орденов Кутузова и Александра Невского дивизия);

Солнечный (Красноярский край) — Ужурское ракетное соединение (62-я Краснознамённая ракетная дивизия);

Уральский (Свердловская область) — 21-й арсенал.

Александровск, Полярный (Мурманская область) — объекты Северного флота;

Видяево (Мурманская область) — объекты Северного флота;

Вилючинск (Камчатский край) — объекты Тихоокеанского флота;

Заозёрск (Мурманская область) — объекты Северного флота;

Островной (Мурманская область) — объекты Северного флота;

Североморск (Мурманская область) — объекты Северного флота;

Фокино (Приморский край) — объекты Тихоокеанского флота.

Краснознаменск (Голицыно-2, Московская область) — Главный испытательный космический центр Министерства обороны Российской Федерации им. Г. С. Титова (ГИКЦ)

Мирный (Архангельская область) / космодром Плесецк — 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации (Космодром «Плесецк»).

Прочие ЗАТО:

Межгорье (Белорецк-16), (Республика Башкортостан) — Управление строительства № 30. Никто с точностью не может объяснить назначение города и объектов при нём, находящихся под горой Ямантау. Основная версия - гигантский подземный бункер на случай глобальной катастрофы.

---------------------------------------

Что нужно знать о ЗАТО?

Можно ли туда переехать на постоянное место жительства? Можно ли посетить их кратковременно?

Нет, ни то, ни другое невозможно. То есть в принципе возможно, но для этого от вас потребуются огромные, многомесячные усилия (если действовать по закону).

И вовсе не факт, что они увенчаются успехом. Более того: если вы обычный средний человек - скорее всего, не увенчаются.

В некоторые ЗАТО можно попасть нелегально под угрозой серьёзного наказания.

В некоторые части некоторых ЗАТО доступ свободный, там особая ситуация. О ней - ниже.

Нарушает ли факт их существования Конституцию России? Да, нарушает. На мой взгляд, сомнений нет. Так говорится о свободе передвижения и выбора места жительства.

Можно найти законные основания не пускать на военные и промышленные объекты, на территории, например, нефтяных месторождений, в вахтовые посёлки, где никто не живёт постоянно. Но закрытость населённых пунктов (городов), где живут постоянно - однозначно противоречит.

Нельзя сказать, что есть лишь ограничение права на пребывание и проживание в таких местах, а не полный запрет. Ибо, как было сказано, добиться разрешения проживать в Сарове и даже кратко посетить его обычному человеку почти невозможно! Де-факто это тотальный запрет. Особенно возмутительным и наглым является тот факт, что житель Сарова не может пригласить своих знакомых - может только родственников на уровне отец, мать, брат и подобное.

Почему тогда они существуют? Никто не знает.

---------------------------------------

Ещё раз напомню очевидное и неоспоримое. Нельзя смешивать ЗАТО с промышленными объектами или воинскими частями. На промышленном предприятии не живут. Ничего общего. А здесь - живут. Именно поэтому ЗАТО противоречит Конституции. Будь это вахтовый посёлок, где постоянно не живут - не противоречило бы.

Закрытый охраняемый посёлок для богачей, у нас есть такие. Это, на мой взгляд, тоже плохо, но это Конституции не противоречит. Ибо там любой желающий может купить дом - были бы деньги. А в жёстких ЗАТО уровня Сарова - нельзя ни за какие деньги. И самое главное, в таком посёлке охрана - это твоя прислуга, а не твой надзиратель, который над тобой издевается. Ты сказал охраннику - пропустить моего друга Иванова, он пропускает. В ЗАТО это невозможно.

(Предложения о продаже квартир в ЗАТО встречаются. Можно найти такие объявления даже по Сарову. Но это вовсе не значит, что любой желающий может купить, въехать и пользоваться. Ничего подобного! Это рассчитано либо на тех, кто уже живёт в соответствующем закрытом городе и желает улучшить жилищные условия, либо на тех, кто попал в счастливое число принятых на работу в ЗАТО).

Наказание за нелегальный вход в ЗАТО, согласно КоАП РФ — штраф от 3000 до 5000 рублей. Для иностранных граждан возможен последующий запрет на въезд в Россию. Подвергнуться наказанию можно как непосредственно при попытке войти в ЗАТО через дыру в заборе, так и внутри закрытого города — при проверке документов на улице или внутри помещения.

Степень реальной закрытости в разных ЗАТО отличается. В «простых» (например, Радужный) контроль только на автодороге. Рядом с контрольным постом — пешеходные тропы, которыми активно пользуется население. Изредка могут устраиваться показательные облавы, но все продолжают ходить. Иногда показательно штрафуют на 5000 рублей даже в Радужном.

В «жёстких» ЗАТО (например, Северск и Саров) принципиально иначе. Город Саров окружён многорядным проволочным забором с контрольно-следовой полосой, датчиками и видеокамерами. Постоянно курсируют вооружённые патрули. Попасть нелегально почти невозможно. Легально — тоже почти невозможно. Только при наличии близких родственников, или в связи с научной деятельностью.

Пассажирские поезда Российских железных дорог курсируют только в одно ЗАТО — Саров. Это ежедневный поезд сообщением Москва — Саров, в расписаниях представлен как Москва — Берещино. Последние десять километров путей перед станцией Саров в сеть железных дорог РЖД не входят. Пассажиры покупают внутри вагона особый билет на этот участок.

Саров - важный для России, желанный и недосягаемый город, но вокзал здесь выглядит несоразмерно его значимости. Из https://wikimapia.org/6397229/ru/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F   Сюда прибывает поезд из Москвы, хотя его много раз пытались отменить. Станция известна под двумя названиями - Саров и Тупиковая.
Саров - важный для России, желанный и недосягаемый город, но вокзал здесь выглядит несоразмерно его значимости. Из https://wikimapia.org/6397229/ru/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F Сюда прибывает поезд из Москвы, хотя его много раз пытались отменить. Станция известна под двумя названиями - Саров и Тупиковая.
Саров - важный для России, желанный и недосягаемый город, но вокзал здесь выглядит несоразмерно его значимости. Из https://wikimapia.org/6397229/ru/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F Сюда прибывает поезд из Москвы, хотя его много раз пытались отменить. Станция известна под двумя названиями - Саров и Тупиковая.

Саров был духовным центром православия. Но сейчас это, к сожалению, самое закрытое из всех российских ЗАТО. Степень недоступности выше, чем у остальных.

Никакого смысла в существовании ЗАТО в нынешнем виде нет. Это дикость и маразм. Есть такое мнение: учёным и труженикам оборонной промышленности нужно создавать комфортные условия. Но их там нет! ЗАТО - это не уголки идеального общества, где живут идеальные люди, где никто не пьёт и не курит, никогда не совершает правонарушений и преступлений, где не нужно запирать двери.

Нет там такого! Даже несмотря на попытки убирать оттуда "недостойных" жителей. (Что, по сути невозможно, ибо является совсем уж вопиющим нарушением закона. И как оценить степень недостойности?). Сегодня - выдающийся учёный, завтра - спившийся алкаш. Пусть и нечасто, но такое бывает. Или - образцовый труженик, но "бес попутал", совершил бытовое убийство. Кроме того, помимо учёных, в любом городе нужны также продавцы, сантехники и даже дворники - без них никак не обойтись.

Несомненно, такие города - более культурные и цивилизованные, чем большинство российских городов. Но я убеждён, что это никак не связано с наличием забора и дичайшего, антиконституционного пропускного режима. Открытые города науки, будь то Дубна, Пущино или Протвино, ничем не хуже "заколючных" городов.

Тот факт, что в открытых городах науки нет колючей проволоки, нарушающей закон и делающей его жителей похожими на обитателей какого-то гетто или зоопарка - на мой взгляд, отличие в лучшую сторону!

Все ядерные, военные, промышленные, научные объекты, естественно, должны хорошо охраняться. Но не следует путать и смешивать такие объекты и жилые районы!

-------------------------------

Очень интересная особенность - деревни в составе ЗАТО, и прочие территории, входящие в состав ЗАТО, но не входящие в охраняемый периметр. Территория ЗАТО может совпадать с территорией, ограждённой колючей проволокой (если таковая есть). Но может и не совпадать!

Территория ЗАТО Железногорск в Красноярском крае включает огороженные многорядным забором ядерные объекты (забор нужен и уместен, спора нет), город с прилегающей территорией (забор с КПП не нужен, всё это требует сноса). А также село Додоново и деревню Шивера, которые находятся за пределами огороженного колючей проволокой периметра. Шивера находится ещё и на противоположном от Железногорска берегу огромной реки Енисей.

Додоново - старинное село, основанное казаками почти пятьсот лет назад. Находится в пяти километрах от Железногорска. В паспорте у его жителей значится: закрытое административно-территориальное образование "Железногорск", село Додоново, улица ...

Почти все жители села Додоново работают в Железногорске. Факт прописки в Додоново означает наличие бессрочного права туда въезжать. Но чтобы въехать туда, равно как и выехать обратно, нужно проходить такую же процедуру досмотра и оформления, как и всем прочим! Автомобиль останавливают, пассажиры выходят, им внимательно смотрят в лица, требуют открыть багажник.

Въезд в Додоново из внешнего мира по закону никак не ограничен. Физически это непросто, так как единственная автомобильная дорога туда ведёт через Железногорск. Чтобы добраться на автомобиле, нужен специальный транзитный пропуск. Без автомобиля можно добраться по воде или пешком.

Есть ли ограничения на постоянную прописку в Додоново, может ли там поселиться любой желающий? Это мне не известно.

Шивера - ещё более удивительная ситуация. Это левый берег Енисея (Железногорск на правом), более того - не совсем напротив Железногорска. На вид это самая обычная деревня, причём депрессивная. Как и за какие заслуги она попала в состав ЗАТО - никто не может сказать. Никакие пропуска туда, естественно, не требуются. Единственная дорога в деревню ведёт по левому берегу, а огороженный периметр - только на правом берегу. Жителям Шиверы (самым обычным селянам) даровано право свободно въезжать в охраняемый периметр Железногорска.

http://www.gig26.ru/statii/obschestvo/nid-14899.html - непростая жизнь в Шивере.

Въезжать туда периодически приходится по бюрократическим вопросам, ведь там - все органы власти для жителей Шиверы. ЗАГС, пенсионный фонд и прочее. Но попасть туда непросто, даже несмотря на бессрочный пожизненный пропуск. Туда нет дороги, как и паромного сообщения. Либо на моторной лодке несколько километров до Додоново (зимой опасно - река Енисей здесь никогда не замерзает, но использование плавсредств зимой не рекомендуется) , либо в объезд, то есть 130 километров вместо прямых 5 километров.

Есть автомобильный тоннель под Енисеем, но он является имуществом "закрытого" предприятия, и пользоваться им дозволено только его сотрудникам, в особых случаях автомобилям полиции и скорой помощи.

Такая же ситуации в Северске: есть деревни, входящие в состав ЗАТО Северск, но не входящие в огороженный колючей проволокой периметр. Туда тоже можно свободно въезжать из внешнего мира, их жители тоже пользуются правом доступа в огороженную часть ЗАТО.

==============================

Железные дороги есть в большинстве ЗАТО. Пассажирские поезда из внешнего мира, как было сказано, курсируют только в Саров. Немного о поездах на Саров: http://infojd.ru/28/berechino.html «Железнодорожные линии Шатки — Берещино — Первомайск, Берещино — Саров»

В ЗАТО Мирный, ЗАТО Знаменск (Капустин Яр) и ЗАТО Железногорск курсируют внутренние пассажирские поезда служебного назначения.

В трёх городах ими могут воспользоваться не все жители, а только сотрудники с соответствующим пропуском.

Заявлялось о планах пустить такие же поезда в Циолковском.

В Мирном поезда курсируют между жилой частью города и воинскими частями, стартовыми площадками космодрома "Плесецк".

Состав поездов: тепловоз и пассажирские вагоны, причём весьма комфортные. Самый дальний маршрут - почти на сто километров от города.

В Знаменске (Капустин Яр) примерно то же самое. В Мирном, в Знаменске, как и в похожем Байконуре, обиходное название пассажирских поездов - "мотовоз".

Капустин Яр, 2011 год. http://www.kapyar.ru/index.php?pg=6&phpg=11&idmess=7 В Мирном аналогичные поезда выглядят ухоженно и идеально.  Здесь - на вид обычный пригородный поезд в дальней глубинке, или даже где-нибудь в Казахстане. Но это очень непростой поезд, мало кому доступный.
Капустин Яр, 2011 год. http://www.kapyar.ru/index.php?pg=6&phpg=11&idmess=7 В Мирном аналогичные поезда выглядят ухоженно и идеально. Здесь - на вид обычный пригородный поезд в дальней глубинке, или даже где-нибудь в Казахстане. Но это очень непростой поезд, мало кому доступный.
Капустин Яр, 2011 год. http://www.kapyar.ru/index.php?pg=6&phpg=11&idmess=7 В Мирном аналогичные поезда выглядят ухоженно и идеально. Здесь - на вид обычный пригородный поезд в дальней глубинке, или даже где-нибудь в Казахстане. Но это очень непростой поезд, мало кому доступный.

В Железногорске курсируют электропоезда для персонала горно-химического комбината с ядерной специализацией.

Есть два маршрута: от жилой части до северной части комплекса и от жилой части до подземной станции, похожей на станцию Московского метрополитена. Попасть в электропоезд невозможно даже большинству жителей города. Будучи жителем остальной части планеты, легально увидеть электропоезд можно, проплывая по реке Енисей - часть линии проходит по берегу, огороженному колючей проволокой.

Из https://pikabu.ru/story/zheleznogorskgorod_kotorogo_net_4621897  . Знаменитая фотография. Её сделал журналист, допущенный к строжайше закрытому объекту. Обычному человеку увидеть это почти невозможно, проехать в этом электропоезде - тем более.
Из https://pikabu.ru/story/zheleznogorskgorod_kotorogo_net_4621897 . Знаменитая фотография. Её сделал журналист, допущенный к строжайше закрытому объекту. Обычному человеку увидеть это почти невозможно, проехать в этом электропоезде - тем более.
Из https://pikabu.ru/story/zheleznogorskgorod_kotorogo_net_4621897 . Знаменитая фотография. Её сделал журналист, допущенный к строжайше закрытому объекту. Обычному человеку увидеть это почти невозможно, проехать в этом электропоезде - тем более.

Раньше (приблизительно до 2002 года) пассажирские поезда для персонала были также в ЗАТО Северск. В ЗАТО Первомайский под Юрьёй в Кировской области движение пассажирских поездов служебного назначения было прекращено в 2011 году. Возможно, такие поезда были также в Озёрске и Межгорье.